Роль государства в регулировании современной инвестиционной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:07, контрольная работа

Краткое описание

В условиях продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики, воздействие государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение. Без резкого увеличения капиталовложений нельзя будет осуществить структурную перестройку производства, повысить его технический уровень.
Именно поэтому оживление инвестиционной деятельности - основное условие выхода России из нынешнего системного кризиса и создания предпосылок для устойчивого экономического роста. Немаловажную роль в улучшении инвестиционной ситуации отводится государству.
В данной работе анализировались труды таких экономистов как И.М. Албеговой, Р.Г. Емцова, А.В. Холопова, В.Е. Черкассова и других, опубликованных источников и монографий.

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 3
Теоретические основы государственного регулирования инвестиций …………………………………………………………………….4
Инвестиционное законодательство …………………………….9
Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности ……………………………………………….12
Роль государства в регулировании современной инвестиционной политике ……………………………………………………………………….16
Заключение ………………………………………………………… ..…22
Список использованной литературы …………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

инвестиции.docx

— 111.14 Кб (Скачать файл)

Важное значение в инвестиционном процессе придается экспертизе и особой процедуре утверждения инвестиционных проектов. Порядок государственной экспертизы и утверждения инвестиционных проектов устанавливается Правительством РФ. Инвестиционные проекты целевых комплексных программ наиболее важных и крупных объектов федерального и республиканского значения после их экспертизы независимыми экспертными комиссиями обсуждаются, по решению местных органов власти, населением территорий, чьи интересы затрагиваются при их реализации. Независимые экспертные комиссии создаются по решению Правительства РФ, в их состав включаются представители соответствующих территорий, научных, общественных и других организаций, а также могут привлекаться иностранные специалисты.

С этой целью Указом Президента от 2 февраля 1993 г. N 184, образована Государственная инвестиционная корпорация, которая осуществляет экспертизу, конкурсный отбор и реализацию инвестиционных проектов за счет централизованных капитальных вложений, выделяемых ей целевым назначением Правительством Российской Федерации, а также кредитов Центрального банка Российской Федерации, привлеченных и собственных средств с учетом экономической эффективности проектов и приоритетов федеральных и региональных инвестиционных программ; выступает гарантом иностранным и отечественным инвесторам, в том числе за счет осуществления залоговых операций с иностранными банками; участвует в подготовке федеральных, региональных и других программ и проектов; организует подготовку специалистов, необходимых для реализации инвестиционных программ и проектов. Корпорация имеет статус государственного предприятия. Во главе ее стоит Председатель, который назначается на эту должность и освобождается от нее непосредственно Президентом Российской Федерации.

 

 

 

 

  1. Роль государства в регулировании современной инвестиционной политике

Характерной чертой состояния  российской экономики является региональная несбалансированность объемов инвестиционных вложений. Экономическое состояние  России зависит от состояния экономики  субъектов федерации, то есть экономики  на различных уровнях, поэтому целесообразно  рассмотреть причины, препятствующие привлечению инвестиций в регионы  и меры, способствующие их эффективному распределению среди регионов.  
         Основными причинами, влияющими на неравномерность распределения объемов инвестиций в регионы России, являются:  
- разнородность квалификации российского менеджмента;  
- низкая доходность инвестиций;  
- разнородность ресурсно-сырьевой базы и инфраструктуры регионов;  
- неопределенность региональной инвестиционной политики;  
- несовершенство региональной законодательно-правовой базы;  
- неотрегулированность налогообложения и ставок таможенных платежей;  
- отсутствие гарантий субъектов Российской Федерации;  
- информационная непрозрачность компаний и др.  
         Многообразие и высокая степень неоднородности экономического состояния, сложившегося в регионах Российской Федерации, свидетельствует о различии уровней инвестиционной активности в них.      Основными критериями для инвестора при определении объекта инвестирования будет оставаться ожидаемая доходность на вложенный капитал, сопоставимая со степенью риска, а также получение бюджетного, социального или экологического эффекта от освоения инвестиций. На первый план выходят понятия инвестиционной привлекательности региона, инвестиционного климата, инвестиционного потенциала, инвестиционного риска и инвестиционной ситуации.  Как экономическая категория «инвестиционный климат» — это совокупность субъективных и объективных условий функционирования инвестиционного рынка, формирующаяся под воздействием многообразия взаимосвязанных процессов и характеризующая основной компонент инвестиционной деятельности /5, с. 116/.  
        Региональный инвестиционный климат представляет собой систему законодательно-правовых, экономико-географических и социо-культурных условий формирования регионального инвестиционного рынка /5, с. 116/. Он образуется под воздействием многообразия взаимосвязанных процессов, которые характеризуются как инвестиционный потенциал региона, то есть его возможности к наращиванию инвестиционного процесса. Необходимо учитывать, что инвестиционный климат региона включает в себя две составляющие — инвестиционную активность в регионе и его инвестиционную привлекательность, которые являются функционально взаимосвязанными. Инвестиционная активность региона представляет собой процесс наращивания объемов и темпов инвестирования в основной капитал региона.  
          Инвестиционная активность непосредственно влияет на складывающуюся в регионе инвестиционную ситуацию. Понятие инвестиционной ситуации региона характеризуется интенсивностью инвестиционной деятельности в регионе и эффективностью происходящих инвестиционных процессов.  
          Инвестиционная привлекательность региона представляет собой систему различных объективных условий (признаков) законодательно-правового, социально-политического, экономического характера, обуславливающих интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал региона и создающих предпосылки к мотивированному проявлению инвесторами инвестиционной активности. Иначе говоря, инвестиционная привлекательность — это совокупность различных объективных признаков, свойств, средств и возможностей, которая определяется состоянием внутренней и внешней среды предмета инвестирования. Внутренняя среда определяется структурой, кадрами, технологией и задачами деятельности. Под инвестиционным потенциалом региона понимается набор характерных свойств или условий, способствующих привлечению инвестиций. Основными составляющими инвестиционного потенциала региона выступают частные потенциалы — ресурсно-сырьевой, интеллектуально-трудовой, потребительско-сбытовой, производственный, инновационный, институциональный, экономико-географический, демографический и финансовый. Каждый из частных составляющих характеризуется рядом уточняющих показателей /7, с. 58/.  
          Понятие инвестиционный риск, как экономическая категория, представляет собой возможность возникновения различного рода событий под влиянием каких-либо факторов или совокупности этих факторов, обуславливающих ухудшение инвестиционного климата. Негативные тенденции способны отрицательно повлиять на инвестиционную привлекательность и уровень инвестиционной активности.  
         Региональные инвестиционные риски представляют собой совокупность факторов (условий), способствующих ограничению притока инвестиций в конкретный регион, что имеет важное значение для принятия решения о вложении капитала. При наличии региональных инвестиционных рисков возникает вероятность неполного использования инвестиционного потенциала региона.  
        Финансовые риски связанны с факторами, оказывающими влияние на финансовую составляющую инвестиционной деятельности. Они включают:  
         - текущее состояние бюджетной, финансовой, инвестиционной и налоговой политике;  
         - состояние и эффективность функционирования банковской системы и финансово-инвестиционной инфраструктуры;  
         - состояние и регулирование цен в национальной и иностранной валюте;  
         - стабильность курса национальной валюты; ограничения на вывоз прибыли и капитала за рубеж;  
         - наличие стимулов на ввоз капитала и его вложения в национальную экономику;  
         - присутствие различного рода дефолтов и других финансовых потрясений.  
          Перечисленные выше понятия имеют причинно-следственную связь.  
С одной стороны, инвестиционные риски влияют на инвестиционный потенциал региона, обуславливая его привлекательность. От уровня инвестиционной привлекательности зависит величина инвестиционной активности в регионе. С другой стороны — инвестиционным потенциалом регулируется уровень региональных инвестиционных рисков, что сказывается на инвестиционной привлекательности региона и повышении его инвестиционной активности.  
           Основные структурные составляющие инвестиционного климата региона и их взаимосвязи представлены на рисунке 1.  
В условиях формирования рыночной экономики в Российской Федерации, остро встала проблема оценки региональных рейтингов инвестиционного климата или так называемое ранжирование регионов по их инвестиционной привлекательности. Отечественные ученые не пришли к единству в оценке инвестиционной привлекательности регионов.

 
Рис. 1. Основные структурные составляющие инвестиционного климата региона  и их взаимосвязи

 

 Среди многочисленных подходов к анализу экономической роли государства в современной рыночной системе можно выделить три наиболее существенные:

Во-первых, это рассмотрение проблемы с позиций мирового хозяйства, его нынешней структуры, тенденций  и закономерностей. Данный подход предполагает исследование экономических функций  государства в рамках общей экономической  теории, включая его составные  части, направления, программы.

Во-вторых, рассмотрение проблемы на национальном уровне, т.е. на уровне отдельных стран. Необходимо выявить специфику российского перехода от плановой экономики к рыночной. Иными словами, теоретически обосновать и определить конечные позиции движения от всеобщего огосударствления к оптимальному хозяйству и к стабилизации рыночного хозяйства в целом.

В-третьих, нельзя не видеть, что ни в одной современной  развитой стране не существуют чисто  рыночные отношения. Фактически как в национальном, так и в мировом масштабах сложилась смешанная экономика. Поэтому, коль скоро речь идет о рыночной системе, на самом деле следует иметь в виду именно смешанную экономику. А это значит, что сугубо рыночные критерии и механизмы не действуют и действовать не могут, ибо любое национальное хозяйство опирается на многообразие форм собственности и видов предпринимательства, на сочетание различных видов экономического регулирования (рыночного, корпоративного, государственного, международного), когда государство одновременно выступает и как органичный элемент данной системы, и как гарант его существования и функционирования /6, с.15/.

Особое место отводится  государству в процессах развития национальной экономики, прежде всего  – в стимулировании экономического роста, в защите национальных интересов  в масштабе мирового хозяйства, где  в последние десятилетия набирают темпы интеграционные тенденции. Экономическая  политика может быть ускоряющей экономический  рост или нейтральной, но может и  провоцировать застойные либо кризисные  явления в национальном хозяйстве. Именно поэтому от государственной  экономической политики во многом зависят  не только условия функционирования бизнеса, но и решение проблем  развития как экономики в целом, так и каждого предпринимательского дела в отдельности /5, с. 34/.

Очевидно, что коренное изменение дел в России возможно лишь при условии принятия на себя государством принципиально большей ответственности за трансформационный процесс.

Повышать роль государства  – значит:

  1. усиливать действенность законодательной базы экономического развития;
  2. способствовать эффективному управлению существующей госсобственностью;
  3. задействовать подлинно рыночный механизм, оптимально сочетающий конкуренцию и регулирование;
  4. формировать социальные стабилизаторы общественного развития;
  5. защищать национальные интересы при расширении мировых хозяйственных связей.

Кроме того, повышать роль государства - значит поднимать его на уровень  олицетворения российской нации.

Нельзя не отметить, что  во всемирно известном учебнике первого  американского Нобелевского лауреата по экономике профессора П.Самуэльсона четко акцентируется экономическая роль государства в современной экономике /7, с. 55/. И в других современных трудах не менее известных авторов роль государства анализируется вовсе не с позиции противопоставления рынку, а в аспекте поиска взаимодействия обоих начал перед лицом современного и грядущего экономического развития. Постепенно и российские исследователи, которые совсем недавно при упоминании о российских особенностях в построении рыночной модели» и включении в нее государства гневно возмущались, освобождаются от этого «комплекса неполноценности». Не случайно в отечественной литературе появляется все больше аргументированных «государственнических» проектов вывода России из экономического кризиса. Реализация основной цели экономической политики на современном этапе – перехода российской экономики к устойчивому росту – объективно выдвигает в разряд приоритетных задач стимулирование инвестиционной активности.

Проблемы в инвестиционной сфере российской экономики в  существенной степени связаны с  ослаблением системы государственного управления в условиях несформированности рыночных механизмов, занижением значимости экономической роли государства в развитии страны. Отсутствие эффективного рыночного управления внутренними и внешними денежными потоками для обеспечения подъема реального сектора определяет необходимость усиления на современном этапе государственного регулирования инвестиционной деятельности /5, с. 189/.

В сложившихся рыночных системах главная задача государства –  создание благоприятных условий  для активизации частных инвестиций при ограничении своей функции  непосредственного инвестора. Однако российская экономическая практика истекшего десятилетия показывает, что переходная экономика как  система, выведенная из системы равновесия, требует для стабилизации и перехода к народнохозяйственному росту  более активного участия государства  не только в создании институционально-правовой основы деятельности частных инвесторов, но и в прямом инвестировании в  реальный сектор для достижения необходимых  структурных сдвигов. Сегодня нельзя недооценивать особую роль государственных  инвестиций как важнейшего рычага модернизации структуры народного хозяйства, преодоления значительных диспропорций, накопившихся в советский и постсоветский  периоды.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение нужно отметить, что  российская законодательная база еще  достаточно несовершенна и недостаточна для нормального и устойчивого  протекания процесса инвестиционной деятельности.

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности должны быть более гибкими и не допускать разночтений. Они не могут  быть исключительно запрещающими или  разрешающими, а должны быть направлены на максимальное сотрудничество с субъектами инвестиционной деятельности, обеспечивать получение обоюдной выгоды, как государству, так и инвестору. Для устойчивого  функционирования экономики государства  необходима стабильная работа производственных отраслей, а без привлечения инвестиций поднятие производства весьма затруднительно для российской экономики. А для  привлечения в экономику РФ инвестиций необходимо создание здорового инвестиционного  климата, и формы и методы государственного регулирования играют здесь одну из ключевых ролей.

Из всего вышесказанного следует, что инвестирование экономики  процесс на данном этапе развития России неизбежный. Поскольку, использование  в качестве инвестиций государственных  займов и иностранных кредитов, как  показала практика, весьма неэффективно, необходимо привлекать частный, в том  числе и иностранный капитал  в экономику Российской Федерации, и для этого нужно совершенствовать законодательную базу, регулирующую инвестиционный процесс в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Государственная экономическая политика: Учебник / Албегова И.М., Емцов Р. Г., Холопов А.В. - М.: Дело и Сервис, 2008 г. – 365 с.
  2. Инвестиционный менеджмент: Учебное пособие / Бочаров В.В. - М. Экономист, 2010 г. – 160 с.
  3. Государство и экономика: Учебное пособие / Соколинский В.М. - М.: Финансы и статистика, 2009 г. 199 с.
  4. Основы инвестирования: Учебное пособие / Хенигер Э. Крюгер Т.М.- М.: ТК Велби, 2007 г.  – 215 с.
  5. Международные инвестиции: Учебник / В.Е. Черкасов.- М.: Дело, 2009 г. – 240 с.
  6. Ковалёва В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности // Финансы и инвестиции. 2010, № 22 С. 13-18.
  7. Савчук В.А. Анализ и разработка инвестиционных проектов: Инвестиции и управление. 2009, № 10 С. 54-59
  8. Синдяшкина Е.Н. Вопросы оценки видов социального эффекта при реализации инвестиционных проектов. Инвестиции и управление.  2009, № 5 С. 20-23
  9. Кузовкин А.И. Никольский И.Е. Организационно-экономический механизм финансирования инвестиционных программ // Финансы и инвестиции. 2010, № 13 С. 95-104
  10. Асаул А.Н. Состояние инвестиционного климата региона // Финансы и инвестиции. 2010 № 51 С. 41-54

 

 

 

 


Информация о работе Роль государства в регулировании современной инвестиционной политике