Регулирование иностранных инвестиций в странах СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:22, реферат

Краткое описание

Эффективность развития экономики любой страны во многом зависит от величины инвестиций, направленных на расширение существующих производственных мощностей, их реконструкцию, создание производств, выпускающих продукцию с новыми потребительскими свойствами. В России, например, в последние годы прямые иностранные инвестиции росли в 3 раза быстрее, чем внутренние инвестиции, хотя на их долю приходится всего 6 % ежегодных инвестиций в промышленно развитых странах. Параллельно осуществляется отток отечественного капитала за рубеж (порядка 30 млрд. долларов ежегодно, что эквивалентно 12,3 % ВВП).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Нормативно-правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции в СНГ…

Глава 2. Правовое регулирование иностранных инвестиций в странах СНГ…………….5

Правовое регулирование иностранных инвестиций и порядка разрешения споров в законодательстве государств-участников СНГ………………………..………10

Международно-правовые механизмы урегулирования инвестиционных споров в СНГ………………………………………………………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………………………….19

Список литературы…………………………………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат инвестиции.docx

— 59.78 Кб (Скачать файл)

 

Возможность урегулирования споров между государствами-членами  в рамках ВТО по вопросам инвестиций представляет особый интерес, поскольку позволяет преодолеть существенный недостаток процесса урегулирования инвестиционных споров. Защита определенным иностранным инвестором своих прав не влечет непосредственно изменения инвестиционной политики государства, в то время как разрешение межгосударственного спора содействует корректировке национальной инвестиционной политики в соответствии с его международно-правовыми обязательствами.

Несовершенство правового  регулирования режима инвестиций как  на международном, так и на национальном уровнях приводит к возникновению значительного числа инвестиционных споров на пространстве СНГ.

 

В связи с этим следует признать, что ресурсы Экономического Суда СНГ в процессе гармонизации правового регулирования иностранных инвестиций и усовершенствования порядка разрешения инвестиционных споров используются недостаточно, между тем в мировой практике международным судебным органам принадлежит ключевая роль в защите прав собственников, в конкретизации международно-правовых норм о защите права собственности, в выработке стандартов защиты права собственности иностранных лиц и, в первую очередь, иностранных инвестиций. В практике Экономического Суда СНГ имеется лишь незначительное количество судебных актов по вопросам иностранных инвестиций, например, решение № С-1/12-96/С-1/18-96 от 21 января 1997 года о толковании Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 года, Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года. Вместе с тем очевидно, что сокращению количества инвестиционных споров (инвестор — государство) способствует разрешение межгосударственных споров, вытекающих из обязательств, которые государства принимают на себя в соответствии с нормами международных договоров в инвестиционной сфере. Обеспечение единообразного применения таких соглашений и является основной целью деятельности единственного судебного органа на пространстве Содружества — Экономического Суда СНГ.

 

К сожалению, до настоящего момента подавляющее число дел, рассмотренных и находящихся в производстве Экономического Суда СНГ, представляют собой дела о толковании норм международных договоров и актов органов Содружества.

Учредительные документы  Экономического Суда СНГ не содержат ограничений по кругу вопросов, подпадающих под компетенцию Суда в части толкования. С запросами о толковании норм международных договоров и актов органов СНГ, в том числе по экономическим вопросам, могут обращаться высшие органы власти и управления, высшие судебные органы в сфере экономического правосудия всех 12 государств-участников СНГ, а также органы Содружества.

 

Согласно пункту 3 Положения  об Экономическом Суде СНГ любое из государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ может передать на его рассмотрение спор с иным государством-участником по любым экономическим, в том числе инвестиционным, вопросам, предусмотренным международными договорами, актами органов СНГ.

 

Государства, не являющиеся участниками Содружества, могут обращаться в Экономический Суд СНГ за разрешением межгосударственных инвестиционных споров, связанных с применением или толкованием международных договоров и актов органов СНГ, в том числе по вопросу о соответствии нормативных правовых и других актов государств-участников СНГ, принятых по экономическим вопросам, их обязательствам в рамках СНГ, по совместному заявлению, либо в случае наличия в международном договоре норм, которые вызывают спор, юрисдикционной оговорки о передаче спора на рассмотрение Экономического Суда СНГ.

 

В рамках выполнения Экономическим  Судом СНГ функций Суда ЕврАзЭС Экономический Суд СНГ обладает полномочиями по рассмотрению межгосударственных споров экономического характера, возникающих при применении Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, вступивших в законную силу международных договоров в рамках ЕврАзЭС и принятых органами ЕврАзЭС решений.

 

В настоящее время идет активная работа по реформированию Экономического Суда СНГ, одним из основных направлений реформирования которого является расширение его предметной и субъектной юрисдикции. Очевидно, что Экономический Суд СНГ как орган по толкованию и применению экономических соглашений должен обладать компетенцией по разрешению конкретных международных инвестиционных споров между субъектами инвестиционных отношений в Содружестве, по аналогии с Центром по разрешению инвестиционных споров при Международном Банке Реконструкции и Развития на основе Вашингтонской конвенции 1965 года.

 
К такому выводу пришли участники заседания  экспертной группы по рассмотрению предложений к проекту Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ, состоявшегося 17 —   18 июля 2007 года. После принятия данного международного договора целесообразно включение условия о юрисдикции Экономического Суда СНГ в двусторонние договоры о поощрении и взаимной защите инвестиций между государствами-участниками СНГ.

 

В разработанных Экономическим  Судом СНГ проектах Протокола  о внесении дополнений и изменений в Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ предлагается предоставить физическим и юридическим лицам право обращаться в Экономический Суд СНГ с заявлениями о нарушении их прав в связи с неисполнением государством его местонахождения обязательств, вытекающих из международных договоров в рамках СНГ, актов органов Содружества, а также наделить высшие судебные органы государств-участников правом обращения в Экономический Суд СНГ в преюдициальном порядке с запросами о применении и толковании норм международных договоров и актов органов СНГ, если решение Экономического Суда СНГ будет необходимо для вынесения национальным судом решения по делу.

 

Представляется, что в случае принятия указанных поправок Экономический Суд СНГ сможет активно способствовать сокращению числа и разрешению возникающих инвестиционных споров частноправового характера. В целях укрепления сотрудничества государств-участников Содружества в инвестиционной сфере, привлечения иностранных инвестиций, улучшения инвестиционного климата в государствах, эффективной защиты прав иностранных инвесторов Экономический Суд СНГ выступил с инициативой создания Международного центра по урегулированию споров при Экономическом Суде СНГ. Компетенцию Международного центра составляет урегулирование частноправовых, в том числе инвестиционных, споров посредством применения примирительной процедуры либо арбитражного разбирательства. Как уже отмечалось, перевод инвестиционных споров в частноправовую плоскость является прогрессивной мировой тенденцией по причине конфиденциальности процедуры, упрощения формальностей, сокращения сроков рассмотрения споров и финансовых затрат сторон.

 

Местом нахождения Международного центра по урегулированию споров при Экономическом Суде СНГ является г.Санкт-Петербург. Соучредителями Международного центра выступили Экономический Суд СНГ, Межпарламентская Ассамблея СНГ и Международный Союз юристов. Являясь юридическим лицом по праву Российской Федерации, Международный центр имеет право открывать структурные подразделения (филиалы и представительства), не являющиеся юридическими лицами, во всех государствах СНГ (такое право предоставляют юридическому лицу гражданские кодексы всех государств-участников СНГ).

 

Востребованность услуг  Международного центра определяется доступностью такого судопроизводства, в частности, относительно небольшими финансовыми затратами сторон, желающих урегулировать спор в рамках Международного центра, по сравнению с арбитражными расходами наиболее авторитетных иностранных международных арбитражей, которые  составляют десятки и сотни тысяч евро. Расходы сторон в Арбитражном суде при Международной торговой палате достигают 130 000 долларов США (при цене иска 1 000 000 долларов США и рассмотрении спора 3 арбитрами). Стандартный тариф оплаты работы арбитра Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, созданного Вашингтонской конвенцией 1965 года, составляет 3 000 долларов США в день.

 

Дополнительными преимуществами механизмов Международного центра по урегулированию споров при Экономическом Суде Содружества как независимого третейского органа на пространстве СНГ является возможность внедрения современных технологий, в частности механизма интерактивного урегулирования споров. Данный механизм, уже получивший развитие в западных государствах, практически не используется в государствах-участниках СНГ, в то время как его преимущества очевидны: максимальная быстрота разрешения спора, минимальные финансовые затраты, на что обращалось внимание в Докладе ООН об электронной торговле и развитии. Весьма эффективно применение кибер-арбитража в правоотношениях, вытекающих из электронной коммерции, поскольку позволяет учитывать особенности электронных трансграничных операций.

 

Очевидна целесообразность закрепления возможности обращения  к механизмам Международного центра по урегулированию споров посредством включения в  международные договоры соответствующей юрисдикционной оговорки. Такая оговорка может иметь место в различных видах договоров, в первую очередь, в международных договорах между государствами-участниками СНГ и странами-членами ЕврАзЭС о поощрении и взаимной защите инвестиций и порядке разрешении инвестиционных споров.

 

Помимо этого, ссылка на компетенцию Международного центра может иметь место в межправительственных соглашениях, во исполнение которых совершаются сделки между частными лицами, например, в межправительственных договорах о поставке товаров. Проблемы, возникающие в данном случае, рассматривались в Решениях Экономического Суда СНГ от 14 декабря 1994 года № 03/94 и от 3 октября 1996 года 
№ С-1/15-96.

 

Компетенция Международного центра может быть закреплена и межправительственным соглашением о создании частными лицами государств-участников СНГ транснациональной финансово-промышленной группы. 3 —   4 апреля 2008 года Советом МПА СНГ одобрено создание Международного центра по урегулированию споров при Экономическом Суде СНГ и состоялось подписание его учредительных документов.

Рекомендательные списки арбитров и посредников Международного центра будут формироваться на основе предложенных высшими национальными судебными органами в сфере экономического правосудия кандидатур — наиболее авторитетных высококвалифицированных специалистов в области международного частного права, экономических и финансовых отношений, таможенного дела и т. д., имеющих незапятнанную репутацию и согласованных на официальном уровне. Такие отличительные особенности Международного центра дают основание предполагать, что Международный центр будет иметь большое доверие со стороны хозяйствующих субъектов государств СНГ, а его деятельность благотворно отразится на развитии сотрудничества в инвестиционной сфере и эффективности правовой защиты инвестора. Содружество Независимых Государств обладает высоким интеллектуальным потенциалом, квалифицированными юридическими кадрами, достаточным уровнем материально-технического обеспечения и инновационного развития для эффективного урегулирования внешнеэкономических споров с использованием собственных ресурсов. Международный центр по урегулированию споров при Экономическом Суде СНГ вполне может стать достойной альтернативой международным механизмам разрешения частноправовых споров, порождаемых существенным количеством проблем, связанных с пробелами и недостатками правовой регламентации иностранных инвестиций в государствах-участниках Содружества.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

История правового регулирования  иностранных инвестиций показывает, что иностранные инвесторы при  решении вопроса о вложении капитала в экономику той или иной страны, прежде всего, исходят из того, как  защищены права иностранных инвесторов, и из того, достаточно ли четко определены права, обязанности, гарантии любых  инвесторов, включая отечественных.

 

Степень вероятности реализации прав инвесторов, предусмотренных законодательством  принимающей страны, возрастает в  случае предоставления равных условий  деятельности отечественным и иностранным  инвесторам. Специальный режим деятельности иностранных инвесторов, который  предусматривается, как правило, в  законах об иностранных инвестициях  стран Содружества, напротив, создает  видимую неустойчивость в правовом положении иностранного инвестора. Лишь по мере развития рыночной экономики  и «рыночного» законодательства создается общая правовая база для  конкуренции инвесторов. Именно этим можно объяснить появление законов  об инвестициях в ряде стран СНГ, действие которых в равной степени  затрагивает иностранного и национального  инвестора.

 

Таким образом, в результате проведения инвестиционной политики, направленной на уравнивание в правовом положении иностранных и национальных инвесторов и стимулирование отечественных  товаропроизводителей, необходимость  в специальном законодательстве об иностранных инвестициях отпадает. Но это не означает, что не будет  правовых основ для привлечения  и реализации инвестиционных проектов иностранными инвесторами. С принятием  единого инвестиционного закона закладываются основные начала осуществления  инвестиционной деятельности независимо от принадлежности инвестора к тому или иному государству, а надлежащее правовое регулирование иностранных  инвестиций всегда останется важным и значимым в деле создания в странах  СНГ развитой экономики и их дальнейшей интеграции в мировое экономическое  пространство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы 

  1. Закон Азербайджанской Республики "Об иностранных инвестициях", от 15 января 1992 г.
  2. Закон Республики Армения «Об иностранных инвестициях» от 31 июля 1994 г.
  3. Закон Республики Казахстан от 8 января 2003 г. № 373-II "Об инвестициях" (с внесенными изменениями и дополнениями Законом РК от 04.05.05 г. № 48-III, от 31.01.06 г. № 125-III, от 19.02.07 г. № 230-III)
  4. Закон Республики Киргизия "Об иностранных инвестициях", от 28 июня 1991 г.
  5. Закон Республики Молдова "Об иностранных инвестициях", от 1 Апреля 1992 г с изменениями и дополнениями от 11 мая и от 27 июля 1994 г.
  6. Закон Республики Таджикистан "Об иностранных инвестициях",от 10 марта 1992 г.
  7. Закон Республики Узбекистан 30 апреля 1998 г. № 611-I О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов
  8. Закон Туркменистана "Об иностранных инвестициях", от 19 мая 1992 г.
  9. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь 2001 г. (в редакции от 18 июля 2006 г.)
  10. Указ Президента Республики Узбекистан от 30 ноября 1996 года № УП-1652
  11. Федеральный закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 года (в редакции от 26 июня 2007 г.)
  12. Федеральный Закон РФ "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.99 г. №. 2.Кодекс: Справочная правовая система. 2006. 4 авг.
  13. Лисица В. Правовое регулирование иностранных инвестиций в странах СНГ//Инвестиции в России. 2007. №8 С.3-6.
  14. Болюх А. Я. "Обзор законодательства некоторых стран СНГ, посвященного вопросам правового регулирования иностранных инвестиции" Актуальные проблемы правовой реформы в России (материалы научно - практической конференции) Калуга 1999 г., с. - 37-47.
  15. Мовсумов О. Инвестиционный климат в нефтяном секторе топливно-энергетического комплекса Кыргызстана // Инвестиции в России.2002. №2 С.3-9.
  16. Мовсумов О. Инвестиционный климат в нефтяном секторе топливно-энергетического комплекса Республики Узбекистан // Инвестиции в России.2001.№12. С. 13-19.
  17. Санин К. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Республике Белоруссии // Инвестиции в России.2003. № 10. С. 3-5.
  18. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.№42. Ст. 3983.
  19. Http: // zakon.rada.gov.ua / cgi-bin / laws / main.cgi (2006.3 сент.).
  20. Http://www.eurasialegal.info
  21. Http://www.sudsng.org/pub/article/investment/

Информация о работе Регулирование иностранных инвестиций в странах СНГ