Учет фактора риска при принятии решений по инвестициям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: исследование теоретических и практических аспектов управленческого учета фактора риска производственных инвестиций.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1) Раскрыть понятие инвестиционный риск.
2) Проанализировать законодательную базу инвестиционной деятельности.
3) Определить виды инвестиционных рисков, цели управления инвестиционными рисками.
4) Выявить особенности документального оформления финансовых инвестиций.
5) Исследовать организацию бухгалтерского учёта финансовых инвестиций.
6) Рассмотреть предложения по совершенствованию учёта фактора риска при принятии решений по инвестициям.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы учёта риска при принятии решений по инвестициям 7
1.1 Понятие инвестиций 7
1.2 Понятие инвестиционного риска, основные черты управления инвестиционным риском 10
1.3 Управление инвестиционным риском 14
1.4 Учет факторов риска и неопределенности при принятии решений 22
Глава 2. Учёт фактора риска в инвестициях 26
2.1 Цель и задачи управленческого учёта инвестиций 26
2.2 Документальное оформление инвестиций 26
2.3 Организация бухгалтерского учёта в инвестиционной деятельности организации 28
2.4 Учёт фактора риска при принятии решений по инвестициям 33
2.5 Способы устранения инвестиционных рисков 41
Заключение 46
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Управленческий учет курсовая.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Если наибольшим оказался коэффициент, характеризующий влияние средневзвешенной ставки дисконта проекта, тогда целесообразно придерживаться методов уклонения от рисков, которые позволят выбрать инвестору «безрисковую» тактику, или иными словами, действовать наверняка, не рискуя. В этом случае, к основным методам управления инвестиционными рисками относятся:

1) отказ от ненадежных партнеров  (договора заключаются только  с подтвердившими надежность  контрагентами);

2) отказ от рискованных (инновационных)  проектов;

3) страхование инвестиционных рисков (хозяйственных рисков);

4) поиск «гарантов» (субъектами  «гаранта» могут быть крупные  компании, банки, фонды, и органы  государственного управления и  т.п.).

Если наибольшим оказался коэффициент, характеризующий влияние величины денежного потока, то приоритетное значение имеют методы локализации рисков. Выделив экономически наиболее опасные участки инвестиционной деятельности предприятия, которые существенно снижают его денежный поток, повышают степень контролируемости данного участка и таким образом снижают в целом уровень инвестиционных рисков. К методам локализации рисков относятся: создание венчурных предприятий, выделение в отдельные структурные подразделения выполнение рискованных проектов.

Если наибольшим оказался коэффициент, характеризующий влияние периода окупаемости инвестиционных вложений, тогда при управлении инвестиционными рисками целесообразно использовать методы их диссипации. Последние представляют собой более гибкие инструменты управления рисками во времени и в пространстве. К основным методам диссипации инвестиционных рисков относятся: распределение рисков во времени, распределение ответственности между участниками инвестиционного производства, диверсификация инвестиционных вложений и контрагентов инвестиционной деятельности.

Если наибольшим оказался коэффициент, характеризующий влияние рентабельности инвестиционного капитала (или его  доходности), в этом случае при управлении инвестиционными рисками приоритетное значение приобретают методы его  компенсации. К наиболее эффективным методам этого типа относятся: стратегическое управление инвестиционной деятельности, мониторинг ее внешних и внутренних факторов, создание системы резервов, целенаправленный маркетинг.

Таким образом, инвестиционные риски представляют собой динамическое явление, меняющее свои количественные характеристики в процессе развития предприятия. Необходимо отметить, что инструментарий управления инвестиционными рисками при принятии инвестиционных решений, используемый на практике, имеет ряд недостатков, связанных с двумя крайностями. Количественные методы обоснования решений с учетом рисков, основанные на математическом аппарате, упрощают экономический смысл хозяйственных процессов. Экспертные оценки, учитывающие экономический аспект, обуславливают достаточно высокую степень субъективности решений.

 

1.4 Учет факторов риска и неопределенности  при принятии решений

 

 

По данному  очень важному вопросу отсутствуют  общепринятые подходы и методы. Поэтому  рекомендуем пользоваться "Методическими  рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования", утвержденными Госстроем России, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом России 31 марта 1994 г., № 7-12/47 (Официальное издание). Приведем некоторые определения из этого документа.

Под неопределенностью  понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта (решения), в том числе связанных  с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения  в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.

Факторы риска и неопределенности подлежат учету в расчетах эффективности, если при разных возможных условиях реализации затраты и результаты по проекту различны.

При оценивании проектов наиболее существенными представляются следующие виды неопределенности инвестиционных рисков:

* риск, связанный с нестабильностью  экономического законодательства  и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования  прибыли;

* внешнеэкономический  риск (возможность введения ограничений  на торговлю и поставки, закрытия  границ и т.п.);

* неопределенность политической  ситуации, риск неблагоприятных  социально-политических изменений  в стране или регионе;

* неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии;

* колебания рыночной  конъюнктуры, цен, валютных курсов  и т.п.;

* неопределенность природно-климатических  условий, возможность стихийных  бедствий;

* производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и т.п.);

* неопределенность целей,  интересов и поведения участников;

* неполнота или неточность  информации о финансовом положении  и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

Организационно-экономический  механизм реализации проекта, сопряженного с риском, должен включать специфические  элементы, позволяющие снизить риск или уменьшить связанные с  ним неблагоприятные последствия.

В этих целях  используются:

* разработанные заранее  правила поведения участников  в определенных "нештатных"  ситуациях (например, сценарии, предусматривающие  соответствующие действия участников  при тех или иных изменениях  условий реализации проекта);

* управляющий (координационный)  центр, осуществляющий синхронизацию  действий участников при значительных  изменениях условий реализации  проекта.

В проектах могут предусматриваться  также специфические механизмы  стабилизации, обеспечивающие защиту интересов участников при неблагоприятном изменении условий реализации проекта (в том числе в случаях, когда цели проекта будут достигнуты не полностью или не достигнуты вообще) и предотвращающие возможные действия участников, ставящие под угрозу его успешную реализацию. В одном случае может быть снижена степень самого риска (за счет дополнительных затрат на создание резервов и запасов, совершенствование технологий, уменьшение аварийности производства, материальное стимулирование повышения качества продукции). В другом -- риск перераспределяется между участниками (индексирование цен, предоставление гарантий, различные формы страхования, залог имущества, система взаимных санкций).

Как правило, применение в  проекте стабилизационных механизмов требует от участников дополнительных затрат, размер которых зависит от условий реализации мероприятия, ожиданий и интересов участников, их оценок степени возможного риска. Такие затраты подлежат обязательному учету при определении эффективности проекта.

Неопределенность условий реализации инвестиционного проекта не является заданной. По мере осуществления проекта участникам поступает дополнительная информация об условиях реализации и ранее существовавшая неопределенность "снимается".

С учетом этого система  управления реализацией инвестиционного проекта должна предусматривать сбор и обработку информации о меняющихся условиях его реализации и соответствующую корректировку проекта, графиков совместных действий участников, условий договоров между ними.

Для учета факторов неопределенности и риска при оценке эффективности проекта используется вся имеющаяся информация об условиях его реализации, в том числе и не выражающаяся в форме каких-либо вероятностных законов распределения. При этом могут использоваться следующие три метода (в порядке повышения точности):

* проверка устойчивости;

* корректировка параметров  проекта и экономических нормативов;

* формализованное описание  неопределенности.

Метод проверки устойчивости предусматривает разработку сценариев  реализации проекта в наиболее вероятных или наиболее "опасных" для каких-либо участников условиях. По каждому сценарию исследуется, как будет действовать в соответствующих условиях организационно-экономический механизм реализации проекта, каковы будут при этом доходы, потери и показатели эффективности у отдельных участников, государства и населения. Влияние факторов риска на норму дисконта при этом не учитывается.

Проект считается устойчивым и эффективным, если во всех рассмотренных  ситуациях интересы участников соблюдаются, а возможные неблагоприятные последствия устраняются за счет созданных запасов и резервов или возмещаются страховыми выплатами.

Степень устойчивости проекта по отношению к возможным  изменениям условий реализации может  быть охарактеризована показателями предельного  уровня объемов производства, цен производимой продукции и других параметров проекта.


Глава 2.  Учёт фактора риска в инвестициях

    1. Цель и задачи управленческого учёта инвестиций

 

Цель управленческого учета состоит в том, чтобы определить, является ли предполагаемое капиталовложение эффективным, т.е. выгодным для предприятия, а также какой из вариантов возможных инвестиций для данного случая является наиболее оптимальным. Для ответа на эти вопросы необходимо определить и сопоставить экономические затраты и результаты капитальных вложений.

Задачами управленческого учета долгосрочных инвестиций является:

- определение и оценка  предстоящих затрат и результатов  производственного инвестирования;

- выбор наиболее оптимального  для данных условий варианта  капитальных вложений;

- своевременное, полное  и достоверное отражение всех  произведенных расходов по их  видам и учитываемым объектам;

- обеспечение контроля  за ходом инвестиционного процесса, вводом в действие производственных  мощностей и объектов основных  средств;

- правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;

  • осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.

 

2.2 Документальное оформление инвестиций 

 

 В Соответствии с Положением по бухгалтерскому учету» Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02) одним из условий к принятия к учету активов в качестве финансовых вложений является наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств и других активов, вытекающее из этого права.

Таким образом, признание  в бухгалтерском учете финансовых инвестиций возможно лишь при наличии соответствующих документов, подтверждающих права хозяйствующего субъекта на эти инвестиции.

Для правильного документального  оформления финансовых инвестиций, представленных ценными бумагами, следует руководствоваться  Гражданским кодексом российской Федерации и Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает необходимость  оформления сделки, связанной с приобретением  финансовых инвестиций, договором.

В общем виде договором  признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, применении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Приобретение финансовых инвестиций оформляется договором купли-продажи, носящим возмездный характер.

Основная часть финансовых инвестиций большинства российских компаний представлена ценными бумагами, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Осуществление инвестиций в эти ценные бумаги возможно только при участии брокера, выступающего посредником в сделках купли-продажи ценных бумаг.

В связи с этим договор  на брокерское обслуживание является также одним из документов, оформляющих  сделки с финансовыми инвестициями.

Таким образом, документальное оформление финансовых инвестиций, в  первую очередь состоит в заключении договоров с посредниками, через которых приобретаются финансовые инвестиции, с последующим оформлением договоров купли-продажи ценных бумаг и актов приема-передачи ценных бумаг.

В свою очередь Федеральным  законом «О рынке ценных бумаг» регламентируется порядок документального оформления перехода права собственности на финансовые инвестиции. В соответствии со статей 29 данного Закона право собственности на финансовые инвестиции переходит на основании:

· договора на приобретение ценной бумаги, акта приема-передачи ценной бумаги - по документарным ценным бумагам;

· выписки со счета  «депо» - по бездокументарным ценным бумагам;

· договора, акта уступки  права требования, прочих документов - при приобретении права требования по ценным бумагам.11

 

2.3 Организация бухгалтерского учёта в инвестиционной деятельности организации

 

  В настоящее время наиболее распространенным видом финансовых инвестиций выступают ценные бумаги, приобретенные по договорам купли-продажи. В связи с этим бухгалтерский учет таких инвестиций ведется в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утвержденного Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 г. № 126н.

Информация о работе Учет фактора риска при принятии решений по инвестициям