Автоматизация управления и развитие информационных таможенных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 17:27, реферат

Краткое описание

Среди многих факторов, способных снизить риски и повысить эффективность организации, особенно выделяется информационный фактор. Не случайно его выделяют как новый фактор производства вместе с факторами труда, земли и капитала. В ХХI в. "информация" наряду со "временем", "пространством", "энергией" становятся основополагающей характеристикой описания любого явления реально наблюдаемого мира. Знания, данные, экспертные оценки - все это близкие понятия, отражающие разные стороны информации. Управление в современных условиях тесно связано с информацией.

Содержание

Введение
Глава 1. Информационное обеспечение управления в таможенных органах
1.1 Понятие информационного обеспечения управления организацией
1.2 Развитие информационного обеспечения управления в таможенных органах
1.3 Общая схема информационного обеспечения управления в таможенных органах
Глава 2. Автоматизация управления и развитие информационных таможенных технологий
2.1 Единая автоматизированная информационная система
2.2 Направления совершенствования применения информационных технологий в таможенном деле
2.3 Проблемы внедрения информационных технологий
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

информация.docx

— 40.95 Кб (Скачать файл)

 

- автоматизированные системы  информационного обеспечения (АСИО);

 

- экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия  решений.

 

На данный момент существует перечень аттестованных программных средств для автоматизации деятельности таможенных органов, насчитывающий более 140 позиций. Данные программы направлены на контроль перемещения товаров, правильности начисления и уплаты таможенных платежей, доставки товаров, на сбор и анализ информации и т.п.

2.2 Направления совершенствования  применения информационных технологий  в таможенном деле

 

Таможенная служба России достаточно давно активно внедряет технические новшества информационного характера. Еще 15 лет назад - в 1996 г. в сфере авиационных перевозок возникла идея предварительного декларирования. Тогда термин "предварительное таможенное декларирование" не соответствовал ни таможенному законодательству, ни практике. В том числе, поэтому было предложено разделить весь процесс внедрения инноваций на два блока: электронное предварительное информирование и электронное таможенное декларирование.

 

Внедрение электронного декларирования стало одним из серьезнейших шагов на пути к упрощению таможенных процедур. Позволяя не только сэкономить время участников ВЭД, но и делая процесс таможенного оформления более прозрачным и менее подверженным влиянию различных субъективных факторов, процедура электронного декларирования позволила участникам ВЭД и таможенным брокерам довольно быстро ощутить все ее преимущества.

 

С 25 ноября 2002 г. применяется декларирование товаров и транспортных средств в электронном виде. На начальном этапе это был эксперимент, регламентированный Приказом ГТК России от 29 июля 2002 г. N 801. В дальнейшем Приказами ГТК России от 30 марта 2004 г. N 395 и от 27 мая 2004 г. N 619 был определен порядок совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронном виде.

 

Например, Приказ ГТК России от 30 марта 2004 г. N 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме" определил, что при использовании электронной формы декларирования лицо, декларирующее товары, заявляет в электронной форме сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации, а также представляет сведения из документов, необходимых для таможенного оформления товаров, и представляет их таможенному органу посредством электронного способа обмена информацией при соблюдении требований к документированию информации. Сведения удостоверяются электронной цифровой подписью (ЭЦП) такого лица. В указанной Инструкции было дано и определение таможенной декларации, подаваемой в электронной форме.

 

Так в 2002 г. на Каширском таможенном посту Московской южной таможни был впервые проведен эксперимент по декларированию товаров в электронной форме, а в 2007 г. уже 161 таможенный орган в России имел достаточную техническую оснащенность для применения электронного декларирования.

 

В Магаданской таможне активное применение электронного декларирования началось с 3 квартала 2006 года. Таможенный пост Морской порт Магадан стал одним из первых постов Дальнего Востока, где была начата работа в данном направлении. Первоначально процент электронных деклараций по отношению к общему числу ГТД был небольшим, но в течение следующих лет процесс начал постепенно развиваться. Так в 2007 году доля ЭГТД составляла 2 %, в 2008 - 7 %, а в текущем году достигла 25 %.

 

Очевидно, что инновации 2002 г. потребовали дальнейшего развития и совершенствования. Интернет-декларирование пришло на смену электронному декларированию.

 

Начало интернет-декларированию было положено Приказом ФТС России от 24 января 2008 г. N 52. Введение интернет-декларирования значительно расширяет возможности участников ВЭД и позволяет уменьшить время таможенного оформления, сократить расходы, увеличить товарооборот.

 

21 октября 2009 г. таможенный  брокер "Кронос" продемонстрировал  применение новой для российской  таможни технологии оформления  грузов, прибывающих железнодорожным  транспортом. По Интернету из  павильона ВВЦ в отдел оформления  Московского железнодорожного поста  Московской таможни была направлена  электронная таможенная декларация. Это был первый случай применения  технологии, причем было это сделано  на выставке "Таможенная служба-2009" в торжественной обстановке и  в присутствии руководителя ФТС  России А. Бельянинова.

 

Интернет-декларирование - это форма подачи электронной грузовой таможенной декларации (ЭГТД), т.е. это то же электронное декларирование, но в другом качестве. ЭГТД подается не через таможенную сеть, а через сеть Интернет. Соответственно участник ВЭД может находиться в любой точке России и обращается с декларацией на таможенный пост, приближенный к его логистическому центру. Главное отличие интернет-декларирования от электронного декларирования - это форма подачи информации и способ подключения к сети. Однако при передаче информации в процессе электронного декларирования информация пересылается по защищенным сетям таможни. При этом создается определенный абонентский пункт, жестко привязанный к сетям таможни. В процессе интернет-декларирования проблема жесткой привязки отпадает, но вопрос защиты информации встает в другой плоскости.

 

На практике были выделены следующие минусы "старого" электронного оформления:

 

- монополист - разработчик  программы декларирования, что почти  исключает улучшение программы  в рамках свободной конкуренции;

 

- для установки программного  обеспечения требовались затраты  участников ВЭД;

 

- при подаче (отправке  в электронном виде) документов  необходимо было подавать все  те же документы, которые ранее  приносились в таможню на бумажном  носителе;

 

- отсутствовали льготы  для тех, кто подает декларацию  в электронном виде.

 

С применением интернет-декларирования участник ВЭД получил ряд преимуществ:

 

- уход от зависимости  от монополиста, изготовившего ПО;

 

- более дешевый способ  организации процесса декларирования - достаточно подключиться к сети  Интернет.

 

Подобная система интернет-декларирования существует в ряде европейских стран, например в Польше, Германии.

 

Однако в последнее время, как отмечают практики, активизировались многие организации в желании интегрировать под себя различные технологии и инновации. Следует учитывать, что некорректная реализация вводимых инноваций может нанести непоправимый вред организации ВЭД, а также свести на нет многие идеи, выработанные в ходе экспериментов и пилотных проектов.

 

При анализе электронного декларирования, передачи информации от участника ВЭД в таможенный орган в электронном виде, а также деятельности различных онлайн-сервисов таможенной службы следует учитывать, что значение таможенной службы для Российского государства очень велико, она выполняет ряд функций, которые на первый взгляд сложно сочетать одному государственному органу. Основная функция, выполняемая таможенными органами, - фискальная (доля таможенных платежей в федеральном бюджете многие годы остается на уровне 50%). Так, на 20 декабря 2010 г. таможенные органы собрали в федеральный бюджет 4 трлн. 115,46 млрд. рублей. Помимо указанной функции таможенная служба выполняет еще две важные задачи: осуществляет правоохранительную деятельность и содействует развитию предпринимательской деятельности.

 

Указанные функции предполагают все более активное использование ресурсов, как в интересах государства, так и для развития ВЭД. В 2010 г. более 30,6% участников ВЭД использовали интернет-декларирование.

 

Планируемое вступление России в ВТО обусловливает необходимость обеспечения нового уровня информатизации таможенной службы России. Например, с 1 января 2009 г. в Евросоюзе введено обязательное электронное предварительное информирование таможенных органов о перевозках товаров по процедуре МДП. Для совершенствования взаимодействия таможенных органов РФ и государств - членов ЕС необходима передача информации по товарам, перемещаемым из ЕС в Россию по процедуре МДП. Соответственно приграничные таможенные посты получают информацию от ГНИВЦ ФТС России о прибывающих товарах и транспортных средствах для таможенного оформления и контроля.

 

Но процесс информатизации таможенных органов не должен сопровождаться повышением вероятности утечки конфиденциальных данных. Перед ФТС стоит проблема обеспечения информационной безопасности. Таможенные органы должны одновременно открывать и защищать информацию. Защита информации и открытость информационных ресурсов - два тесно взаимосвязанных и не противоречащих друг другу направления.

 

Введенное в 2009 г. интернет-декларирование и предварительное декларирование в 2010 г. электронные, т.е. их необходимо подкрепить специальными техническими программами. В таких программных приложениях общие вопросы интерфейса - механизм взаимодействия таможни и участника ВЭД, идентификация пользователей, защита информации, протоколы и форматы обмена и др. требуют отдельного внимания. Они связаны с информационной безопасностью таможенных органов.

 

Кроме того, в настоящее время особую актуальность приобрели вопросы обеспечения информационной безопасности на единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Участники Таможенного союза сотрудничают в вопросах применения современных информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 сентября 2010 г. "О применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза"). Объединение в Таможенный союз создало новые обстоятельства, где появились общие сферы деятельности, требующие согласования между странами, в том числе в информационной области.

 

Для решения обозначенных проблемных вопросов в литературе верно предлагается рассмотреть возможность создания органа по управлению вопросами обеспечения безопасности информации Таможенного союза, наделения его полномочиями и возможностями их реализации, а также организовать разработку нормативно-правовой основы таможенной деятельности в области информационной безопасности на территории Таможенного союза.

 

Разработка и внедрение информационных технологий в таможенной сфере - своевременный и необходимый процесс, который позволяет повысить качество и оперативность таможенного оформления.

 

ФТС России - одно из наиболее активных ведомств Правительства РФ, которое внедряет информационные технологии в свою деятельность. В 2010 г. был создан портал "Электронное предоставление сведений" для системы предварительного информирования таможенных органов ФТС России. В настоящее время программные средства, используемые ФТС РФ, составляют более 143 наименований. Приказом ФТС РФ от 26 сентября 2011 г. № 1941введен в действие эксперимент по применению функционала АИС центрального реестра субъектов ВЭД в части ведения Реестра владельцев СВХ в Центральной акцизной, Домодедовской, Шереметьевской, Санкт-Петербургской и ряде других таможен в период с 1 октября по 31 декабря 2011 г. С 2014 г. предусмотрен полный переход на безбумажный оборот и технологию предоставления в электронном виде таможенной декларации и документов, на основе которых она заполнена.

 

На сегодняшний день можно утверждать, что каждое из направлений взаимоотношений концепции электронного правительства (G2C, G2B, G2E, G2G) нашло свое отражение в нормативных документах и реализовано на практике таможенными органами. Взаимоотношения G2G выразились, в частности, в Постановлении Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" и утвержденном им Положении.

 

Представляется, что ФТС России удалось решить проблемы, стоящие перед государственными органами в процессе реализации идеи электронного правительства, и термин "сапоги всмятку" (высказывание Д.А. Медведева) никак не подходит к программным продуктам ФТС РФ. Так, создано необходимое нормативное правовое обеспечение для оказания государственных услуг в электронном виде, есть инфраструктура обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия на основе применения электронной цифровой подписи, ведется активная работа по модернизации и развитию официального сайта ФТС России. Более того, таможенная служба одной из первых перешла от простого информирования граждан к организации двусторонней связи, т.е. предоставлению государственных услуг через Интернет. ФТС России разрабатывает электронные сервисы и поддерживает их работоспособность; поддерживает работоспособность программных и технических средств информационных систем, подключенных к системе взаимодействия, осуществляет прием, обработку и передачу электронных сообщений, обеспечивает достоверность информации, содержащейся в электронных сообщениях, передаваемых с использованием системы взаимодействия.

2.3 Проблемы внедрения  информационных технологий

 

В интервью начальник Главного управления информационных технологий ФТС России Алексей Шашаев журналу "Таможенное обозрение" среди главных проблем внедрения информационных технологий в таможенные органы выделил:

 

1. Информационная система  таможенных органов - одна из крупнейших  информационных систем в стране. Восемь ее отдельных компонентов  включены в перечень критически  важных государственных систем. Она работает в режиме 24 часа  в сутки, 365 дней в году, таможенные  органы работают в условиях  одиннадцати часовых поясов, - и  это накладывает определенные  трудности в поддержании этой  системы в работоспособном состоянии.

 

2. Во многих пунктах  пропуска, особенно на удаленных  границах, не существует другой  связи, кроме как спутниковой, т.е. там нет информационной инфраструктуры, а потоки информации из года  в год все увеличиваются.

 

3. Помимо того, что растет  само количество таможенного  оформления, ощущается недостаток  квалифицированных кадров в регионах, которые способны работать с  такой сложной информационной  системой. Поэтому с учетом не  очень большой зарплаты по  сравнению с зарплатой IT-специалистов  в коммерческих структурах, и  с учетом того, что требования  к квалификации специалистов  предъявляются очень серьезные  и очень специфичные - эта проблема  стоит очень остро.

Информация о работе Автоматизация управления и развитие информационных таможенных технологий