Инновации в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - доказать то, что инновационная деятельность даже малых предприятий играет не маловажную роль в экономике государства.
Объект - инновационная деятельность малого бизнеса.
Предмет- влияние инноваций на малый бизнес
Задачи - изучение инновационного менеджмента, определение роли инновационной сферы малого и венчурного бизнеса в экономике государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы инноватики
и основы права малого бизнеса
1.1. Понятие малого бизнеса…………………………………………4
1.2. Понятие и классификация инноваций………………………….6
1.3. Государственная политика по развитию
инновационной деятельности в РФ…………………………………11
Глава 2. Инновации в малом бизнесе
2.1. Роль инновационной сферы малого и венчурного бизнеса
в экономике государства……………………………………………14
2.2. Государственное регулирование инновационной
Деятельности сферы малого и венчурного бизнеса………………17
Глава 3. Инновации в малом бизнесе на примере
ОАО ИУК «ФиБр»…………………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………...36
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсак Инновации в малом бизнесе.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

7.    Поддержка МПИД в сфере внешнеэкономической деятельности

должна быть направлена на сокращение экспорта топливно-сырьевых ресурсов, повышение в нем доли конечной наукоемкой продукции, изделий малых промыслов и услуг, расширение рынка потребительских товаров и услуг, а также на обеспечение необходимого объема импорта лекарств и сырья для их производства, детского питания, детской одежды и обуви. В других сферах государственной поддержки внешнеэкономической деятельности МПИД приоритетными  являются:

- направление иностранных кредитов  и помощи прежде всего на  цели технической реконструкции и модернизации МПИД;

- развитие транзитных внешнеторговых  перевозок;

- расширение экспорта товаров  и услуг:

- определение перечня и размеров  внешнеторговых преференций по таможенным пошлинам;

- определение объемов и сроков  кредитных гарантий, валютных фондов для импорта необходимого МПИД сырья и оборудования, гарантированной доли технического содействия международных организаций.

8. Формирование социальной сферы  МПИД. Особенности малого предпринимательства  в том, что в рыночной экономике  оно составляет основу занятости населения. Однако его социальная база в России очень узка не только в результате недостатка у населения финансовых средств, организационных и технических сложностей, недостаточной информированности, но и в силу социально-психологической неподготовленности людей к организации собственного дела. Целей государственной поддержки малого предпринимательства, связанных с формированием широкого слоя собственников, можно достигнуть через механизм формирования социальной базы малого предпринимательства. Формирование социальной базы малого предпринимательства должно охватывать социальнонезащищенные слои населения, в том числе выпускников школ и институтов, лиц с ограниченной трудоспособностью, домохозяек, беженцев и вынужденных переселенцев, а также предстателей социальных групп, не имеющих должной подготовки и квалификации. Меры государственной поддержки малого предпринимательства в этом направлении должны основываться на проведении избирательной налоговой политики в отношении предпринимали, использующих труд перечисленных выше категорий населения; предусматривать для них налоговые льготы (снижение ставки отчислений от прибыли, повышение минимального размера налогооблагаемой прибыли, освобождение от налога средств, направленных на создание специализированных рабочих мест).

9. Поддержка МПИД в улучшении экологической обстановки может быть реализована в двух основных приоритетных направлениях: переработка отходов в товарную продукцию на основе экологически чистых технологий; повышение степени использования добываемых природных ресурсов. Стимулирование развития и поддержки МПИД, действующих в этой области, возможно за счет создания региональных фондов экологической поддержки, обеспечивающих льготное кредитование и безвозвратное субсидирование строительства новых и реконструкции имеющихся фирм. Эти фонды могут быть сформированы посредством штрафных платежей за экологические нарушения, добровольных взносов предприятий, общественных организаций, местных органов власти. Необходимо также создание в регионах экологических информационных центров, предоставляющих сведения об экологически неблагополучных объектах и возможном изменении их профиля, обеспечивающем улучшение экологической ситуации.

10. Поддержание определенных диспропорций и неравновесных состояний в экономике для перераспределения ресурсов и организация перераспределения ресурсов в пользу инновационных монополий при смене технологических укладов, а также в аспекте управления технологическими сдвигами между устаревшими и новыми производствами, в качестве которых очень часто выступают инновационные монополии. Это возможно за счет таких факторов, как цены, тарифы, нормативы платежей за ресурсы, хозяйственные приоритеты (целевые субсидии, дотации, льготные кредиты и т.д.)

11. Создание и развитие инфраструктуры поддержки, включающей в себя и организационно-административные структуры поддержки малого предпринимательства, — первоочередная и наиболее важная задача государственной политики поддержки малого предпринимательства из перечисленных выше в условиях ограниченности госбюджетных инвестиционных ресурсов. Создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства приобретает особое значение, когда речь идет о малом предпринимательстве в инновационной сфере. МПИД в большей мере, чем все остальные субъекты, в том числе малого предпринимательства, нуждаются в государственной финансовой поддержке. И связано это именно с повышенной ролью в их развитии инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Малый инновационный бизнес может эффективно функционировать только в условиях хорошо налаженной инфраструктуры поддержки, включающей в себя информационные, консультационные, обучающие и другие структуры. Соответственно, государственная поддержка должна быть направлена именно в сферу малого инновационного бизнеса, поскольку МПИД располагают значительным инновационным потенциалом и имеют реальные возможности наращивания нетрадиционного объема экспорта.

К основным элементам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере относятся:

-информационное обеспечение малого  предпринимательства; .

-создание развитой сети коммуникаций  для малого предпринимательства, консалтинговых фирм, центров менеджмента и маркетинга:

-создание развитой сети бизнес-инновационных  центров, технопарковых и инкубационных структур (так называемые инкубаторы технологий);

- создание развитой сети территориально-производственных  зон;

- создание инфраструктуры передачи  технологий;

- создание центров по оценке  технологий;

- создание региональных центров инновационного развития;

- создание развитой сети венчурных  фондов, фондов содействия развитию  малых и средних форм предприятий  в научно-технической сфере, фондов  технологического развития.

12. Проведение государственной налоговой политики поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере. Бремя инфляционного налога, испытываемое всеми предприятиями, особенно сильно в посткризисный период отразилось на предприятиях с длительным производственным циклом, в том числе в наукоемком производстве, где материальные и временные затраты на НИОКР составляют весьма значительную долю в цикле, охватывающем разработку, внедрение, производство и доведение готовой продукции до потребителя, то есть на МПИД. Поэтому в современных условиях государство должно целенаправленно стимулировать инновационную активность в экономике введением разнообразных налоговых льгот и особых условий хозяйствования в первую очередь для инновационных монополий.

Система финансирования инвестиций в малое предпринимательство в инновационной сфере за последние годы значительно изменилась. Многие МПИД в этой сфере сохраняют статус государственных только потому, что в качестве их учредителей выступают государственные предприятия. Государственное финансирование таких предприятий постоянно сокращается. Соответственно, возрастает роль других источников финансирования инвестиций. Важнейшим источником финансовых ресурсов становятся средства от реализации готовой продукции и продукции, произведенной специально по заказу других предприятий и организаций. Существенную роль в поддержке МПИД играют средства коммерческих и финансовых структур. Растет поддержка малого предпринимательства в инновационной сфере за счет средств и грантов российских и зарубежных благотворительных фондов. Если сами по себе МПИД могут развиваться в той или иной мере (в том числе и полностью) за счет собственных средств и поддержки частного сектора, то создание инфраструктурных учреждений поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере требует государственного инвестирования. Заинтересованность частных фирм в техническом совершенствовании оказывает на инфраструктурные учреждения поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере лишь косвенное влияние, опосредуемое МПИД. Оно может выражаться в ощутимой мере лишь после создания такой инфраструктуры. Особенно значительной должна быть роль государства в создании технопарков, технополисов, инновационных центров региональных органов власти, основным инвестором которых должен быть именно государственный сектор. Первоначальная инвестиционная поддержка государства в процессе становления этих учреждений может быть заменена другими формами поддержки и прежде всего, льготами по налогам. Учитывая риск вложений и их продолжительный характер, необходимо освобождать от налога на прибыль часть капитала, инвестируемую в венчурные компании и фонды, снизить ставки налога на получаемые инвесторами дивиденды на вложенный при этом капитал, разрешить создание резервов из необлагаемой налогом прибыли. Система финансирования инвестиций в малое предпринимательство в инновационной сфере должна включать установление аналогичных льгот на капитал, вложенный в МПИД, в рамках привлечения инвестиций для стимулирования технических разработок инновационного характера, и делающих выгодным для крупного и среднего бизнеса сотрудничество с малым бизнесом. Это особенно важно для МПИД, научно-технические разработки которых сопряжены с определенным риском, и в первую очередь для фирм, на которые по роду их деятельности не распространяется инвестиционный налог, а также для сферы научно-консультационных услуг. В настоящее время не все изменения в финансовой политике государства по отношению к малому и венчурному бизнесу можно оценивать положительно. Введение в налогооблагаемую базу нематериальных активов дестимулирует приобретение объектов интеллектуальной собственности, ведет к снижению научно-технического уровня отечественных разработок. Снятие льгот по обложению налогом имущество вновь созданных предприятий неизбежно ухудшит финансовое положение МПИД, поскольку они работают, как правило, на арендованном оборудовании и в первоначальный период (до нескольких лет) своей деятельности зачастую не имени сколько-нибудь существенных доходов и нуждаются в финансовой поддержке. Существующие в государственной политике по отношению к малому предпринимательству в инновационной сфере противоречия (стремление наряду с поддержкой малого предпринимательства сэкономить на малых фирмах в результате отмены льгот) можно разрешить, закрепив дифференцированный подход к малым предприятиям различных типов — в частности, оказывая поддержку в первую очередь МПИД. Значение инновационной деятельности для России и активизация в ней малого и венчурного бизнеса требуют особого внимания со стороны государства.

 

Глава 3. Инновации в бизнесе на примере ОАО ИУК «ФиБр».

Открытое акционерное общество Инновационная управляющая  компания «Фибр» была образована в начале 2006 года. Основой создания компании стала идея развития бизнеса на интеллектуальной основе. Для ее реализации потребовался поиск региона, который мог бы предоставить необходимые для этого возможности. Таким регионом стала Томская область, центр которой – г.Томск – обладает огромным научно-техническим потенциалом. Здесь расположены ведущие российские вузы, научно-исследовательские институты и технопарки. Томская область имеет статус особой экономической зоны технико-внедренческого типа. Всё это создаёт наиболее благоприятные условия для разработки и внедрения в производство инновационных проектов. Таким образом, появление ОАО ИУК «ФиБр» именно в Томске было закономерным.

Со дня основания компания «ФиБр» работает над созданием системы венчурного инвестирования в наукоемкие бизнес-проекты. Кроме этого компания осуществляет самостоятельное управление частным фондом, инвестируя собственные средства и средства частных инвесторов в инновационные проекты. Область интересов – наукоемкие технологии и продукты в сфере технологий водоподготовки, новых материалов, биотехнологий и IT-технологий.

Компания осуществляет полное сопровождение проекта на всех этапах: от «start-up» и опытного производства до возможной перепродажи бизнеса стратегическому инвестору. Встретившись с разработчиком, компания оценивает инновационную привлекательность проекта (или идеи) и организует полноценное всестороннее взаимодействие с целью коммерциализации разработки. На всех этапах по созданию наукоёмкого бизнеса компания становится координационным центром проекта: помогает его разработчику грамотно составить бизнес-план, оформить проект, наладить взаимосвязи со всеми необходимыми структурами и заинтересованными лицами (инвесторы, бизнес-инкубаторы, специалисты по защите интеллектуальной собственности, представители администрации и т.д.). Таким образом, налаживая взаимосвязи и взаимоотношения, ОАО ИУК «ФиБр» способствует созданию полноценно действующей инновационной экосистемы Томска.

В результате существенно упрощается путь от создания инновационной разработки до её коммерческого воплощения, а главное процент успешно внедренных разработок, сделанных российскими учеными и разработчиками. Талантливые люди получают реальную возможность заработать на своих знаниях, а в Томске и области увеличивается количество предприятий инновационного типа. Все это способствует более интенсивному развитию региона, а значит и улучшению качества жизни.

Сделанная на этапе создания компании ставка на интеллект как фактор развития оправдала себя: сегодня ОАО ИУК «ФиБр» - успешная инвестиционная компания.

В настоящее время ОАО ИУК «ФиБр» осуществляет финансирование нескольких проектов. В каждом из них объёмы инвестиций достигают 4 000 000 рублей в год. Условием финансирования является переуступка патентных прав. Взамен разработчик получает 49%  акций предприятия, которое создаётся для развития проекта.

Так уже появились 3 самостоятельные научно-производственные фирмы: «ФиБрА», «ФиБр-Мед», «ФиБр-Поролен».

ОАО НПФ «ФиБрА» реализует патентные разработки по созданию эффективных сорбентов «FilLis» для очистки воды от вирусов, бактерий, тяжелых металлов и мышьяка.

ОАО НПФ «ФиБр-Мед» занимается разработкой и внедрением уникального препарата «Сильверол®». Основой препарата являются координационные соединения металлов, которые обладают комплексным антибактериальным, вирусоцидным, иммуномодулирующим действием.

ОАО НПФ «ФиБр-Поролен»  реализует инновационный проект по разработке и внедрению технологии производства антикоррозионного покрытия путем нанесения высокодисперсных полимерных порошков в электростатическом поле.

ОАО ИУК «ФиБр» является межрегиональной компанией со штаб-квартирой в г. Томске. Перспективные инновационные проекты есть не только в Сибирском регионе, но и других городах России, хотя приоритетными остаются инновации, разработанные на местной интеллектуальной базе. Компания готова рассматривать проекты из разных городов и сотрудничать со всеми, кто заинтересован в коммерциализации своей разработки и интенсивном инновационном развитии своего региона.

Контактная информация

Телефон/факс: +7 3822 421 335

E-mail: office@fibr.ru

Web-site: www.fibr.ru

Адрес: 634028, Россия, г. Томск, Московский тракт, 53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мировой опыт показывает, что малое предпринимательство следует рассматривать одним из эффективных направлений активизации инновационной деятельности в промышленности.

В связи с этим проблема повышения эффективности поддержки малого предпринимательства и управления малыми предприятиями (МП) в этой сфере деятельности остается особенно актуальной.

Механический перенос формируемой методологии современного российского менеджмента на МП, деятельность которых связана с инновационным процессом не приводит к получению ожидаемого эффекта и, более того, компрометирует эту признанную во всем мире организационно-производственную форму предпринимательства. Среди существующих и препятствующих причин эффективному использованию малого предпринимательства в научно-технической и инновационной сферах деятельности, которые уже представляют по своей сути определенные проблемы, наиболее острыми являются следующие.

Информация о работе Инновации в малом бизнесе