Инновационная деятельность в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:27, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является определение правовых, организационных и технологических аспектов защиты инноваций в сфере туризма.
В ходе достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи: во-первых, рассмотрены теоретические основы инноваций в туризме, во-вторых, изучены механизмы защиты инноваций в сфере туризма.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы инноваций в туризме……………………………………………….5
1.1 Понятие «инновация», виды и функции инноваций………………………………………5
1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме………………………………………...7
1.3 Инновационная деятельность в туризме…………………………………………………...9
2. Механизмы защиты инноваций в сфере туризма………………………………………….11
2.1 Использование прав на интеллектуальную собственность в сфере туризма…………...11
2.2. Способы охраны и защиты интеллектуальной собственности…………………………14
2.3. Международные соглашения об охране интеллектуальной собственности…………...18
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР по иновациям.docx

— 47.57 Кб (Скачать файл)

Основные направления  инновационной деятельности в сфере  туризма и гостеприимства:

- выпуск новых видов  туристского продукта, ресторанного  продукта, гостиничных услуг и  т.д.;

- использование новой  техники и технологии в производстве  традиционных продуктов;

- использование новых  туристских ресурсов, ранее не  использовавшихся. Уникальный пример - путешествия туристов на космических  кораблях;

- изменения в организации  производства и потребления традиционного  туристского, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.; новый  маркетинг, новый менеджмент;

- выявление и использование  новых рынков сбыта продукции  (гостиничные и ресторанные цепи).

   Основу инновационной  деятельности во всех секторах  экономики составляет реализация  достижений научно-технического  прогресса. Сказанное в полной  мере относится и к сфере  социально-культурного сервиса и  туризма.

   Научно-техническая  революция не только стала  материальной основой формирования  массового туризма. Она оказала  огромное влияние на инновационную  деятельность в социально-культурный  сервис и туризм через высокие  технологии, к числу которых относятся  новые материалы, микропроцессорная  техника, средства информации  и связи, биотехнологии.

   Появление полимерных, композитных и других новых  материалов привело к появлению  новых видов одежды и обуви,  нового спортивного и иного  снаряжения, новой тары и упаковки  и т.д. Новые материалы стали  материальной основой экстремального  туризма, способствовали развитию  водного, горного и ряда других  видов туризма.

   Появление современных  средств информации и связи  оказало глубокое влияние на  общественное производство и  быт людей. Современную туристскую  деятельность и работу туристских  фирм нельзя представить без  Internet. Современная аудио-видео-техника существенно изменила технологию менеджмента. Управление переводится в режим реального времени и т.д.

   Таким образом,  инновационная деятельность в  сфере туризма направлена на  создание нового или изменение  существующего продукта, на совершенствование  транспортных, гостиничных и других  услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных  и телекоммуникационных технологий  и современных форм организационно  управленческой деятельности.

 

2. Механизмы защиты инноваций  в сфере туризма

2.1 Использование прав  на интеллектуальную собственность  в сфере туризма

   Широко распространенной  формой передачи прав на использование  интеллектуальной собственности  является франчайзинг. Термин  происходит от французского слова  franchise, что означает "льгота", "привилегия". Договоры франчайзинга и организация бизнеса путем формирования франчайзинговых сетей применяются в сфере предпринимательской деятельности и заключаются с целью создания новых хозяйственных комплексов, расширения сети сбыта товаров и услуг (магазины, рестораны, гостиницы и др.).

   Франчайзинг является  вертикально интегрированной системой, в основе построения которой  лежит соглашение о том, что  одна сторона (франчайзер) предоставляет другой (франчайзи) за вознаграждение право использовать принадлежащие ему права на интеллектуальную собственность при обязательном условии применения системы ведения дел, разработанной и применяемой франчайзером.

  Франчайзинг предполагает  многообразные формы и довольно  сложную систему взаимоотношений  с высоким уровнем индивидуализации  между франчайзером и франчайзи, которые зависят от отраслевой принадлежности участников, стратегических целей, ресурсов, регионального расположения и др., поэтому выработать единую модель договора практически невозможно.

   Можно выделить  ряд признаков, которые присущи  франчайзингу. К ним относятся:  наличие у франчайзера официально признанных прав на интеллектуальную собственность и системы ведения дел (разработанные стандарты, ноу-хау и др.). Перед заключением соглашения франчайзер должен раскрыть информацию, необходимую франчайзи для ведения дел, а в процессе сотрудничества осуществлять обязательную поддержку (техническая документация, обучение и др.). Франчайзи принимает на себя обязательство вести дело в полном соответствии с требованиями франчайзера, за счет собственных средств производить необходимые инвестиции в дело и выплачивать франчайзеру согласованное сторонами вознаграждение. Франчайзинг предполагает длительный характер отношений и юридическую самостоятельность сторон. Франчайзинг широко применяется в гостиничном бизнесе.

   Для создания и  формирования сети однородных  предприятий с одинаковыми условиями  ведения хозяйственной деятельности  в Беларуси применяется "коммерческая  концессия" (понятие аналогичное  известному в зарубежном законодательстве  понятию "франчайзинг" или  "франшиза", однако не совсем  эквивалентное по содержанию).

   Создавая подобные  объединения, его участники, как  правило, преследуют такие цели:

-  расширение объема  операций на рынке и противостояние  все возрастающей конкуренции  со стороны крупных фирм;

- получение повышенной  комиссии или других льгот  от производителей туристских  услуг и туроператоров;

- сокращение за счет  совместного участия издержек (единые  юридическая служба, бухучет и  др.) и расходов на продвижение  туристского продукта;

-  использование и внедрение  единого бренда;

-  изменение качественного  уровня предприятия за счет  применения передовых технологий.

   Структура сети  предполагает централизованную  систему управления и делегирование  каждым из участников определенной  части своих полномочий создаваемому управляющему органу. Этот орган разрабатывает маркетинговую и рекламную политику, определяет поставщиков услуг, проводит с ними переговоры и заключает договоры, осуществляет бухгалтерский учет, решает вопросы подбора и обучения персонала. Через него проходят все платежи розничных точек, входящих в сеть. Во избежание конфликтов между участниками следует договориться о будущей конструкции, распределении полномочий и других конкретных деталях сотрудничества.

   Если участники  создаваемой сети агентств хотят  достичь отдельных конкретных  целей или объединить только  маркетинговые усилия, то управление  таким объединением может быть  частично централизованным. В этом  случае функции головного офиса  ограничиваются рекламной или  маркетинговой политикой и заключением  договоров с туроператорами на  специальных условиях. При этом  руководители агентств обладают  большой свободой действий. Однако  такая независимость партнеров  по сети в определенных условиях  может привести к быстрому  распаду союза.

   Туристские агентства  могут вступить или присоединиться  к уже существующей сети - независимой  или операторской. Войдя в состав  такой сети, новые участники сразу  получают преимущество: раскрученную  марку, повышенную комиссию и  другие блага.

   Следует иметь  в виду, что принцип организации  сети зависит не только от  поставленных целей, но и от  имеющихся ресурсов. Как показывает  опыт, планируемые затраты на  создание сети должны двукратно  перекрываться имеющимися финансовыми  средствами, доля привлеченных средств  должна быть минимальной. Оптимальным  вариантом создания сети является  примерное равенство положения  участников на рынке и возможность  взаимного дополнения сильных  сторон. В туристском бизнесе  главным ресурсом являются люди. Поэтому важно не только наметить  общую численность персонала,  но и определить сотрудников,  которые могут составить кадровую  основу будущей сети. При переходе  к сетевой работе есть опасность,  что увеличение объемов может  ассоциироваться с ослаблением  контроля и снижением личной  ответственности.

   Сети туристских  агентств создаются на рынке  с целью оказывать влияние  на производителей услуг и  добиться специальных условий  сотрудничества с туроператорами. Суммарная доля сетей агентств  в оборотах туроператоров не  превышает, как правило, 10 %, только  в отдельных случаях она достигает  15 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Способы охраны и защиты интеллектуальной собственности

   Охрана интеллектуальной  собственности является ключевым  моментом инновационной деятельности. Само состояние патентной системы  может стимулировать или сдерживать  инновационную деятельность компаний. Ввиду особой нематериальной  природы объектов интеллектуальной  собственности отсутствие или  лишение патентных прав означает  утрату самой собственности. Патентная  система в настоящее время  охватывает все стадии разработки  нового продукта, идущие вслед  за фундаментальными исследованиями, включая маркетинг. Поэтому ее  охрана, а также пресечение недобросовестной  конкуренции входят в число  стратегических целей как компаний, так и государства.

   Государства интенсивно  совершенствуют систему охраны  промышленной собственности. В  1990-е гг. патентная защита распространилась  на новые области (биотехнология,  информатика и др.), методы и  технологии, в том числе и в  деловой практике. В связи с  активным распространением информационных  технологий происходит унификация  национальных патентных систем, а охрана интеллектуальной собственности  выходит за рамки национальной  юрисдикции.

   Европейский Союз, озабоченный тем, что большинство европейских патентов принадлежит американским и японским фирмам, одобрил Положение о патенте Сообщества, что позволило сделать затраты на получение патента в Европе сопоставимыми с существующими в США и Японии, тем самым усиливая инновационный потенциал и повышая конкурентоспособность европейских компаний.

   С ростом коммерческого использования Интернета резко возросло число дел, связанных с нарушением авторских прав. В Европейском Союзе организована Распределительная патентная служба Интернета (DIPS), ориентированная прежде всего на нужды малого и среднего предпринимательства и индивидуальных изобретателей.

В Беларуси охрана инноваций  осуществляется на базе следующих законодательных  актов:

o Закон «О патентах  на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» от 16 декабря  2002 г. № 160-З;

o Закон «О товарных  знаках и знаках обслуживания»  от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII;

o Закон «Об авторском  праве и смежных правах» от 16 мая 1996 г. N 370-XIII.

   С 2004 года охрану прав на объекты интеллектуальной собственности в Беларуси обеспечивает созданный в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 года № 66 Национальный центр интеллектуальной собственности.

   В 2007 году в стране принята Государственная программа по охране интеллектуальной собственности на 2008 - 2010 годы. Она разработана в соответствии с приоритетами социально-экономического развития России, определенными Программой социально-экономического развития России на 2006 - 2010 годы.

   Кроме патента и лицензии в большинстве стран формами защиты интеллектуальной собственности являются:

1.Копирайт (право на воспроизведение) - правовая норма, регулирующая отношения, связанные с воспроизведением произведений литературы, искусства, аудио- или видеопроизведений. Латинская буква С в кружке, наносимая на произведение, указывает на то, что данное произведение охраняется авторским правом;

2.Товарный знак и знак обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц (правовая охрана в РБ предоставляется на основании их государственной регистрации);

3 Фирменное наименование - после регистрации является бессрочным и прекращается только в случае ликвидации фирмы, не подлежит продаже. Согласно статье 54 Гражданского кодекса РБ "юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования".

   Кроме охраны и защиты промышленной собственности законодательно регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Эти отношения регулируются Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 16 мая 1996 г. N 370-XIII.

   Согласно этому закону авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

   Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы С в окружности, имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав, года первого опубликования произведения.

Информация о работе Инновационная деятельность в туризме