Факторы, определяющие инвестиционную политику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:06, реферат

Краткое описание

На инвестиционную политику банков отдельных стран важное воздействие оказывают и некоторые различия в области банковского законодательства, а также действующая система контроля за банковской деятельностью (законодательные ограничения в отношении минимального размера собственного капитала банков, контроль за показателями ликвидности активов и т.п.).

Вложенные файлы: 1 файл

Банковское дело.docx

— 17.19 Кб (Скачать файл)

Факторы, определяющие инвестиционную политику

 

 

Поскольку инвестиционные операции отечественных банков находятся на начальных этапах развития, то, характеризуя инвестиционную политику и основные направления инвестиционной деятельности банков, можно ориентироваться в основном на зарубежный опыт.

 

Общая тенденция к интернационализации и экономической интеграции определяет и тенденцию сближения банковского дела, и том числе в области инвестиционной деятельности. Причем в подавляющем большинстве случаев как органы денежно-кредитного регулирования отдельных стран, так и коммерческие банки предпочитают использовать уже имеющиеся и апробированные в других странах методы.

Сохраняющиеся различия связаны в основном с историческими особенностями становления и развития банковского дела, степенью экономической зрелости отдельных стран и вовлеченностью их в процесс международного разделения труда, особенностями политического устройства и банковского законодательства и т.п.

С точки зрения исторических факторов некоторую специфику на инвестиционную политику и деятельность банков оказывают сложившиеся формы организации банковского дела. Так, в США, где на протяжении длительного времени действуют ограничения на открытие коммерческими банками филиалов и отделений (как в рамках отдельных штатов, так и в нескольких штатах), сложилась система унитарных банков. В Великобритании, Канаде, ЮАР, Новой Зеландии и некоторых других странах, где подобных ограничений не было, произошел процесс концентрации и централизации банковского дела в рамках сравнительно небольшой группы коммерческих банков, обладающих развитой национальной сетью банковских филиалов и отделений. Наконец, существует иной тип организации банковского дела — так называемая гибридная система, в рамках которой наличие небольшой группы крупнейших банков, обладающих разветвленной сетью филиалов и отделений, сочетается с сохранением значения относительно небольших самостоятельных региональных и местных банков. Такая форма организации банковского дела характерна для Франции, ФРГ и большинства других стран Континентальной Европы, а также для Индии и Японии.

Вместе с тем следует отметить, что в последнее время практически для всех стран характерна тенденция постепенного сокращения числа унитарных банковских образований, укрупнения банков и расширения числа филиалов и отделений. Кроме того, как результат углубления процесса экономической интеграции в последние годы наметилась тенденция к обострению межбанковской конкуренции как между банками различных стран, так и между различными видами кредитно-финансовых институтов в рамках отдельных стран (коммерческими, инвестиционными и ссудо-сберегательными банками, строительными обществами, страховыми компаниями, инвестиционными фондами и т.д.), что в конечном счете определяет тенденцию к универсализации банковского дела.

На инвестиционную политику банков отдельных стран важное воздействие оказывают и некоторые различия в области банковского законодательства, а также действующая система контроля за банковской деятельностью (законодательные ограничения в отношении минимального размера собственного капитала банков, контроль за показателями ликвидности активов и т.п.).

 

Так, отличительной особенностью банков некоторых стран (Италии, Индии, Бельгии, Нидерландов), а также крупных банков во Франции является незначительный удельный вес собственной) капитала в пассивах (менее 2 %). В определенной степени это связано с тем, что крупные коммерческие банки в этих странах в значительной степени национализированы, а государство обычно не стремится связывать себя предоставлением дополнительного капитала. С другой стороны, в этом случае банкам предоставляется своего рода государственная гарантия.

В Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Скандинавских странах иг др. удельный вес собственного капитала банка существенно выше (6—10 %) и в целом имеет тенденцию к некоторому повышению.

Существуют также различия, связанные с учетом скрытых резервов банка (возникающих, например, ввиду повышения курса ценных бумаг, находящихся в портфеле банка). В одних странах (Великобритания, Италия) скрытые резервы запрещены, и банки в своих отчетах должны представлять полную информацию с учетом переоценки имеющихся активов. В других (США, Индия, Япония) скрытые резервы не только не запрещены, но и представляют достаточно крупную сумму по отношению к размерам собственного капитала. Это достигается в результате консервативной оценки и представления в балансе банка активов (по покупной стоимости или по-номиналу, в зависимости от того, какое значение меньше). В некоторых странах (например, в Индии), где удельный вес собственного капитала банка по отношению к его обязательствам является низким, банкам даже разрешается "капитализировать" скрытые резервы, т.е. увеличивать размеры собственного и резервного капитала на сумму скрытых резервов.

Еще большее воздействие на инвестиционную политику банков оказывают законодательные  ограничения  уровня  ликвидности

банковского баланса, масштабов и отдельных видов операций с ценными бумагами.

Сам характер банковского дела предполагает необходимость поддержания портфеля инвестиций в таком состоянии, которое позволяет быстро конвертировать по крайней мере часть имеющихся активов в денежные средства (путем их продажи па рынке или получения под залог ценных бумаг кредита в Центральном банке). В результате для банковского законодательства практически всех стран характерно установление определенных ограничений в отношении качества имеющихся в портфеле банка ценных бумаг. Последние, как правило, должны либо свободно обращаться на рынке, либо приниматься Центральным банком в качестве залога при получении кредита.

Так, в Великобритании на протяжении практически всего послевоенного периода минимальные требования к уровню ликвидности активов банка (отношение денежных средств, вложенных в государственные ценные бумаги и некоторые другие виды ценных бумаг, принимаемых в качестве залога при предоставлении кредита Центральным банком, к общей величине инвестиционных активов) были установлены в размере 28—32 %. Требования к поддержанию достаточно высокого уровня ликвидности инвестиционных активов характерны также для банков Австралии и некоторых других стран Содружества.

Для большинства банков портфель ценных бумаг состоит главным образом из различных видов государственных долговых обязательств, хотя в некоторых странах банки также держат в своих портфелях акции и облигации промышленных и торговых компаний.

При выработке инвестиционной политики и определении структуры инвестиционного портфеля банки обычно руководствуются следующими критериями: ликвидность, уровень доходности, величина банковских процентных ставок.

Основное внимание при этом уделяется ликвидности активов. Ликвидность характеризуется возможностью продажи ценных бумаг в течение короткого времени без значительных убытков. Обычно ликвидность ценных бумаг (облигаций) увеличивается по мере приближения срока их погашения. Соответственно для большинства банков характерно стремление держать в своем инвестиционном портфеле как можно большее количество цепных бумаг с короткими сроками погашения.

Естественно, что помимо ликвидности большое внимание уделяется уровню доходности ценных бумаг. При одинаковом уровне ликвидности банки стремятся купить те ценные бумаги, которые приносят больший доход. Вместе с тем уровень доходности цепных бумаг обычно является производным от степени риска. В этой связи лишь незначительное количество банков предпочитает вкла-

дывать сколько-нибудь значительные средства в ценные бумаги с высоким уровнем дохода и с высокой степенью риска.

При определении размеров и структуры инвестиционного портфеля большое внимание уделяется и величине банковской процентной ставки. Ведь при высоком уровне банковских процентных ставок курс (цена) ценных бумаг уменьшается, и наоборот.

При этом наибольший интерес для банка представляют перспективы изменения процентных ставок. Например, если банк ожидает понижение процентных ставок, он обычно покупает ценные бумаги в целях их последующей продажи по более высокому курсу, а следовательно, получения дохода за счет курсовой разницы. Кроме того, при высоких процентных ставках довольно часто банки покупают крупные партии ценных бумаг (прежде всего среднесрочных и частично долгосрочных) без намерения их последующей перепродажи, а в целях обеспечения достаточно высокого уровня доходности и поступлений от своих портфельных инвестиций. Если, наоборот, банки ожидают повышение величины банковского процента (а следовательно, падения курса ценных бумаг), они стремятся по крайней мере в течение определенного периода держать "короткую" позицию (т.е. продают ценные бумаги на срок, с обязательством их фактической поставки покупателям в будущем) с намерением купить в будущем ценные бумаги по более низкому курсу.

Вместе с тем следует отметить, что риск, связанный с падением курса облигаций, не всегда является достаточно крупным препятствием для банковских инвестиций в облигации. Например, в целях уменьшения объема облагаемой налогом прибыли коммерческие банки могут продавать облигации по более низкому (по сравнению с ценой покупки) курсу, неся убытки. Одновременно средства, полученные от продажи данных облигаций, вновь реинвестируются в те же ценные бумаги по тем же низким ценам. Если в последующем цена (курс) ценных бумаг возрастет, они будут проданы с прибылью в следующем финансовом году. Указанная прибыль облагается налогом на прирост капитала, который взимается по значительно более низкой ставке, чем налог на прибыль. Таким образом, особенности и изменения налогового законодательства часто оказываются движущей силой изменения структуры портфеля инвестиций банков.

Однако не всегда и не во всех странах банки свободны в выборе при покупке ценных бумаг. В ряде стран, как уже отмечалось, от банков требуется поддержание определенного уровня ликвидности банковского баланса в форме определенной доли инвестиций в государственные ценные бумаги (хотя и в этом случае банки имеют возможность изменять содержимое своего инвестиционного портфеля, варьируя удельный вес государственных ценных бумаг с различными сроками погашения).

Следует также отметить, что в целом значительное число банков стремится сохранить ценные бумаги в своем портфеле до срока их погашения, хотя возможность их реализации до срока погашения всегда рассматривается в качестве одного из возможных вариантов.

Обычной практикой для большинства банков является поддержание такой структуры распределения портфельных инвестиций по срокам, которая позволяет обеспечить постоянное рефинансирование портфеля инвестиций. В этих же целях ценные бумаги, по которым подошел срок погашения, заменяются долгосрочными, которые в свою очередь по мере приближения сроков погашения становятся среднесрочными и краткосрочными. Нарушения указанной структуры возникают главным образом в случае недостаточного предложения ценных бумаг с определенными сроками погашения на рынке. В этом случае какая-либо из групп ценных бумаг (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные) может "разбухать" в портфеле инвестиций банка. Во многих случаях возникает необходимость продать ценные бумаги и, возможно, даже с убытком для восстановления уровня ликвидности или в целях увеличения размеров предоставляемых кредитов.

Структура портфельных инвестиций банка зависит также от состояния конъюнктуры рынка ценных бумаг. Поскольку цепы облигаций, по которым приближается срок погашения, обычно не подвержены значительным колебаниям на рынке, инвестиционная политика большинства банков сводится к тому, чтобы основную часть их портфельных инвестиций составляли краткосрочные и среднесрочные облигации. Вместе с тем конкретный набор операций, критерии и методы реализации инвестиционной политики варьируются от банка к банку.


Информация о работе Факторы, определяющие инвестиционную политику