Инновации и их влияние на организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить влияние инноваций на организационное поведение и разработать предложения по управлению поведением в инновационный период.
Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи:

1. Дать общую характеристику инноваций и организационного поведения, раскрыть влияние инноваций на организационное поведение;

2. Охарактеризовать организационную сторону предприятия ООО «Техносеть» и осуществить комплексный экономический анализ его деятельности.

3. Исследовать степени готовности сотрудников ООО «Техносеть» к нововведениям;

4. Разработать предложения по основным вопросам управления инно-вациями.

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика инноваций и организационного поведения

1.1 Понятие и содержание инновации

1.2 Система организационного поведения и ее структура

1.3 Влияние инноваций на организационное поведение

Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ООО "Техносеть"

2.1 Общая характеристика деятельности

2.2 Анализ организационной структуры управления

2.3 Комплексный экономический анализ деятельности ООО «Техносеть»

Глава 3. Исследование влияния инноваций на организационное поведение и анализ его результатов

Глава 4. Предложения по управлению поведением в инновационный период

Заключение

Список литературы

Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

инновации и их влияние на орган повед..docx

— 70.87 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 3.6. Оценка необходимости  инноваций в деятельности ООО  «Техносеть»

 

Данные рис. 3.6. говорят  о том, что около половины респондентов (42,6%) придерживаются мнения о необходимости  внедрения нововведений в деятельность ООО «Техносеть». Однако, данная группа опрошенных считают, что прежде чем внедрять инновацию необходимо тщательно проанализировать (спрогнозировать) полезность от ее внедрения, затраты на внедрения и их окупаемость. Можно сделать вывод, что эти 42,6% сотрудников «Техносеть» -рационалисты (по типологии Е.С. Жарикова). Поведение рационалистов определяется наиболее конструктивной установкой на то, что большая часть происходящих событий зависит от них самих. Не верят, что инновационная деятельность компании может быть эффективной и принести прибыль 31,9% респондентов. Это достаточно большое число сотрудников. Их сомнение в реальной выгоде и коммерческом успехе инновации говорит о том, что они будут сопротивляться нововведению. Руководству необходимо уделить внимание данному обстоятельств и усилить работу по адаптации коллектива нововведению. Некоторые респонденов (14,9%) считают, что нельзя рисковать и вводить что-то новое. По типологии Е.С. Жарикова эти сотрудники принадлежат к категории ретроградов, которые являются противниками инноваций и отбрасывают все новое в принципе. Таких людей очень трудно переубедить, что инновация будет полезной для работы предприятия. Даже самые веские доводы заставят их усомниться.

 

И, наконец, 10,6% опрошенных придерживаются мнения, что вообще ничего нового вводить не нужно. Таких людей, по типологии Е.С. Жарикова, можно отнести к консерваторам. Стоит заметить, что в ООО «Техносеть» низкий процент консерваторов и ретроградов (в сумме - 25,5%). Выявленный тип людей руководствуется установкой на то, что большая часть происходящих событий зависит от других людей. Думается, что эта установка наименее конструктивна. Руководству компании следует обратить особое внимание на данную категорию сотрудников при работе по преодолению сопротивления инновационному процессу. Следующий вопрос анкеты касался частоты использования респондентами новых технологий. Проанализировав полученные данные, мы представили их на Рисунке 3.7.

 

Рис. 3.7. Частота использования  респондентами новых технологий

 

Данные рис. 3.7. показывают, что практически все сотрудники ООО «Техносеть» (91,4%) довольно часто используют в своей деятельности новые технологии. Постоянно используют новые технологии 2,1% опрошенных. И лишь 6,5% ответов респондентов отражает редкость использования ими новых технологий.

 

Нам было интересно узнать каким технологиям наши респонденты  отдают предпочтение в повседневной жизни. С этой целью нами был задан девятый вопрос анкеты, на который было предложены четыре варианта ответов:

 

- интернет;

 

- сотовая связь;

 

- пейджинговая связь;

 

- компьютер. 

 

А также респондентам предоставлялась  возможность дописать свой вариант  ответа. Проанализировав полученные данные мы представили их в виде гистограммы (Рисунок 3.8.).

 

Рис. 3.8. Предпочтительные технологии для использования в повседневной жизни

 

Данные рис. 3.8. свидетельствуют, что в повседневной жизни респонденты (40%) отдают наибольшее предпочтение компьютерным технологиям, как средству не только работы, но и развлечений. Пейджинговую связь, в свою очередь, предпочитают 28% опрошенных. В то же время только 17% респондентов пользуются услугами сотовой связи. На наш взгляд, сотовая связь является более удобной в обращении, однако, мы осознаем, что ее услуги обходятся значительно дороже, чем, например, пейджинговые. Пользователями интернета являются лишь 7% опрошенных, тогда как компьютер есть у 40% респондентов. Причин «непопулярности» интернета среди опрошенных может быть несколько:

 

- наличие интернета (и  работа с ним) в рабочее время; 

 

- отсутствие модемного  устройства и/или телефона и  невозможность его приобретения  в ближайшее время;

 

- отсутствие потребности  в информации сети Интернет;

 

- дорогая стоимость услуг  сеть Интернет и т.д. В качестве других технологий, используемых респондентами отмечалось современное бытовое и автомобильное оборудование. Таким образом, мы можем сделать вывод о достаточном уровне знакомства и владения современными технологиями, к которым относится и пейджинговая связь. Это обстоятельство во многом способствует уменьшению сопротивления людей при инновационном процессе. Известно, что людям свойственно неприятие незнакомого. В результате анкетирования выявилось, что современными технологиями владеет подавляющее большинство сотрудников предприятия, а значит, сопротивления нововведениям будет меньше. Следующая группа вопросов анкеты относится к обследованию различного рода опасений сотрудников компании, связанных с возможными изменениями в социальной сфере. Десятый вопрос анкеты касался влияния введение инновации на взаимоотношения респондентов с другими сотрудниками. Для ответа на данный вопрос предлагалось выбрать один из трех вариантов:

 

- повлияет положительно;

 

- повлияет отрицательно;

 

- не повлияет.

 

Полученные результаты ответов  в процентном соотношении представлены на Рисунке 3.9., которые свидетельствуют  о том, что большинство респондентов уверены, что введение инноваций  никак не повлияет на их отношения  с коллегами (83,0%). Однако, 12,8% респондентов склонны полагать, что эти отношения изменятся в худшую сторону.

 

Рис. 3.9. Оценка влияния внедрения  инноваций на взаимоотношения с  сотрудниками

 

И только 4,2% опрошенных считают, что с внедрением инноваций их взаимоотношения с коллегами  станут лучше. Такие данные, на наш взгляд, в большей степени подкрепляются лишь субъективными представлениями опрошенных, нежели конкретными данными и фактами. Однако, можно предположить, что с внедрением инноваций, некоторые сотрудники (участвующие в разработке нововведений) окажутся в числе фаворитов, что может изменять их взаимоотношения с другими людьми. Но с полной уверенностью, до подтверждения этих предположений практикой, ничего утверждать нельзя. Далее мы попытались выяснить, что, по мнению респондентов, может измениться, после того, как в деятельность ООО «Техносеть» будут внедрены какие-либо инновации (Рисунок 3.10.).

 

Рис. 3.10. Оценка возможных  изменений после внедрения новых  технологий

 

Как показали результаты ответов (Рисунок 3.10.), 21,2% опрошенных считают, что  в результате внедрения инновация  в деятельность компании «Техносеть» произойдет рост заработной платы работников предприятия.

 

Другие 4,2% придерживаются пессимистической точки зрения и утверждают, что  результатом внедрения инноваций  станет банкротство компания. Это  были ответы респондентов, которых  мы ранее отнесли к консерваторам, ретроградам. Пессимистичный настрой, не способность к инновационному мышлению остается приоритетом в  работе этих сотрудников компании. В качестве другого варианта развития событий сотрудники компании (46,6%) предполагали как позитивное, так и негативное развитие событий. К позитивным можно  отнести:

 

- увеличение притока клиентов;

 

- расширение компании;

 

- создание новых рабочих  мест;

 

- повышение квалификации  сотрудников.

 

В свою очередь к негативным относится:

 

- снижение заработной  платы сотрудников.

 

Некоторые респонденты (28,0%) затруднились с ответом на данный вопрос. Они не могут предположить наличие изменений, которые могут  возникнуть вследствие внедрения инноваций  в деятельность компании.

 

Далее мы поинтересовались доведены ли до сотрудников ООО «Техносеть» сведения о процедурах контроля качества над внедрением новых технологий. Полученные данные представлены в виде диаграммы (Рисунок 3.11.).

 

Рис. 3.11. Оценка наличия сведений у респондентов о процедурах контроля качества над внедрением инноваций

 

Данные рис. 3.11. свидетельствуют, что преобладающее большинство  респондентов (52,4%) не помнят получали они информацию о процедурах контроля качества над внедрением новых технологий или нет. Некоторые опрошенные (15,6%) точно уверены, что такой информации они не получали. Только 1/3 респондентов утвердительно она данный вопрос. Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве случае сотрудникам компании не докладывают о результатах внедрению инноваций. Возможна такое положение дел является еще одной причиной, сообразно которой некоторые сотрудники ООО «Техносеть» не доверяют инновационной деятельности компании и считают, что от внедрения инноваций нет большой пользы. Тем не менее, стоит заметить, что обратная связь в управлении предприятием является залогом успеха его деятельности. Отсутствие обратной связи ведет к подрыву авторитета руководства компании, снижению производительности труда и т.д. На вопрос «Известны ли Вам аргументы против именно этих изменений?» ответили только 3 человека (6,4%), практически повторив указанные выше неаргументированные доводы:

 

- зарплата снизится;

 

- произойдет банкротство  компании и т.д.

 

Далее мы попытались выяснить повлияет ли введение инновации на положение, работу респондентов в организации. Проанализировав полученные данные, мы представили их на Рисунке 3.12.

 

Данные рис. 3.12 свидетельствуют  о том, что преобладающее большинство  респондентов (32,0%) видят благоприятный  исход внедрения инноваций в  деятельность компании и считают, что  результатом этого внедрения  станет рост заработной платы на предприятии.

 

Некоторые (4,3%) полагают, что  их даже могут повысить в должности.

 

К пессимистично настроенным  относятся 40,2% опрошенных , мнения которых распределились следующим образом:

 

- прибавится работы - 21,3%;

 

- понизится зарплата - 16,8%;

 

- уволят - 2,1%.

 

Примерно ј часть респондентов отмечают, что после внедрения инноваций в деятельность ООО «Техносеть» могут произойти другие изменения.

 

Среди других изменений респонденты  выделяли:

 

- завоевание уважения  коллег;

 

- улучшение (или ухудшение)  взаимоотношений в коллективе;

 

- раскрытие творческих  возможностей и т.д.

 

Целью последнего вопроса  анкеты являлось выявить отношение  респондентов к нововведениям вообще.

Рис. 3.12 Ожидания респондентов от внедрения инноваций

На данный вопрос было предложено выбрать один из вариантов, в большей  степени отражающий отношение респондентов к инновациям:

- «положительное»;

- «отрицательное»;

- «безразличное».

Полученные результаты представлены на Рисунке 3.13.

Рис. 3.13. Отношение респондентов к инновациям

 

Данные рис. 3.13. свидетельствуют  о том, что большинство респондентов (64,0%) лояльно относят к инновациям, как таковым. Они считают их необходимой  составной частью деятельности любого предприятия, функционирующего в условиях рыночной экономике.

 

Отрицательное отношение  к инновациям выражено у 12,8% опрошенных. Эти респонденты не видят потенциальных возможностей, которые несет внедрение инноваций. По их мнению, нововведение - это необдуманная трата денег, которая не сделает деятельность предприятия более эффективной, а, наоборот, отнимет у него последние средства.

 

Безразличное отношение  к инновациям имеют 23,2% опрошенных. Нельзя сказать, что они против нововведений. Однако, по их мнению без новшеств вполне можно обойтись.

 

Таким образом, по результатам  проведенного исследования можно сделать  следующие выводы:

 

1. Сотрудники ООО «Техносеть» оценивают деятельность своей компании, как стабильную, ровную, без каких-либо особых изменений. Лишь 23,6% опрошенных заметили, что за последний год в деятельность компании были внесены инновационные изменения. При этом происходящие в компании изменения, по мнению большинства респондентов (46,8%), вызваны, прежде всего, переменами, происходящими в нашем государстве (политическими, экономическими, социальными и т.д.).

 

2. Около половины сотрудников  (42,6%) согласны с необходимостью  внедрения инноваций в деятельность  компании. Причем они предпочитают  вести активную деятельность  принимать непосредственное участие  в инновационном процессе. Единственным  минусом, на сегодняшний день, является отсутствие надежной  системы контроля качества над  внедрением инноваций в компании  «Техносеть».

 

3. Практически все респонденты  (в то или иное время) часто  используют инновации в своей  работе (91,4%). В повседневной жизни  опрошенные отдают предпочтение  таким технология, как: компьютерные  технологии (40%), пейджинговая связь  (28%), сотовая связь (17%).

 

4. Внедрение инноваций,  по мнению большинства респондентов (83,0%), никак не повлияет на их  взаимоотношения с коллегами.  В качестве других потенциальных  изменений респонденты выделяют: увеличение притока клиентов; расширение  компании; создание новых рабочих  мест и т.д.

Глава 4. Предложения по управлению поведением в инновационный период

Основная проблема при  изменениях в организации заключается в разной реакции людей на эти изменения. В основе отношения работников к изменениям в организации лежат, как показывают исследования, три установки:

- терпимость к неопределенности;

- установка на то, что  большая часть происходящих событий  зависит от них самих;

- установка на то, что  большая часть происходящих событий  зависит от других.

Первая установка свойственна  людям, которые будут действовать  в соответствии с тем, что им прикажут или как на них повлияют. По типологии  российского исследователя Е.С. Жарикова, основанной на отношении работников к нововведениям, их называют нейтралами. При всей своей нейтральности такие люди при определенных условиях могут оказывать сопротивление нововведениям. Вторая установка определяет поведение работников, которых называют:

а) новаторами (их девиз: все, что можно усовершенствовать, надо усовершенствовать);

б) энтузиастами (они принимают  новое независимо от степени его  проработки и обоснованности);

в) рационалистами (они принимают  нововведения только после тщательного  анализа их полезности, вероятных  трудностей и т.д.);

Третья установка присуща  людям, которые, в соответствии с  данной классификацией, образуют группу прямо противоположных типов  индивидов:

а) скептиков - они не склонны  верить на слово ни одному, даже очевидно полезному предложению;

б) консерваторов - их девиз: никаких новшеств, никаких измерений, никакого риска;

в) ретроградов - они отбрасывают  все новое в принципе. (34, с. 5).

Информация о работе Инновации и их влияние на организационное поведение