Инновационная деятельность в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является обоснование роли и значения инновационной деятельности корпорации «Sony». Исходя из поставленной цели, определенны следующие задачи:
- Раскрыть понятие, сущность инновации.
- Рассмотреть классификацию инноваций.
-Определить сущность и основные направления инновационной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-5
Глава 1. Теоретические аспекты инновационной деятельности
Сущность понятия «инновация» …………………………………….…5-9
1.2 Классификация инноваций …………………………………………….…9-11
1.3.Сущность и направления инновационной деятельности………... …...11-13
Глава 2. Инновационная деятельность в Японии
2.1. Инновационная система Японии ……………………………………....14-23
2.2. Инновационная деятельностть корпорации «Sony» …………….........24-27
Заключение ……………………………………………………………….….28-30
Список использованной литературы ………………………………………28-30

Вложенные файлы: 1 файл

инннов деят в японии.docx

— 71.68 Кб (Скачать файл)

Рынок чистой конкуренции  нововведений. Рынком чистой конкуренции  называется совокупность продавцов  и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия «чистой» конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности.

Инновационная деятельность включает не только инновационный процесс  по эволюционному преобразованию научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынка сбыта товаров, их потребительских  свойств, конкурентной среды, а также  комплекс технологических, управленческих, и организационно-экономических  мероприятий, которые в своей  совокупности приводят кинновациям, новому подходу к информационным, консалтинговым, социальным и другим видам услуг.

Инновационная деятельность носит альтернативный характер. Она  может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса, но и вне его в процессе приобретенных  патентов, лицензий, раскрытия know-how, полезных идей.Кроме того, в сферу инновационной деятельности включается модификация продуктов, пользующихся спросом на товарном рынке, путем доработки конструкций и применения новых технологических процессов с целью улучшения эксплуатационных параметров, снижения себестоимости изготовления, получения дополнительной прибыли.9

Инновационная деятельность в сфере технологической подготовки производства направлена на обновление оборудования, приборов и оснастки, освоение новых способов повышения  качества продукции, организации и  планирования производственных процессов. Механическая обработка предметов  труда последовательно на основе инновационной деятельности уступает место непрерывным физико-химическим процессам. Получает развитие планарная  технология – высокопроизводительный метод группового изготовления полупроводниковых приборов и интегральных схем для логических и запоминающих устройств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Инновационная  деятельность в Японии

 

2.1. Инновационная система Японии

 

В Японии еще в 60-х годах в  государственном масштабе сформировалась система ориентации и поддержки  перспективных наукоемких и технологически интенсивных отраслей.В Японии существуют три основных организации, ответственные за проведение национальной научно-технической политики: министерство образования; агентство науки и технологии, отвечающиеза фундаментальные исследования, а также министерство внешней торговли и промышленности (МИТИ), поддерживающее промышленные НИОКР.

Форсирование НТП в Японии было связано, в основном, с решением ряда стоящих перед страной задач:

-            в кратчайшие сроки резко развить производительные силы и достичь уровня НТР лидирующих стран;

-            обеспечить возрастающую экспортную ориентацию экономики;

-            смягчить воздействие структурной перестройки экономики в сторону ускоренного развития сферы услуг.10

В ходе восстановительного периода  технология рассматривалась в качестве важного приоритета – для реконструкции  японских предприятий импортировались  новейшие технологии. Для финансирования соответствующих закупок использовались ограниченные запасы иностранной валюты, а также предоставлялись скидки по налогу на импорт.

В настоящее время во всех развитых странах правительства озабочены  проблемой стимулирования нововведений, причем не только их научно-исследовательских  стадий, а всего процесса в целом.

Сегодня проведение НИОКР требует  крупных затрат и сопровождается высокими рисками. Период коммерциализации нововведения обычно довольно длительный. Поэтому частные компании стремятся  разделить риск финансирования исследований и разработок, особенно фундаментальных, с государством.11

Потребность в разделении рисков и  участии государства в финансировании НИОКР была осознана в Японии после  окончания второй мировой войны, когда и было образовано МИТИ. Последнее  координировало технологическую и  промышленную политику и внешнеэкономические  связи, проводя соответствующую  финансовую политику (совместно с  Министерством финансов).В Японии научно-техническая и инновационная  политика государства является составной  частью промышленной политики.

Наиболее сильно тенденции  централизации в области научно-технического прогресса (НТП) проявились в Японии. В этой стране государство в лице Министерства экономики, торговли и  промышленности (МЭТП) берет на себя такие функции централизованного  управления, аналога которым нет  в США и даже во многих западноевропейских странах. Это выработка стратегических долгосрочных направлений развития и финансирования государственных  программ научных исследований, обеспечивающих реализацию этих направлений, координации  государственной и частной предпринимательской  стратегии и тактики развития, тесное взаимодействие частных компаний и государства.

Процесс централизация и  регулирование сферы научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  (НИОКР) в Японии состоит из:

-финансирование науки через государственные министерства и создание гигантских постоянно действующих национальных лабораторий; 
-развитие централизованных научных комплексов крупных корпораций, получающих крупные государственные заказы;

-формирование международных институтов, программ, проектов.

В Японии государственная  экономическая политика тесно увязана  с инновационной политикой, что  представляется чрезвычайно важным применительно к НИОКР.

Общие подходы к роли государства  в регулировании экономики распространяется также и на национальную инновационную  политику. Принципы, на которых строится политика Японии по созданию благоприятных  условий для стимулирования инновационной  деятельности, следующие:12 
1. Финансовая поддержка приоритетных отраслей промышленности посредством субсидий и дешевых кредитов, выдаваемых государственными финансовыми организациями через Японский банк развития и Японский экспортно-импортный банк.

2. Преференциальное распределение  иностранной валюты в пользу  приоритетных отраслей – с  тем, чтобы они могли импортировать  необходимые им оборудование  и технологию. 
3. Стимулирование импорта новейших иностранных технологий и технической кооперации японских фирм с иностранными компаниями. 
4. Защита возникающих отраслей посредством установления высоких импортных пошлин и нетарифных барьеров.

5. Специальная система  ускоренной амортизации для импортируемого  оборудования, что уменьшает налогообложение  японских фирм и делает возможным  увеличение их капиталовложений  в новые промышленные предприятия  и проекты.

6. Уникальная система  административного государственного  управления конкуренцией, свойственная  только Японии, суть которой заключается  в праве государства регулировать  уровень риска, связанного с  конкуренцией, путем организации  слияний, регулирования объемов  производства и капиталовложений. 
Характерной особенностью японской системы управления инновационной политикой является наличие развитых горизонтальных связей, что обеспечивает широкое участие всех государственных и частных организаций, заинтересованных в формировании государственной экономической политики путем ее всестороннего обсуждения.13

Другой важной особенностью и отличием японской системы управления является то, что она позволяет  формировать интегрированную инновационную  политику, охватывающую все направления  развития науки и техники, определяет набор экономических и других инструментов государственного управления, благодаря которым инновационный  процесс может быть обеспечен  необходимыми ресурсами.

В системе государственного управления инновационной деятельностью  в Японии существенную роль играют исследовательские организации  – мозговые центры по мониторингу  инновационных процессов и их прогнозированию. Около 300 таких государственных и частных мозговых центров Японии, чей уровень экспертизы и прогнозирования технологического развития превосходит уровень крупнейших американских консультационных фирм, обеспечивают деятельность государственных организаций, связанных с прогнозированием и планированием НИОКР. Принципиальным отличием японского планирования НИОКР от американского является наличие механизма оценки эффективности планирования и прогнозирования.

Государственное регулирование  отношений конкуренции и кооперации между субъектами рынка является одним из методов косвенного воздействия  государства на инновационную деятельность и важнейшим рычагом повышения  ее эффективности. Оно оказывает  влияние на формирование всех ресурсов инновационного процесса. Основным инструментом государственного регулирования в  этой области является антимонопольное  законодательство.

В Японии государство воздействует на развитие инновационных процессов  также и посредством интенсивной  конкуренции. В лице МЭТП оно так  управляет конкуренцией, что последняя  обостряется в периоды экономического подъема и переходит в сотрудничество в периоды спада, тем самым  создавая благоприятные условия  для новых капиталовложений в  совершенствование и развитие технологии именно в тот момент, когда в  этом существует необходимость, а ситуация на рынке этому препятствует. Таким образом, государственное регулирование конкуренции в Японии в качестве одной из основных целей преследует создание условий, благоприятных для создания и распространения новой технологии.

Государство оказывает прямое воздействие на инновационную деятельность посредством распределения финансовых ресурсов из государственного бюджета  через соответствующие министерства и ведомства. За счет этих ресурсов проводятся исследования в государственных  лабораториях, частных фирмах и академических  научно-исследовательских организациях. Структура финансирования отражается определяющим образом на направлениях и качестве проводимых исследований.14

До последнего времени  в основе развития японских НИОКР  лежал принцип широкого заимствования  технологии из-за рубежа, с последующим  ее быстрым усовершенствованием  и оперативным внедрением в производство. Однако возросшие трудности в  приобретении новых зарубежных патентов и лицензий побудили Японию встать на путь развития собственных исследований не только в прикладной, но и в  фундаментальной области. 
Именно поэтому Япония существенно расширяет финансирование собственных НИОКР, и особенно в области фундаментальных исследований. Кабинет министров Японии утвердил разработанную агентством по науке и технике принципиально новую программу развития НИОКР, в которой особое внимание уделено фундаментальным исследованиям. К работе по осуществлению этой программы подключены не только государственные университеты и лаборатории, но и многочисленные исследовательские организации частных фирм. Государственное финансирование НИОКР оказывает существенное воздействие на частные промышленные фирмы, так как они являются главными исполнителями НИОКР, финансируемых государством. В США на их долю приходится 54% научно-исследовательских работ, на долю государственных лабораторий – 26%, и на долю университетов и колледжей – 20%. В Японии же подавляющий объем НИОКР, финансируемых государством, выполняется частными промышленными фирмами (72,7%). На государственные НИИ приходится 13,9%, на университеты (государственные и частные) – 13,3%. Из этого следует, что в Японии посредством бюджетного финансирования государство оказывает относительно более сильное воздействие на инновационную деятельность частных фирм, нежели в США. При этом, если в Японии государственное финансирование НИОКР направлено на решение задач, обеспечивающих, в первую очередь, коммерческие интересы национальных промышленных фирм, то в США основная часть средств на проведение НИОКР, получаемых частными фирмами, идет на оборонные проекты.

Для создания финансовой базы развития капиталоемких отраслей на основе внедрения новой технологии Япония пошла по пути стимулирования различных видов сбережений посредством  привлечения денег населения  в японскую систему почтовых сберегательных вкладов и частные депозиты в  коммерческих городских и региональных банках.

Японский банк развития был  создан в 1951 г. с целью предоставления долгосрочных дешевых кредитов фирмам, действующим в новых развивающихся  отраслях промышленности. Кредиты этого  банка могут покрывать до 30-50% издержек инвестиционных проектов в  приоритетных областях.  
Финансовая деятельность Японского банка развития так же, как налоговая система и государственные субсидии, является инструментом государственного регулирования деятельности частных фирм в сфере НИОКР в целях ускорения развития национальной экономики.  
Необходимо отметить, что, благодаря государственному регулированию в области кредита, японские фирмы имеют возможность получать значительные финансовые ресурсы для развития и внедрения новой технологии по низкой цене. Именно возможность получать дешевый кредит позволяет фирмам Японии более активно, чем американским, делать долгосрочные капиталовложения в совершенствование и создание новых технологий.

В системе государственного управления инновационной деятельностью  политика в области внешнеэкономических  связей играет важную роль. Для эффективной  инновационной деятельности национальных фирм имеет значение не только государственное  регулирование международного технологического обмена, но и регулирование внешнеэкономической  деятельности в целом. Регулирование  импорта воздействует на характер конкуренции  национальных фирм с иностранными компаниями, оказывая, тем самым, влияние на уровень  коммерческого риска и, таким  образом, на инновационную активность.15

Регулирование экспорта выступает  в качестве фактора доступности  иностранных рынков, понижая или  повышая коммерческий потенциал  осваиваемой национальными фирмами  технологии. В Японии государственное  регулирование внешнеэкономических  связей в значительной степени подчинено  задачам государственной инновационной  политики, что в одинаковой степени  касается как импорта, так и экспорта. 
Японская система НИОКР коренным образом отличается от США именно той ролью, которую играет в этом деле правительство. Вопреки общепринятому ошибочному мнению, правительство Японии тратит на нужды промышленных НИОКР значительно меньше средств, чем правительства США или стран Европы.Хотя, на самом деле, в США весь сектор обрабатывающих отраслей получает значительные дотации на НИОКР, некоторые отрасли японской промышленности зависят от правительственного финансирования НИОКР в очень значительной степени. Спустя некоторое время субсидии американского правительства стали меньше концентрироваться в самолетостроении, ракетостроении, в промышленности, производящей телекоммуникационное оборудование, но их вложение возросло до 25 % в чугунолитейной сталеплавильной промышленности и почти до 40 % в производстве нержавеющих металлов. Напротив, японское правительство уменьшило долю субсидий на НИОКР в машиностроении.

Информация о работе Инновационная деятельность в Японии