Проблемы осуществления социальных инвестиций в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 12:42, реферат

Краткое описание

В современном обществе за последние годы увеличился уровень самосознания людей, а вместе с ним и желание улучшить не только уровень собственной жизни, а так же и уровень социальной сферы. Мы можем наблюдать достаточно высокую тенденцию к развитию и распространению в настоящее время такого явления как корпоративно-социальная ответственность. КСО представляет собой концепцию, в соответствии с которой компании учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, покупателей, работников, акционеров, органов власти, а так же на окружающую среду. Как следствие развития КСО увеличивается и численность инвестиций в социальную сферу.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы осуществления социальных инвестиций в Украине.docx

— 22.67 Кб (Скачать файл)

Проблемы осуществления  социальных инвестиций в Украине

В современном обществе за последние годы увеличился уровень самосознания людей, а вместе с ним и желание улучшить не только уровень собственной жизни, а так же и уровень социальной сферы. Мы можем наблюдать достаточно высокую тенденцию к развитию и распространению в настоящее время такого явления как корпоративно-социальная ответственность. КСО представляет собой концепцию, в соответствии с которой компании учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, покупателей, работников, акционеров, органов власти, а так же на окружающую среду. Как следствие развития КСО увеличивается и численность инвестиций в социальную сферу.

Социальные инвестиции – вложения в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения уровня и качества жизни людей посредством удовлетворения их материальных, духовных или социальных потребностей. Основное направление данного рода инвестиций в непроизводственный сектор, туда относят оптовую и розничную торговлю, гостиничный и ресторанный бизнес, транспортное хозяйство, финансовое посредничество–страхование, пенсионное обеспечение, государственное управление и социальные услуги, образование, здравоохранение, коммунальные и персональные услуги, искусство, спорт и т.д.

Основными субъектами инвестирования в социальную сферу являются: органы государственной власти; государственные  и муниципальные предприятия; украинские и иностранные частные коммерческие  и некоммерческие организации; физические лица. Цели государственного инвестирования – повышение национального дохода и уровня жизни, для некоммерческих организаций – повышение уровня и качества жизни посредством удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей, для оставшихся субъектов – прибыль.

Какова же эффективность от социального  инвестирования?

Эффективность определяется четырьмя основными показателями:

  • Социальный эффект – определяется как экономическими или статистическими, так и социологическими показателями.
  • Социальная эффективность – представление о количественной стороне достигнутых социальных целей, ради которых социальный инвестиционный проект разрабатывался и осуществлялся.
  • Социально-экономическая эффективность – определяются вслед за социальным эффектом через увеличение физического объема услуги, уменьшение стоимостной оценки услуги, снижение текущих затрат организаций социальной сферы, увеличение числа посещений развлекательных мероприятий, снижение выплат по безработице.
  • Экономическая эффективность – основывается на минимизации затрат по их разработке и осуществлению.

Вклад  государственных органов  власти в социальные инвестиции: инвестиции в человека, предусмотрена Программой экономических реформ Президента на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», а также ежегодными правительственными программами экономического и социального развития Украины и Национальным планом действий по внедрению Программы экономических реформ. По данным аналитиков, прожиточный минимум за первое полугодие 2012-го года вырос в среднем на 9,5%, минимальная заработная плата – почти на 10%, а минимальная пенсия по возрасту – на 5,5%. Средняя зарплата за январь-май 2012го выросла на 9,4% и составила 2 880 грн. Кроме того, ежеквартально увеличиваются социальные стандарты, а, следовательно, – и государственная социальная помощь.

Примерами активным социальных инвесторов в Украине являются

  1. Альфа-Банк;
  2. Оболонь;
  3. Систем кэпитал менеджемент;
  4. Метинвест.

Социальные инвестиции Альфа-Банка:  добровольно принимает на себя миссию поддерживать спонсорские и благотворительные программы, которые способствуют социальному и культурному развитию общества.

Приоритетными сферами для  осуществления социальных инвестиций являются:  поддержка национальной культуры и искусства, а также помощь детям-сиротам и тяжело больным детям.

Социальные инвестиции Оболонь – основные направления деятельности: образовательные проекты; помощь социально незащищенным слоям населения; содействие возрождению духовности и историко-культурного наследия; развитие спорта.

Социальные инвестиции СКМ – основные направления: охрана окружающей среды, социальные программы для регионов присутствия, охрана труда и промышленная безопасность.

Социальные инвестиции Метинвест – основные направления: улучшения условий труда, безопасность и экология, программы социального партнерства, развитие инфраструктуры в городах присутствия.

Проблемы осуществления  социальных инвестиций в Украине:

западный стандарт мотивирует предпринимателя осуществлять добровольные социальные инвестиции, в Украине  отечественные законы имеют исключительно  принудительный характер и значительное количество обязательных социальных функций  характеризуются фискальным значением. Например, социальное страхование, где  размер социальной ставки составляет по факту от 36,76 % до 49,7 %. С нашей точки зрения, это очень большое налоговое бремя для бизнеса, которое принуждает работодателей использовать схемы «теневой» оплаты труда, а также приводит к созданию искусственных предпосылок для сокращения социальных выплат в будущем. Не облагаются налогом только те деньги, которые составляют 4 % от суммы прибыли предприятия, что были перечислены на счет благотворительного фонда или организации. Освобождаются от уплаты НДС операции по предоставлению помощи научным, культурным, спортивным учреждениям и религиозным организациям. Тогда как, например, налоговые (кредитные) выгоды (льготы) и финансовая поддержка предоставляет:

  • доступ к финансированию экологически чистых проектов (Германия, Ирландия, Нидерланды, Украина, ЕС);
  • помощь работодателям повернуть затраты на условия проживания работников с ограниченными возможностями и на создание их бизнес мест более доступными (США, Италия);
  • поддержку благотворительности (Испания, Украина).

Предприниматели, даже при  условии осознания необходимости  участия в социальных проектах, не представляют себе, как их реализовать. С одной стороны, предприниматели  практически не получают заказов  социального характера, но с другой — у них недостаточно специалистов, которые могут разработать социальную стратегию компании. Согласно западным стандартам каждое предприятие разрабатывает  собственную социальную стратегию  и ежегодно выделяет средства на финансирование расходов на социальные программы. В  Украине проявления социальной активности имеют спонтанный характер и не являются частью плана из формирования имиджа компании. В тоже  время, мы считаем, что на современном этапе существует значительное число предпосылок  для развития концепции социально  ответственного бизнеса. К ним можно  отнести:

  1. Наличие большого акционерного капитала, оформленного в корпоративные структуры, которые имеют необходимые финансовые ресурсы для социальных инвестиций.
  2. Социализация государственного бюджета, что позволяет рассматривать социальную деятельность корпораций как дополнение к соответствующим функциям государства, а не как их замещение.
  3. Привлечение страны к евро-интеграционным процессам, что будет способствовать институционализации концепции СОБ за стандартами, которые приняты в международной практике.
  4. Поступление иностранных инвестиций, которое предусматривает оценку соблюдения украинским бизнес- партнераминорм СОБ, которые принятые международным бизнесом.
  5. Развитие фондового рынка и первичное публичное размещение акций (IPO), которые предусматривают реализацию программы повышения прозрачности и улучшения корпоративного управления, ориентированного, в первую очередь, на увеличение курсовой стоимости акций и системы коммуникаций с инвесторами.

Таким образом, на данном этапе развития на отечественных предприятиях вопросы деловой этики и социальной ответственности приобретают особую важность, но в тоже время действующее законодательство не создает предпосылки для развития социальной ответственности и использования конкурентных преимуществ от позитивного имиджа предприятия в обществе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. http://alfabank.com.ua/social
  2. http://www.apn.ru/publications/comments1776.htm
  3. http://www.obolon.ua/rus/corporate-responsibility/social-investments/
  4. http://www.segodnya.ua/ukraine/ckm-cobiraetcja-uvelichit-cotsialnye-invectitsii-v-rehiony-ukrainy.html
  5. http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/3898-2012-09-28-06-31-52

Социальная ответственность  бизнеса: понимание и внедрение. К., 2005. — 41 c.


Информация о работе Проблемы осуществления социальных инвестиций в Украине