Инновации в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - доказать то, что инновационная деятельность даже малых предприятий играет не маловажную роль в экономике государства.
Объект - инновационная деятельность малого бизнеса.
Предмет- влияние инноваций на малый бизнес
Задачи - изучение инновационного менеджмента, определение роли инновационной сферы малого и венчурного бизнеса в экономике государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы инноватики
и основы права малого бизнеса
1.1. Понятие малого бизнеса…………………………………………4
1.2. Понятие и классификация инноваций………………………….6
1.3. Государственная политика по развитию
инновационной деятельности в РФ…………………………………11
Глава 2. Инновации в малом бизнесе
2.1. Роль инновационной сферы малого и венчурного бизнеса
в экономике государства……………………………………………14
2.2. Государственное регулирование инновационной
Деятельности сферы малого и венчурного бизнеса………………17
Глава 3. Инновации в малом бизнесе на примере
ОАО ИУК «ФиБр»…………………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………...36
Список литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсак Инновации в малом бизнесе.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)
  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.

       Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития.

Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает5:

  1. разработку планов и программ инновационной деятельности;     
  2. наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
  3. рассмотрение проектов создания новых продуктов;         
  4. проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;        
  5. обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;                                      
  6. обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
  7. создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства продукции.

Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Выбор стратегии – важнейшая составляющая цикла инновационного менеджмента. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.

 

1.3. Государственная политика по развитию инновационной деятельности в РФ

 

 Главная  роль в поддержке нововведений  принадлежит государству. В свою  очередь приоритет в объеме  нововведений бесспорно принадлежит  науке – т.к. именно благодаря  ей происходят открытия, движущие  прогресс человека вперед. Учитывая выше приведенные факторы, процесс разработки программ поддержки нововведений мы рассмотрим на примере финансирования науки и ее деятельности, связанной с инновациями, государством.

Говоря о современной экономике, необходимо учитывать ее переходный характер. Это влияет на процессы финансирования государством научных нововведений. Такой процесс изменения вызван рядом факторов. Среди них нельзя не назвать и постепенное нарастание с началом политики либерализации цен нехватки денежных средств у товаропроизводителей, рост объемов взаимных неплатежей, привели к уменьшению поступлений в научные организации отраслевого профиля средств от основных их заказчиков—промышленных предприятий и объединений. «Сокращательные» тенденции затронули также академические и вузовские научные организации, имеющие договорные отношения с предприятиями.

Важнейшим источником финансирования НИОКР являются бюджетные средства. Они используются в первую очередь для финансирования исследований и разработок в оборонных отраслях промышленности, а также для финансирования бюджетных организаций и проведения фундаментальных и прикладных исследований в академических и вузовских организациях. Сказанное выше приводит к выводу, что падение спроса на научно-техническую продукцию в начальный период становления рыночных отношений, приведшее к сложному финансовому положению многих научных организаций, явилось неизбежным следствием изменения принципиальных основ функционирования экономики. В этой ситуации факторами выживаемости научных организаций явятся квалификация их кадров, материально-техническая оснащенность. Но в любом случае изменение существующих организационных структур представляется неизбежным. Однако этот процесс не стоит драматизировать. Он будет способствовать формированию адекватной рыночной экономики научно-технической сферы, более приспособленной к реализации задачи по ускорению научно-технического прогресса. Тем не менее, благоприятные условия для саморегулирования появятся не сразу. Поэтому в современный период возрастает роль государства. Другим, сравнительно новым направлением использования предприятиями своих средств, не связанных с проведением НИОКР, является покупка акций и облигаций акционерных обществ и предприятий, ценных бумаг государства с последующим получением по ним дивидендов (процентов), а также открытие срочных депозитных счетов в коммерческом банке под проценты, оговариваемые в кредитном договоре.

Третьим направлением финансовой поддержки государством научно-технической сферы являются прибыльно направленные организации.

Кроме методов прямого (посредством заключения контрактов, выдачи субсидии и т.д.) финансирования государством исследований и разработок необходимо активно использовать и так называемое косвенное финансирование научно-технических мероприятий, стимулирующее увеличение расходов предприятий.

Применяются и другие льготы для стимулирования научно-исследовательской деятельности компаний, причем их состав и размер постоянно уточняется. Так, в 80-е годы в США, В заключение главы отметим, что условиями адаптации формируемой системы финансирования НТП к реалиям рыночной экономики является активная государственная научно-техническая политика: во-первых, направленная на непосредственое финансирование как конкретных НИОКР, так и отдельных научных организаций, в существовании и развитии которых заинтересовано государство; во-вторых, устанавливающая четкие приоритеты в финансировании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Инновации в малом бизнесе

 

2.1. Роль инновационной  сферы малого и венчурного  бизнеса в экономике государства

В настоящее время Россия встала перед выбором дальнейшего пути развития национальной экономики. В научных исследованиях рассматриваются множество вариантов, среди которых выделяют два: продолжение рыночных реформ при сырьевой ориентации народного хозяйства, что в скором времени может привести к деградации национальной экономики; или активизация экономических преобразований на основе стабилизации политической и законодательно-правовой системы, новой социально-экономической стратегии, а также интеграции страны в мировое хозяйство. Вместе с тем, всё большее число ведущих экономистов склоняются к необходимости развития российской экономики по третьему пути - инновационному. Он предполагает взаимное становление научно- технической, производственной, финансовой, социальной и других сфер.

На сегодняшний день по своему состоянию российская промышленность сегодня в основном соответствует критериям четвертого технологического уклада, ядро которого составляют автомобиле- и тракторостроение, цветная металлургия, синтетические материалы, органическая химия, добыча и переработка нефти. Материально-техническая база производственного потенциала России характеризуется низкой степенью интеллектуализации производственных процессов, в то время как мировые лидеры перешли к пятому технологическому укладу, базирующемуся преимущественно на микротехнологиях. Предстоит ускоренный переход от технологического уклада, центр тяжести которого лежит в области сырьевых отраслей и машиностроения, к широкому использованию компьютерных систем, информационных и генных технологий.

Очевидно, что такие амбициозные инновационные проекты как разработка качественно новых источников энергии, создание управляемой термоядерной энергии могут реализовать лишь крупнейшие корпорации при поддержке государства. Что же остается на долю малого бизнеса? Прежде всего, это разработка программного обеспечения, интернет - технологии, системы личной безопасности.

Довольно распространена точка зрения о том, что малый бизнес – инновационный бизнес, т.к. у него гораздо более подвижная организационная структура. Малые предприятия в борьбе за выживание охотнее идут на применение инновационных технологий и разработок, а существенная часть фирм прямо ориентируется на коммерциализацию технологий. Но все предприятия возникают как малые, и все в чем-то новы. Все инновационное – ново, но не все новое – инновация. Организаторы проекта TACIS предложили свое определение малого инновационного предприятия (МИП). МИП – это предприятие, у которого доля продукции старше трех лет в общем объеме выпускаемой продукции составляет не более 10%. Несмотря на то, что в инновационной сфере работает лишь около 6% от общего числа работающих в малом предпринимательстве, эту область развития малого бизнеса можно поставить по значимости для развития экономики на одно из первых мест. Малые предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью (МПИД), в широких масштабах начали возникать уже во второй половине 80-х годов. Их развитие позволяло ускорить инновационный процесс, преодолеть существовавшие в плановой экономике препятствия для технического прогресса — ведомственные барьеры, несогласованность этапов инновационного процесса, монополистическое положение отдельных участников общего процесса. На быстрый рост числа МПИД в это время повлияла и невостребованность научных работников в предшествовавшем периоде, ограниченные возможности для проявления способности в государственных академических и отраслевых научных учреждениях. Значительная часть МПИД вне зависимости от названия функционировала в сфере посреднических услуг. В области НИОКР МПИД занимались в основном разработкой программных продуктов, проектными работами, экономическими исследованиями. В начале 90-х годов МПИД попали в сложные условия быстрого свертывания спроса на научную продукцию из-за инвестиционного кризиса, вызвавшего спад инновационной активности, и роста бюджетного дефицита. В настоящее время МПИД не связаны с инвестиционным спросом, поэтому их прибыльность резко сократилась. Исследования и разработки выполняются либо на арендованном оборудовании, либо путем бесплатного его использования по месту работы. Характерная черта развития малого инновационного бизнеса в настоящее время — его нестабильность.

Малое предпринимательство в инновационной сфере в настоящее время формируется несколькими путями. МПИД могут выделяться из состава крупных государственных научных организаций. Их финансирование постоянно сокращается, и они не могут приспособиться к новым экономическим условиям. Деятельность малых фирм в этом случае направлена в основном на модернизацию и совершенствование разработанных на материнской фирме видов техники. МПИД могут создаваться как рыночные дублеры лабораторий и отделов отраслевых НИИ и заводов и заниматься как чисто научными и прикладными исследованиями, так и полным инновационным циклом. Еще один путь образования МПИД — объединение группы разработчиков для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции. Период существования таких МПИД часто ограничивается сроками реализации определенной идеи.

МПИД могут формироваться и как посредники для продвижения инноваций и технологий, создаваемых специалистами в области конкретной техники и технологии. Роль таких фирм особенно значительна в регионах, где научно-технические и маркетинговые связи слабее, чем в центре.

Развитие инновационной деятельности и развитие (поддержка) малого предпринимательства на сегодняшнем этапе в значительной степени взаимосвязаны, они дополняют и стимулируют друг друга.

В современных условиях большое значение приобретает технический прогресс, понимаемый не только как применение новых методов производства (нововведения в производственных процессах); но и как создание и значительное усовершенствование благ (нововведения в продуктах). В этом плане основными «точками (полюсами) роста» выступают инновационные монополии, возникающие в процессе производства улучшенных или совершенно новых товаров и услуг. Монопольное положение могут занимать не только крупные, но и средние, и мелкие предприятия. Все зависит от отрасли, выпускаемого товара или оказываемых услуг.

Успешное развитие инновационных компаний невозможно без существенных изменений в сфере налогообложения интеллектуальной собственности. Так сегодня, если объекты интеллектуальной собственности ставятся на баланс предприятия, то с нее должен взиматься налог на имущество. Для начинающих предпринимателей, решивших на базе своих разработок создать новый бизнес, налог на имущество может стать серьезной преградой. Так, например, при наличии патента на изобретение (оценка которого десять миллионов долларов) можно создавать предприятие с уставным капиталом десять миллионов долларов. Однако, два процента с этой суммы владелец патента должен будет заплатить в виде налога на имущество. Чиновники в этом случае советуют привлекать инвесторов, но вложение денег в новую разработку рискованно само по себе. А еще отдавать солидную сумму в бюджет никто не будет. Чтобы рынок интеллектуальной собственности начал функционировать, необходимы серьезные налоговые преференции, в частности нематериальные активы не должны облагаться налогом на имущество.

 

2.2. Государственное регулирование инновационной деятельности сферы малого и венчурного бизнеса

 

 За рубежом, практически во  всех развитых индустриальных  странах, есть система государственного  стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий. Так, во Франции, убедившись, что повышение активности малых и средних фирм влияет на рост международной конкурентоспособности страны, реализуют специальные программы помощи инновационным предприятиям, участвуя в их затратах путем дотаций, налоговых льгот, льготных кредитов, рискового капитала и консультирования.

Наиболее яркий пример успешной инновационной политики, особенно в целях развития малого и среднего бизнеса, демонстрирует Китай. Высокая степень правового обеспечения в сфере передачи технологий; налоговая система, освобождающая МП, занимающиеся освоением новых технологий, от налога на прибыль; система их льготного кредитования и финансовой поддержки обеспечили  эффективное использование научно-технического потенциала и высокую прибыль от инновационной деятельности.

В этой связи большое значение имеет активная структурная политика - постоянно возобновляемый и осуществляемый процесс, немыслимый без активного государственного регулирования, которое должно и может содействовать оптимальному развитию и функционированию инновационных монополий

Говоря о государственном регулировании, можно отметить, что каковы бы ни были общие причины, все страны с рыночной экономикой сталкиваются с серьезными проблемами. Поэтому многие стоящие перед Россией проблемы обусловлены не особенностями трансформационного периода, а кардинальными пороками рынка, которые признаются всеми экономистами в мире. Современный кризис мировой рыночной системы свидетельствует о процессе кардинальных изменений в адаптации, в котором большое место отводится инновационным монополиям. Основной вектор движения стран с рыночной экономикой включает капиталистическое планирование в той или иной форме. Рынок на определенной стадии своего развития порождает объективную необходимость прогнозирования и планирования экономических процессов, выступающих отрицанием рынка. Как и в процессе развития командно-административной системы возникает необходимость в рыночных отношениях, которые выступают отрицанием системы, их порождающей. Все это выступает объективной реакцией систем на трудности, возникающие в процессе их функционирования. В самом общем виде прогнозирование и планирование становятся инструментами, позволяющими рыночной экономике преодолеть собственные органические недостатки за счет объединения негосударственного и государственного секторов. (Приложение).

Информация о работе Инновации в малом бизнесе