Инновационная деятельность в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:27, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является определение правовых, организационных и технологических аспектов защиты инноваций в сфере туризма.
В ходе достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи: во-первых, рассмотрены теоретические основы инноваций в туризме, во-вторых, изучены механизмы защиты инноваций в сфере туризма.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы инноваций в туризме……………………………………………….5
1.1 Понятие «инновация», виды и функции инноваций………………………………………5
1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме………………………………………...7
1.3 Инновационная деятельность в туризме…………………………………………………...9
2. Механизмы защиты инноваций в сфере туризма………………………………………….11
2.1 Использование прав на интеллектуальную собственность в сфере туризма…………...11
2.2. Способы охраны и защиты интеллектуальной собственности…………………………14
2.3. Международные соглашения об охране интеллектуальной собственности…………...18
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КР по иновациям.docx

— 47.57 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение

1. Теоретические основы инноваций в туризме……………………………………………….5

1.1 Понятие «инновация», виды  и функции инноваций………………………………………5

1.2 Суть и основные принципы  инноваций в туризме………………………………………...7

1.3 Инновационная деятельность  в туризме…………………………………………………...9

2. Механизмы защиты инноваций  в сфере туризма………………………………………….11

2.1 Использование прав на интеллектуальную  собственность в сфере туризма…………...11

2.2. Способы охраны и защиты интеллектуальной собственности…………………………14

2.3. Международные соглашения об охране интеллектуальной собственности…………...18

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   В России предпринимаются  активные действия по переходу  на инновационный путь развития  экономики. Инновации - это ни что иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

   На протяжении  второй половины ХХ в. наблюдается  ускорение темпов инноваций и  роста масштабов инновационной  деятельности во всех секторах  экономики, включая социально-культурный  сервис и туризм. Туризм является  одной из ведущих и наиболее  динамичных отраслей экономики  и за быстрые темпы он признан  экономическим феноменом столетия. Для 38% государств туризм - главный  источник дохода, а для 83% стран  туризм является одним из пяти  основных источников дохода.

   Туризм, являясь в  настоящее время глобальным социально-экономическим  явлением, функционирующим в условиях  порой весьма жесткой конкуренции,  характеризуется большой степенью  подверженности инновационным процессам,  следование которым зачастую  является основным детерминирующим  конкурентоспособность туристских  организаций фактором.

   Государство должно  сосредоточить свои усилия и  имеющиеся свободные ресурсы  на развитии перспективных для  всей национальной экономики  наукоемких отраслей, т.е. таких  отраслей, которые активно влияют  и способствуют развитию других  секторов экономики. И такой  отраслью является туризм.

   В то же время  абсолютно необходимой представляется  защита инноваций в сфере туризма.  Согласно установившемуся стереотипу  законодательно регулируются в  большей мере вещные отношения,  а относящиеся к сфере нематериальных  явлений новые идеи, технологии, управленческие решения не имеют  адекватных форм оценки их  стоимости, экономических и социальных  критериев, юридических нормативов. Это приводит к появлению пиратства  в интеллектуальной сфере. Поэтому  разработка технологий защиты  интеллектуальной собственности  - одна из актуальных задач.

   Целью контрольной работы является определение правовых, организационных и технологических аспектов защиты инноваций в сфере туризма. В ходе достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи: во-первых, рассмотрены теоретические основы инноваций в туризме, во-вторых, изучены механизмы защиты инноваций в сфере туризма.

    Объектом исследования  является защита инноваций в  туризме, предметом - её правовые, организационные и технологические  аспекты. 

 

 

1. Теоретические основы  Инноваций в туризме

1.1 Понятие «инновация»,  виды и функции инноваций

   Инновации и инновационная  деятельность традиционно представляются  как направление научно-технического  прогресса (высокотехнологичной  его составляющей) и как процесс,  связанный с внедрением результатов  научных исследований и разработок  в практику. Однако смысл и  содержание понятия «инновация»  более широк. Сфера инноваций  всеобъемлюща, она не только охватывает  практическое использование научно-технических  разработок и изобретений, но  и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации.  Инновация выступает в качестве  явного фактора перемены, как  результат деятельности, воплощенный  в новый или усовершенствованный  продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы  к удовлетворению социальных потребностей.

   Термин «инновация»  (от анг. innovation-нововведение) характеризует качественные сдвиги в процессе производства. Несмотря на то, что понятие «инновация» является широко употребляемым, до сих пор не существует общепринятого его определения. Различные авторы, в основном зарубежные (П. Друкер, Н. Мончев, Э. Мэнсфилд, И. Перлаки, М. Портер, Й. Шумпетер и др.), трактуют его в зависимости от объекта и предмета исследования - как результат и как процесс.

   Так, в современном  словаре иностранных слов (в соответствии  со сводом международных стандартов  «Руководство Фраскати») инновация - это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

   В оксфордском  толковом словаре понятие «инновация»  разъясняется следующим образом:  «Любой новый подход к конструированию,  производству или сбыту товара, в результате чего новатор  или его компания получают  преимущество перед конкурентами».

Термин «инновация», в  современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что инновация - это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.

   Нововведения (инновации)  возможны во всех сферах деятельности  человека. Исходя из многовариантных  возможностей, инновации различаются  по сфере приложения, масштабам  распространения и по характеру.  По сфере приложения инновации  подразделяются на научно-технические, организационно-экономические, социально-культурные и государственно-правовые. По масштабам распространения различают глобальные, национальные, региональные, отраслевые и локальные (на предприятии, компании) инновации. По характеру они могут быть эволюционными и радикальными.

   Основные функции  инноваций:

- они вовлекают в производство  новые производительные силы, способствуют  повышению производительности труда  и эффективности производства, сокращают  различного рода затраты;

- повышают уровень жизни  каждого человека и общества  в целом за счет разнообразия  и качества производимой продукции  и услуг, удовлетворения потребностей  населения;

- помогают привести в  соответствие структуру производства  со структурой изменившихся потребностей, способствуют поддержанию равновесия  между спросом и предложением, между производством и потреблением;

- являются результатом  применения творческих возможностей  и знаний конкретной личности, человеческого интеллекта, что, в  свою очередь, стимулирует дальнейший  рост творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

1.2 Суть и основные принципы  инноваций в туризме

   Изучение тенденций  и закономерностей комплексного  освоения инноваций, планирование  положительных результатов и  управление ими - сложная методологическая  проблема в сфере туризма, связанная прежде всего с классификацией нововведений. В качестве значимых для определения сути инноваций в туризме выделяют следующие классификационные признаки:

- источник идеи (потребности  туристов, открытия, изобретения);

- вид инновации (аттракторы, инфраструктура туризма, турпродукт, способы и средства распределения  турпродукта/услуги, управление, факторы  производства);

- степень новизны (улучщающие, прорывные);

- широта воздействия,  масштабность, связность (локальные,  глобальные, системные);

- инвестиционное наполнение (некапиталоемкие, малокапиталоемкие, капиталоемкие)

   Инновации в туризме  следует рассматривать как системные  мероприятия, имеющие качественную  новизну и приводящие к позитивным  сдвигам, обеспечивающим устойчивое  функционирование и развитие  отрасли в регионе. Так, идея  создания и реализация туристских  проектов, даже не приносящих  вначале существенной прибыли,  может дать толчок развитию  туризма и тем самым активно  способствовать созданию дополнительных  рабочих мест и росту доходов населения. В качестве примера можно привести успех города Великого Устюга Вологодской области, который сегодня позиционирует себя как родина Российского Деда Мороза и пользуется большим успехом среди туристов.

   Инновационный процесс  в туризме достаточно специфичен. Он получает, как правило, свое признание, с одной стороны, через туристский рынок и степень удовлетворенности клиента, а с другой стороны, в основном благодаря принятию совместных решений туристскими организациями, органами управления отраслью в регионе, органами местного самоуправления и общественными организациями, деятельность которых связана с туризмом, а также благодаря оценке отрасли местным населением. Только такое взаимодействие всех элементов (субъектов и объектов) инновационного процесса может привести к появлению существенного синергетического эффекта, выраженного в качестве роста (развития) сферы туризма. Комплексность и трансформируемость открытий, когда внедрение нового в одной области дает эффект (и возможно, более сильный) в другой, составляющий их сущность в отрасли, потому нуждаются в научно обоснованной организации и управлении .

К основным принципам инноваций  в туризме относят:

1. Принцип научности, заключающийся  в использовании научных знаний  и методов для реализации инноваций,  соответствующих потребностям туристов.

2. Принцип системности.  Разрабатываемая стратегия инновационного  развития сферы туризма в регионе  должна учитывать факторы и  условия, необходимые для удовлетворения  потребностей людей в отдыхе; ресурсные возможности региона  (экономические, финансовые, кадровые  и другие); социальное воздействие  на общество; факторы внешней  среды.

3. Принцип соответствия  инновации потребностям туристов. Предлагаются только те новшества,  которые действительно нужны  клиенту, а не те, которые может  произвести и внедрить туристская  организация.

4. Принцип позитивности  результатов, состоящий в предупреждении  неразумного, не продуманного  создания и внедрения новшества,  которое может быть опасно, во-первых, для туриста; во-вторых, для конкретного  предприятия; в-третьих, для биосферы  и общества в целом.

5. Принцип имманентности  инвестиционным процессам. Для  проведения необходимых исследований, разработки и материализации  инноваций используются инвестиционные  ресурсы, эффективность которых  определяется степенью значимости  и масштабностью нововведений.

6. Соответствие инновационной  деятельности и ее результатов  (новшеств) уровню развития общества.

7. Принцип связности. Процесс  нововведения заканчивается появлением  на рынке продукта, который должен  на определенном этапе своего  жизненного цикла вызывать потребность  (стимулировать идею) создания следующего  новшества и обеспечивать финансовую  поддержку этого процесса.

1.3 Инновационная деятельность  в туризме

   Инновационная деятельность - комплекс научных, технологических,  организационных, финансовых, коммерческих  мероприятий, которые приводят  к инновациям. Деятельность является  инновационной, если в нее приносятся  новые знания, технологии, приемы, подходы  для получения результата, который  широко востребован в обществе. Инновационную деятельность предприятия  можно определить как совместную  работу всех работников, направленную  на создание и внедрение новшества.  Инновационная деятельность носит  системный характер, систему образуют  общество и субъекты инновационной  деятельности.

Информация о работе Инновационная деятельность в туризме