Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Инновации - это нечто иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.
На протяжении второй половины ХХ в. наблюдается ускорение темпов инноваций и роста масштабов инновационной деятельности во всех секторах экономики, включая социально-культурный сервис и туризм.
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия.

Содержание

Введение
1. Инновации и туризм
1.1 Понятие «инновация», виды и функции инновации
1.2 Суть и основные принципы инноваций в туризме
2. Инновационная деятельность в туризме
3. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

инновации в туризме.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

1. Прямое участие государства  в реализации специальных целевых  программ и ассигнованиях региональных, местных органов власти; создание  крупных национальных центров (лабораторий), находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляющих полученные знания широкому кругу потенциальных пользователей.

Реализация региональных целевых программ в сфере туризма

Во многих регионах России разрабатываются и реализуются региональные целевые программы в сфере туризма, включающие, как правило, финансирование следующих основных мероприятий: развитие туристской и транспортной инфраструктуры региона, информационное продвижение туризма региона, научные и статистические исследования в сфере туризма, подготовка и переподготовка кадров для сферы туризма. Так, в Вологодской области с 2004 года реализуется областная целевая программа «Великий Устюг-родина Деда Мороза», а в сентябре 2008 года утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2009-2012 годы.

Создание туристско-информационных центров

Многие государства создают специальные национальные организации для продвижения различного рода инноваций в туризме. В качестве примера можно привести Финляндию.Финский совет по туризму является государственной организацией, занимающейся маркетингом Финляндии как туристского направления, имеет представительства в 11 странах. Финский совет по туризму одним из первых начал использовать информационные технологии в работе национальной туристской организации. Он осуществляет стратегическое сотрудничество с представителями туристской индустрии и другими заинтересованными группами, общая цель которых направлена на максимальное присутствие и влияние страны на международном рынке. Важнейшим инструментов для достижения этой цели являются электронные информационные и коммуникационные технологии. Особое значение этот совет придает «созданию уникального имиджа национального туризма, четкой сегментации потребителей и рынков, эффективному маркетингу» [3, стр. 52].

В России единой национальной организации по продвижению российского туристского продукта нет, но во многих регионах созданы и функционируют туристско-информационные центры (ТИЦ). Как правило, это либо государственные учреждения или организации в форме некоммерческого партнерства, которые финансируются за счет средств региональных или районных бюджетов, могут быть областными, городскими или районными.

Примеры.

ГУ «Информационно-туристский центр» Республики Карелия. Функционирует с 2001 года, учредителем является Министерство экономического развития Республики Карелия. Задачами ИТЦ являются: создание единого информационного банка данных о туристском потенциале, программах и проектах по туризму в Республике Карелия; организация информационного и консультационного обеспечения по вопросам туристской деятельности, отдыха в Карелии; продвижение карельских туристских продуктов, привлечение внебюджетных средств в развитие туризму в республике. ИТЦ представляет собой современные Интернет-технологии, которые дают возможность потенциальному туристу получить исчерпывающую информацию по интересующим его вопросам о возможностях туристской инфраструктуры Республики Карелия.

ГУ «Туристско-информационный центр Вологодской области». Функционирует с 2007 года, учредителем выступает Комитет по туризму Вологодской области. Цели ТИЦ: развитие туристской привлекательности Вологодской области, популяризация проекта «Великий Устюг - родина Деда Мороза» в средствах массовой информации и продвижение региона на российском и международном туристских рынках; консолидация рекламно-информационной работы различных участников туррынка в целях оказания информационно-справочных, туристских и деловых услуг приезжающим туристам, а также ведение рекламной и маркетинговой деятельности; организация работы с предприятиями индустрии гостеприимства, оказание содействия в развитии малого и среднего бизнеса в сфере туризма.

2. Предоставление субсидий  и грантов для осуществления  научно-исследовательских работ  в сфере туризма и сопутствующих отраслях.

Грант является поддержкой или стимулированием государством научных исследований и разработок финансами, собственностью или услугами.

Для приобретения результатов исследований и разработок, которые могут принести государству непосредственную выгоду заключается государственный контракт. Он дает право представителю государства контролировать и корректировать ход выполнения разработок.

Так, в долгосрочной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области» на 2009-2012 годы предусмотрены средства на научные исследования в сфере туризма в объеме 1,5 млн. рублей.

3. Обеспечение частным  предприятиям и лицам благоприятных  условий для научно-технических  разработок, а также развития  инвестиционных возможностей. Частному бизнесу, вкладывающему средства в научные исследования и приобретение необходимого для этого оборудования, а также в развитие туристской инфраструктуры регионов, предоставляются разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты и гарантии, а также финансирование через участие государства в акционерном капитале.

В настоящее время ярким примером является создание в России в 2007 году семи туристско-рекреационных зон: Краснодарском и Ставропольском краях, Калининградской области, Алтайском крае, Республике Алтай, в Иркутской области и Республике Бурятии. Данное событие символизировало начало периода активной государственной поддержки туристской индустрии, возведенной в ранг «локомотивов» развития регионов, а впоследствии и российской экономики в целом.

Туристско-рекреационная зона (аналог сервисных зон или зон услуг в мировой практике) -- вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма. Туристско-рекреационные зоны распространены незначительно, а для России это и вовсе уникально. Поэтому создание ТРЗ в России носит инновационный характер.

Создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа в России является одним из главных приоритетов в обеспечении динамичного развития экономики страны, перевода ее на инновационную модель развития, в объединении усилий государства и бизнес-сообщества. Механизм ОЭЗ обладает рядом преимуществ: налоговые льготы, снижение административных барьеров, бюджетные вложения в инфраструктуру, имиджевая компонента. Он создает возможности для эффективного тестирования новых подходов в государственном управлении.

Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.

Государство, реализуя механизм государственно-частного партнерства, возлагает на себя обязанности создания необходимой инженерной, транспортный и социальной инфраструктуры, а также предоставляет определенный набор льгот и преференций для инвесторов.

Для стимулирования инвестиционной активности резидентов туристско-рекреационных зон устанавливаются следующие налоговые льготы:

* резиденты вправе: при  расчете амортизации применять  повышающий коэффициент 2; переносить  убыток предыдущего налогового  периода на текущий год в  полном объеме; признавать расходы на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат; не платить в течение 5 лет налог на имущество с момента ввода его в эксплуатацию и земельный налог с момента возникновения права собственности;

* субъекты РФ вправе  устанавливать для резидентов  пониженную ставку налога на  прибыль, подлежащего зачислению  в региональные бюджеты, но не  ниже 13,5%, и другие налоговые льготы.

Кроме этого, в зонах будет действовать упрощенный административный режим (принцип «единого окна» при регистрации резидентов и возможность проведения инспекционных мероприятий - СЭС, противопожарная служба, торговая инспекция, инспекция по труду и т. д. - только в рамках плановой комплексной проверки, решение о которой будут принимать территориальный орган РосОЭЗ) и льготный порядок землепользования.

Данные новации в Закон РФ «Об особых экономических зонах» следует признать позитивными с учетом того, насколько широко на территории России представлены уникальные курортно - рекреационные объекты, развитие которых существенно тормозится недостаточным объемом бюджетного финансирования и государственной поддержки.

Особенно важно создание зон такого типа для малого и среднего бизнеса, так как развитие туристско-рекреационной зоны связано с расширением сферы услуг, функционированием большого количества гостиниц, предприятий общественного питания и т.д. 

Таким образом, на территории семи субъектов РФ созданы «точки роста», которые в дальнейшем должны оказать стимулирующие воздействие на развитие бизнеса регионов и территории в целом. При этом создание туристско-рекреационных зон не только несет в себе положительный экономический эффект для региона в виде растущего объема инвестиций и стоимости оказываемых услуг, внедрения передовых технологий и современных методов управления, стимулирования развития территорий с низким промышленным потенциалом, но и имеет важное социальное значение вследствие увеличения числа рабочих мест и роста профессиональной образованности населения. К тому же, как показывает мировой опыт, прилегающие к зоне территории также начинают развиваться динамичней.

Заключение

Сфера туризма сегодня одна из наиболее перспективных и прибыльных. В мире на его долю приходится около 10% мирового валового дохода, 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами.

Туризм постоянно развивается, несмотря на различные препятствия политического, экономического и социального характера. Туристский бизнес во многих случаях является инициатором и экспериментатором в освоении и внедрении современных передовых технологий, непрерывно изменяет формы и способы предложения и предоставления услуг, открывает и осваивает новые возможности.

Работники сферы туризма имеют дело с многообразием форм и методов организации отдыха, путешествий, культурного досуга. Развитие туристского бизнеса возможно только на основе внедрения новых идей, совершенствования процессов производства товаров и услуг, расширения их ассортимента.

В туризме ежедневно внедряются инновации самого разнообразного характера под влиянием, как научно-технического прогресса, так и интеллектуального развития человечества.

Инновации в сфере туризма иногда возникают совершенно неожиданно и даже непредсказуемо под влиянием событий в обществе. Поэтому изучение инновационных процессов, причин появления новшеств, разработка методов их внедрения представляет значительный и практический научный интерес.

Также важна роль государства в развитии инноваций в сфере туризма, а разработка и реализация механизмов государственной поддержки данных направлений актуальна.

Список литературы

1. Малахова Н.Н., Ушаков  Д.С. Инновации в туризме и сервисе. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский  центр «МарТ», 2008.-224с. («Туризм и  сервис»);

2. Новиков В.С. Инновации в туризме: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.С. Новиков. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 208 с.;

3. Севастьянова С.А. Региональное  планирование развития туризма  и гостиничного хозяйства: учебное  пособие / С.А. Севастьянова. - М.: КНОРУС, 2007.- 256 с.

4. Современный словарь  иностранных слов. Около 20000 слов. СПб: Русский язык: Дуэт: Комета, 1994.- 395 с.

5. http://www.ticrk.ru - сайт Туристско-информационного центра Республики Карелия;

6. http://vologdatourinfo.ru - сайт Туристско-информационного центра Вологодской области.

 


Информация о работе Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме