Рынок лизинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Популярность лизинга резко возросла в течение последних трех десятилетий. Компания может взять его в лизинг: компьютер, вертолет, яхту и даже спутник, вместо того, чтобы производить заем денежных средств. Авиа и железнодорожные компании берут в лизинг огромное количество оборудования, различные магазины - здания и склады.
Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка в СНГ, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т. д.). Лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций является одним из вариантов решения этих проблем.

Содержание

Введение………………………….………………………………..………………3
1 Сущность лизинга…………………….…………………….........……...……..6
1.1 История и причины развития лизинга………………..…..……………….6
1.2 Понятие и значение лизинга……………………………..……………… 9
1.3 Формы и виды лизинга…………………..……………………………….12
1.4 Объекты и субъекты лизинга……………………………..……….….….15
2 Рынок лизинга в России……………………………………….…...………….19
2.1 Состояние и проблемы на современном этапе……………...........……19
2.2 Меры государственной поддержки………………………………..…….21
2.3 Перспективы развития…………………………….……………..……….25
Заключение…………………………………………...…..……………..……….28
Список используемой литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиции_Курсовая работа.docx

— 81.80 Кб (Скачать файл)

Российская Ассоциация Лизинговых Компаний (“Рослизинг”), некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся лизингом, осуществляющая:

а) координацию деятельности организаций, входящих в нее, и объединение их средства для осуществления совместных взаимовыгодных проектов;

б) разработку, совместно с органами государственного управления, стратегических направлений и программы развития лизинга в России;

в) подготовку проектов законодательных актов;

г) участие в работе международных ассоциативных общественных организаций.

Вся деятельность лизинговых отношений, включая объекты и субъекты, регулируется законодательством Российской Федерации.

 

 

2. Рынок лизинга в Росиии

2.1. Состояние и проблемы на современном этапе

 

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" и Объединенная лизинговая ассоциация подвели предварительные итоги исследования, посвященного развитию российского рынка лизинга в течение трех кварталов 2013 года и выявили топ-20 лизинговых компаний России по итогам девяти месяцев 2013года (Приложение 1). 
Предварительно установлено, что объем нового бизнеса за девять месяцев сократился по отношению к аналогичному периоду 2012 года на 3%. Сумма новых сделок за январь - сентябрь 2013-го составила около 940 млрд рублей. Впрочем, это лучше динамики на предыдущую отчетную дату: по итогам первого полугодия 2013 года падение составляло 17%. 
             В исследовании приняли участие более ста лизинговых компаний. В тройку лидеров рынка, как и годом ранее, вошли "ВЭБ-лизинг" и "Сбербанк Лизинг". Третьим участником тройки в нынешнем году стала компания "ТрансФин-М", занявшая второе место. В совокупности доля первой тройки составляет почти 37% от всего объема нового бизнеса (по итогам девяти месяцев 2012 года равнялась 41%). 
             По предварительным оценкам, динамика в крупнейших сегментах лизингового рынка в III квартале текущего года была разнонаправленной. Так, сегмент железнодорожной техники улучшил позиции: его доля по сравнению с первым полугодием 2013 года выросла на 3 процентных пункта, - а сегмент авиализинга примерно столько же потерял. Доля ж/д лизинга составила около 37%, авиализинга - порядка 16% в общем объеме сделок.

 

 

Лизинговый бизнес в России осуществляется в сложных условиях. Прежде всего это связано с низким уровнем кредитоспособности предприятий, высокой стоимостью и трудностями получения долгосрочных кредитов. К числу факторов, объективно тормозящих развитие лизинга, также относятся острая нехватка стартового капитала для организации лизинговых компаний; неразвитость инфраструктуры лизингового рынка, в частности, дефицит услуг по юридической, консультационной и информационной поддержке участников рынка; неблагоприятный (для лизинга) налоговый режим; недостаток квалифицированных кадров для лизинговой деятельности и отсутствие системы их подготовки. В целом масштабы лизинговых операций в России не отвечают реальным потребностям. Между тем лизинг мог бы стать важным фактором преодоления инвестиционного кризиса и модернизации производства.

 К числу основных  проблем, тормозящих развитие лизинга, специалисты относят следующие:

  1. высокий уровень процентных ставок; процентные ставки по кредитам намного превышают норму средней прибыли в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве;

  1. нехватка стартового капитала и финансовая слабость лизинговых компаний, которые во многом зависят от банков-учредителей и используются часто лишь как форма кредитования предприятий;

  1. двойное обложение налогом на добавленную стоимость; по существующему порядку НДС взимается за приобретаемое лизингодате - лем оборудование и, кроме того, НДС дополнительно начисляется на лизинговые платежи;

  1. недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств как потенциальными лизингодателями, так и предпринимателями — потенциальными лизингополучателями;

  1. отсутствие инфраструктуры лизингового рынка, сети лизинговых компаний, консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников рынка;

  1. отсутствие системы информационного обеспечения лизинга;

  1. недостаточная квалификация и нехватка опытных кадров для лизинговых компаний;

  1. высокая стоимость национальных кредитных ресурсов;

  1. неблагоприятные условия налогового, таможенного и валютного законодательства, не позволяющие в короткие сроки получить лизинговое имущество обратно при расторжении сделки; это заставляет лизингодателей ужесточать требования по обеспечению сделки, что практически исключает малый бизнес из потребителей лизинговых услуг;

  1. отсутствие вторичного рынка оборудования;

  1. необходимость залога и крупного аванса;

  1. проблемы с определением кредитоспособности партнеров.

В целом для развития лизинга в России сформировались некоторые позитивные условия, связанные с созданием законодательной, нормативно-правовой и методической базы. Наблюдается также увеличивающаяся потребность предприятий в скорейшем осуществлении технического перевооружения производства, в выпуске конкурентоспособной продукции.

 

2.2.  Меры государственной поддержки

 

В целях создания благоприятных условий для развития лизинга как эффективного механизма преодоления промышленного спада и активизации инвестиционного процесса в экономике, в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, дальнейшего развития частного бизнеса, повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства, а также учитывая мировой опыт широкого использования лизинга, государство проводит политику, поддерживающую лизинговые отношения.

Все мероприятия и меры по государственной поддержке деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), установленные законами РФ, Постановлениями Правительства РФ, а также решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, можно разделить на две группы: общие направления и специальные, т.е. в отдельных отраслях.

 Для поддержки частного  капитала государство принимает  долевое участие в создании  инфраструктуры лизинговой деятельности  в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых  проектах, а также выделяет предприятиям, осуществляющим лизинг, государственные  заказы на поставки товаров  для государственных нужд. Для  реализации лизинговых проектов  государство предоставляет инвестиционные  кредиты. Предоставляет банкам и  другим кредитным учреждениям  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, освобождение  от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления  кредитов субъектам лизинга, на  срок не менее чем три года  для реализации договора лизинга. В целях создания благоприятных  экономических условий для деятельности  лизинговых компаний им предоставляются  в законодательном порядке налоговые  и кредитные льготы. Подготавливаются  решения о снижении ставок  таможенных пошлин на ввозимые  в РФ виды технологического  оборудования, не имеющего отечественных  аналогов.

 Совершенствование, развитие, формирование нормативно-правовой  базы, обеспечивающей защиту правовых  и имущественных интересов участников  лизинговых сделок, является одной  из основных задач государства  в сфере поддержки.

 Государство проводит  политику поддержки лизинговой  деятельности не только в области  экономики, но и на образовательном  уровне по вопросу обучения  основам лизинговой деятельности: повышение квалификации преподавателей, обучение студентов, подготовка  и переподготовка государственных  служащих, занимающихся вопросами  лизинга.

 Государство содействует созданию новых компаний, специализирующихся на лизинге: дорожно-строительного и строительно-монтажного оборудования, оборудования для производства цемента, материалов и изделий на его основе, технических средств и оборудования для Федеральной дорожной службы России, морского, речного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, авиационной техники, племенного скота и многолетних насаждений, машин и оборудования для агропромышленного комплекса и других отраслей народного хозяйства.

Мерами государственной    поддержки    деятельности    лизинговых

организаций  (компаний,  фирм),  установленными  законами   Российской

Федерации  и  решениями  Правительства Российской Федерации,  а также решениями  органов   государственной   власти   субъектов   Российской Федерации в пределах их компетенции, могут быть [11]:

  1. разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности  в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы  среднесрочного  и  долгосрочного   социально-экономического развития Российской Федерации или региона;

  1. создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;

  1. долевое участие    государственного    капитала    в     создании инфраструктуры    лизинговой    деятельности   в   отдельных   целевых инвестиционно-лизинговых проектах;

  1. выделение предприятиям,  осуществляющим лизинг,  государственного заказа на поставки товаров для государственных нужд;

  1. меры государственного    протекционизма   в   сфере   разработки, производства   и   использования   наукоемкого    высокотехнологичного оборудования;

  1. финансирование из   федерального   бюджета    и    предоставление государственных   гарантий  в  целях  реализации  лизинговых  проектов (Бюджет развития Российской Федерации),  в том числе с  участием  фирм нерезидентов;

  1. предоставление инвестиционных кредитов для реализации  лизинговых проектов;

  1. предоставление банкам и другим кредитным учреждениям  в  порядке, установленном законодательством Российской Федерации,  освобождения от уплаты налога на прибыль,  получаемую ими от  предоставления  кредитов субъектам  лизинга,  на  срок  не  менее  чем  три года для реализации договора лизинга;

  1. предоставление в  законодательном  порядке  налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам)  в  целях  создания  благоприятных экономических условий для их деятельности;

  1. создание, развитие,  формирование     и      совершенствование нормативно-правовой    базы,    обеспечивающей   защиту   правовых   и имущественных интересов участников лизинговых сделок;

  1. предоставление лизингодателям  в  целях стимулирования обновления машин и оборудования  дополнительно  наряду  с  применением  механизма ускоренной  амортизации  права  списания  в  качестве  амортизационных отчислений до 35 процентов первоначальной стоимости  основных  фондов, срок  службы  которых  более  чем три года,  в первый год эксплуатации указанных фондов;

  1. предоставление лизингополучателям,   ведущим   переработку   или заготовку   сельскохозяйственной   продукции,    права    осуществлять лизинговые  платежи поставками продукции на условиях,  предусмотренных договорами лизинга;

  1. отнесение при     осуществлении     лизинговых     операций     в агропромышленном комплексе к предмету лизинга племенных животных;

  1. создание фонда   государственных   гарантий   по   экспорту   при осуществлении   международного   лизинга   отечественных    машин и оборудования.             

2.3. Перспективы развития

 

Одним из важнейших факторов, определяющих перспективы лизинга в России, является цена кредита. Потепление общего инвестиционного климата и снижение ставки рефинансирования Банка России, вероятно, является преобладающей тенденцией. Даже с учётом этого, видимо, есть основания для пересмотра порядка исчисления цены кредита в лизинговых операциях.

Согласно сегодняшним правилам, применяются неизменные процентные ставки за кредит на весь срок действия лизингового договора. Но цена кредита не остаётся неизменной. Сохранение прежнего порядка установления платы за кредит может ущемлять интересы сторон лизинговой сделки (кредитора или лизингополучателя). Поэтому представляется целесообразным установить плавающие ставки по кредитам, предоставляемым на покупку оборудования, которые менялись бы пропорционально изменению ставки рефинансирования.

Информация о работе Рынок лизинга в России