Инновации как фактор конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение конкурентоспособного инновационного менеджмента, его особенностей в условиях рыночной экономики, а также совокупности принципов, методов и форм управления инновационными процессами в условия конкуренции.

Содержание

Введение
Глава I Основные концепции инноваций
1.1 Понятие инновации и инновационного процесса
1.2 Инновационная модель управления предприятием
1.3 Управление конкурентоспособностью товара
Глава II Инновации как фактор конкурентоспособности
2.1 Конкурентные преимущества малых предприятий в условия инноваций
2.2 Конкурентные преимущества инновационной продукции
2.3 Параметры оценки новой продукции предприятия
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Иновационный менеджмет, Дима.rtf

— 433.63 Кб (Скачать файл)

     Возможности ценового воздействия у компаний ограничены и определяются разницей между достигнутым ими уровнем продажных цен и минимальными ценами (ценами нижнего придела), обеспечивающими рентабельность производства. Определить силу воздействия ценового регулирования на конкурентоспособность продукции довольно несложно. Однако оперативное управление конкурентоспособностью посредством цены становиться возможным только тогда, когда для этого были созданы предпосылки на стадиях разработки и изготовления изделия, прежде всего в виде высоких показателей качества и низких издержек производства. Другими словами, возможность ценового воздействия, а значит, и сама "рыночная" конкурентоспособность, закладываются в производстве. Достижения оптимального соотношения между качеством изделия и издержками производства и составляет цель управления конкурентоспособностью. Комплексное управление качеством, на первый взгляд, и представляет собой управление конкурентоспособностью, поскольку направлено на объединяющую деятельность различных подразделений организации, ответственных за разработку параметров качества, поддержание достигнутого уровня качества и его повышения при обеспечении конструирования, производства и эксплуатации изделия на самом экономическом уровне, при полном удовлетворении потребности потребителя.

     Однако увязывать рыночные перспективы товаров только с качеством и издержками производства недостаточно. Причиной успеха или неудач товара могут быть другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность поставщика, его престиж, предполагаемый уровень технического обслуживания и др. Некоторые из этих факторов носят необъективный характер. Например, техническое обслуживание являющееся в некоторых случаях важнейшим критерием для принятия решения о покупке. Через сферу технического сервиса реализуется большое количество запасных частей и узлов. Их цена непосредственно влияет на эксплуатационные расходы и поэтому является объектом прямого интереса предприятия.

     Иной характер воздействия на рыночные перспективы продукции имеет рекламная деятельность поставщика, которая формирует субъективный взгляд покупателя на этот товар. Действительно, чем еще кроме субъективного мнения покупателя можно объяснить неодинаковую популярность идентичных изделий, сбываемых под различными товарными знаками. Реализация одного и того же изделия под различными товарными знаками в настоящее время широко распространена на мировом рынке. Особенно часто к ней прибегают фирмы- производителей товаров потребительского назначения. Так, в ФРГ практически идентичные бытовые посудомоечные машины и другие бытовые электроприборы продаются одновременно под товарными знаками Bosch и Siemens.

     Таким образом, управлять конкурентоспособностью товара - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на первоочередное решение наиболее важной с точки зрения конечного результата задачи (или задач): инновационность продукции, повышение качества, снижение издержек производства, повышение экономичности и оперативности послепродажного обслуживания. Возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов, определяется такими "базовыми" факторами, как инновационный характер и технический уровень продукции, технический уровень производства, уровень организации производства и управления. 

 

      Глава II Инновации как фактор конкурентоспособности 

     2.1 Конкурентные преимущества малых предприятий в условия инноваций 

     Малые предприятия играют важнейшую роль в экономике всех стран мира. В промышленно развитых странах, несмотря на сильные позиции крупных предприятий, корпораций, фирм, малые предприятия не только уживаются и выживают рядом с ними, но и делают весомый вклад в национальную экономику, науку, занятость рабочей силы, удовлетворение спроса на разнообразные товары и услуги народного и производственного потребления.

     Малые предприятия, появившиеся на свет, сразу включаются конкурентную борьбу, победитель в которой, казалось бы, имеют мало шансов. На самом деле среднестатистическая малая компания не располагает совершенным оборудованием, страдает от нехватки финансовых ресурсов, не имеют особо привлекательных товаров в своей производственной программе и непрерывно опасается вытеснения с рынка более мощными конкурентами. Понятно, что число прекращающих свою деятельность фирм мало уступает числу вновь создаваемых. Борьба за выживание идет с переменным успехом.

     Тысячи предпринимателей, действующих в любой рыночной экономике в сфере мелкого бизнеса, существуют в кажущихся крайне незавидных условиях. Однако в целом они довольны свои положением.

     Действительно, в большинстве развитых стран более половины всех занятых работают на мелких и мельчайших предприятиях. А для некоторых стран эта доля значительно выше. Но специалисты считают, что роль мелкого бизнеса велика не только качественно, но и функционально. Исходя из задач, которые он решает в экономике. Небольшие фирмы образуют своего рода фундамент, на котором вырастают более высокие этажи хозяйства и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. В первую очередь это относиться к интегрирующей, связывающей экономику в единое целое, роли мелких компаний. Мелкие и крупные предприятия, дополняя друг друга, часто вступают в производственную кооперацию. Это позволяет некоторые потребности рынка удовлетворить наиболее полно.

     Действительно, мелкие предприятия в условия инноваций концентрируют свои усилия на локальных потребностях, они обладают рядом специфических черт:

     невелики по размеру и связаны с ограниченным кругом клиентов;

     имеют разнородные виды товаров, услуг;

     при массовых колебаниях спроса усредняются;

     исчезновение одних клиентов компенсируется появление другими.

     В локальном бизнесе потребителей мало. Изменение спроса даже части их них немедленно сказывается на производителе. Отсюда следует, что, во-первых, малые предприятия должны внимательно следить за изменением рыночного спроса своих клиентов, чтобы не потерять последних; во-вторых, в случае исчезновения потребности такие фирмы должны уметь быстро переориентироваться на удовлетворение другой.

     Для того чтобы выжить в конкурентной борьбе, малые предприятия чаще всего избирают один из трех вариантов поведения:

     деятельность в сферах, традиционно обслуживаемых только мелким бизнесом;

     выполнение функций субпоставщика несложных деталей или полуфабрикатов для более крупной компании;

     выпуск товаров и услуг, копирующих чужие изделия.

     Соответственно специалисты выделяют три преобладающие разновидности малых предприятий. Первая из них избирает себе такую сферу деятельности, в которой оптимальный размер предприятия невелик. С ростом предприятия его эффективность повышается лишь до определенного момента. После этого вступает в силу дезэкономия на масштабах производства, дальнейшее увеличение размеров фирмы только снижает ее эффективность. При этом не следует думать, что малый оптимальный размер предприятия типичен только для примитивных, не поддающихся механизации производств, вроде парикмахерских и кафе.

     Преимущества малой фирмы по сравнению с другими видами компаний определяются:

     высокой эффективностью управления. Малые размеры фирмы тем и хороши, что за всем может проследить сам хозяин;

     наличием уникальных, нетипичных для других фирм мотивов предпринимательства. Там, где прибыль невелика, а это не редкость в малом бизнесе, бескорыстная любовь к делу является крупным преимуществом;

     низкими затратами на управление НИОКР;

     поддержкой государства.

     Независимые мелкие хозяйства традиционно рассматриваются как олицетворение национальной предприимчивости и наиболее ценный социальный строй, так называемый средний класс, стабилизирующий политическую и экономическую обстановку в стране.

     Поэтому с позиции инновационного менеджмента при создании крупных производственных компаний считается целесообразным:

     по возможности разделять большие системы на меньшие;

     разбивать большие структурные подразделения на меньшие таким образом, чтобы потребность их контактов с соседними уменьшилась;

     обеспечивать самодостаточность подразделений в отношении производственных ресурсов, вспомогательных операций;

     создавать возможность уменьшения прямого вмешательства вышестоящего руководства, чтобы независимость малых предприятий не разрушалась из-за контроля со стороны верхних уровней управленческой иерархии.

     Таким образом, возрастает стабильность производственной системы, достигается минимум сбоев, что создает ряд дополнительных плюсов:

     простая организация поточного производства упрощает планирование, дает сотрудникам лучшее видение цели;

     надежная технология с оптимальным уровнем механизации. Частота неполадок не должна выходить за разумные рамки;

     параллельное ведение работы при неполадках на всех стадиях производства, создание буферных устройств на участках, особо чувствительных к сбоям;

     возрастает также привлекательность работ и условий труда.

     Компания должна предлагать разнообразные работы, чтобы люди могли выбрать и развиваться от выполнения простых функций к выполнению более сложных. При этом рабочие места должны быть безопасными, они должны соответствовать требованиям, иметь приятный дизайн. В компаниях применимы также специфичные правила управления трудом в малых группах.

     Малые предприятия, действующие в современных условиях РФ, также играют определенную роль в увеличении объема налоговых поступлений в бюджет, развитии производства, расширения ассортимента конкурентоспособных товаров и услуг для населения и предприятий, повышении качества продукции, в решении социальных проблем. Они дают людям возможность реализовать свои творческие способности, предприимчивость, инициативу или просто выжить в трудных условиях. Кроме того, они выступают как средство трудоустройства безработных. Отечественные и зарубежные специалисты единодушны во мнении, что при переходе от массового производства к мелкосерийному, от массового рынка к индивидуализированному в большей степени выявляются специфические конкурентные преимущества малых предприятий.

     Конкурентные преимущества малого бизнеса в условиях инновации:

     более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

     большая независимость действия малых предприятий;

     гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

     относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;

     более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на запросы местных рынков;

     относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала.

     Трудности малого бизнеса:

     более высокий уровень риска, отсюда высокая степень неустойчивости положения на рынке;

     зависимость от крупных компаний;

     непрофессионализм в управлении делом;

     слабая компетенция руководителей;

     высокая чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

     трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

     неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров.

     Недостатки и неудачи деятельности малых предприятий при инновациях определяются как внутренними, так и внешними причинами. Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее возрастания. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малые предприятия оказываются существенное влияние на развитие народного хозяйства. Основным инструментом реализации государственной политики РФ по поддержке малого предпринимательства является Федеральная программа поддержки малого предпринимательства. Целью программы является обеспечение усилий для интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России.

     Задачи Программы заключаются в создании правовой, налоговой и административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности, созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения.

Информация о работе Инновации как фактор конкурентоспособности