Предпринимательство, малый бизнес, налог, законодательство о предпринимательстве, анализ, прибыль, эффективность предпринимательской де

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы провести анализ состояния, перспектив развития малого бизнеса.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- рассмотреть сущность и функции предпринимательства, а также его виды и формы;
- изучить тенденции развития предпринимательской деятельности и также особенности функционирования инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- изучить проблемы ведения бизнеса, направления реформирования бизнес-климата и роль малых предприятий в решении проблем безработицы.

Содержание

Введение 4
1 Содержание и особенности малого бизнеса 7
1.1 Понятие малого бизнеса 7
1.2 Проблемы и перспективы малого бизнеса 10
2 Практика функционирования малого инновационного бизнеса в Республике Беларусь и зарубежом 13
2.1 Развитие малого предпринимательства Республики Беларусь 13
2.2 Развитие малого бизнеса зарубежом 15
3 Перспективы улучшения бизнес-климата в Республике Беларусь 19
Заключение 23
Список использованных источников 26
Приложения…………

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

Роль, которую предпринимательство играет в том или ином обществе, напрямую зависит от состояния делового (предпринимательского) климата в стране. Защита прав инвесторов и собственников, макроэкономическая стабильность, легкость ведения бизнеса и возможность отстоять свою правоту в суде определяют динамику развития предпринимательства. В странах, где заниматься бизнесом легко и безопасно, где высок уровень экономической свободы, предпринимательство динамично развивается, становясь партнерами крупных предприятий и корпораций и увеличивая общее благосостояние общества . [5, 9-11]

Малое предпринимательство  в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся  сектор экономики, постепенно увеличивающий  свой вклад в обеспечение общего экономического роста.

С принятием Указа Президента Республики Беларусь № 255 от 21 мая 2009 г. “О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства” малое предпринимательство в республике представлено в двух формах: субъекты малого предпринимательства - юридические лица (микроорганизации, малые организации) и предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

Микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно.

Малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

По количеству занятых в отраслевом разрезе лидируют предприятия торговли и общественного питания (31 процент от общей численности занятых на микро- и малых организациях), промышленные (28,1 процента от общей численности занятых на микро- и малых организациях), строительные (16,7 процента)  (Рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Распределение численности занятых на микро- и малых организациях  в зависимости от отраслевой принадлежности в 2010 году, в %

Примечание - Источник: [15]

За 2010 год субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами произведено промышленной продукции  на сумму 11646 млрд. рублей или 9,1 процента от общего объема по республике (в 2008 году – 8,2 процента).

Треть объема промышленной продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами, – продукция машиностроения и металлообработки (34,3 процента), 16,9 процента – химической и нефтехимической промышленности, 11,4 процента – лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, 11,4 процента – пищевой промышленности.

Особая система  государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Таким образом, государство имеет рычаги влияния  на все указанные группы внешних  барьеров, однако административные барьеры  и налоговая нагрузка являются приоритетными  для улучшения предпринимательского климата в стране. Сложная и  непредсказуемая институциональная среда отпугивает иностранных инвесторов. Она снижает конкурентоспособность для многих белорусских МСП или делает конкурентоспособными лишь тех из них, кто научился приспосабливаться и выполнять действующие «правила игры».

 

2.2 Развитие малого бизнеса зарубежом

 

 

Рассмотрим  зарубежный опыт частного предпринимательства  на примере России.

В I полугодии 2011г. на малых предприятиях (без микропредприятий) число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, внешними совместителями и работавшими по договорам гражданско-правового характера составило 5999,8 тысячи. Показатели малого бизнеса России и их распределение по видам экономической деятельности представлены в таблицах П.1, П.2, П.3 приложений.

В I полугодии 2011 г. оборот малых предприятий (без микропредприятий) составил 4454,5 млрд. рублей.

Рисунок 2.2 – Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в I полугодии 2011 года, в % к итогу

Примечание - Источник: [20]

Планируется, что место малого бизнеса в России будет укрепляться год от года, малые предприятия постепенно будут проникать во все отрасли народного хозяйства, создавая значительную конкуренцию крупным компаниям, а доля малого бизнеса в ВВП будет постоянно возрастать.

Средние и малые предприятия  формируют как в индустриальных, так и в развивающихся странах костяк экономической структуры. Они вносят свой вклад в общеэкономическую стабильность и образуют сильный противовес транснациональным корпорациям с их глобальными переплетениями и влиянием.

Малые предприятия работают, ориентируясь, на местные и региональные рынки, но глобализационные процессы все более воздействуют на их возможности и риски.

В Европе 95 % всех предприятий  – это малые и средние фирмы  – 19 миллионов фирм с количеством  занятых менее 250. На них работает 70 миллионов человек и вырабатывается 55 % всего европейского ВНП. На них приходится основное внедрение инноваций и развитие новых технологий.

В США 90 %- малые и средние  предприятия. Они формируют 30 % американского  экспорта, в цифрах: на  1996г – экспорт малых фирм составил180 млрд долларов.

По количеству работающих, стоит отметить, что 60% малых и  средних предприятий в США  имеют менее 20 человек списочного состава.

Формы средних  и малых предприятий в Германии и их деятельность.

Определение. В Германии с малым и средним предприятиям относятся фирмы с годовым оборотом от16 250 Евро до 50 миллионов Евро и количеством сотрудников до 500 человек. На сегодняшний момент таких предприятий в Германии насчитывается около 3,3 миллиона. На них в общей сложности приходится:

- 40 % всех брутто инвестиций – в основном вложения в бюр, управление и производство. В 1999 г. – 62 млрд Евро из общей суммы инвестиций в объеме 129 млрд Евро. В среднем это означает инвестиции с одного предприятия более чем 56 000 Евро в год.

- 49%  оборота

- 70% наемных рабочих и 80% - работающих с высшим образованием

- 55, 9 % - частные  индивидуальные предприятия. 

1,1 милл. предприятий имеют годовой оборот между 125 000 Евро и 500 000 Евро. Остальные в среднем имеют меньший оборот

43,3 % заняты в  сфере услуг и с каждым годом  процентное содержание занятых  в данной сфере возрастает  в среднем на 0,4 %. В среднем  годовой оборот таких предприятий  лежит в интервале между 16 500 Евро и 125 000 Евро.

Среднее количество занятых. 60 % малых и средних предприятий имеют не более 10 постоянно-работающих сотрудников. Среди управляющего персонала женщины находятся в меньшинстве. Количество предприятий с руководителем – женщиной составило в 2001 г.  около 16,6 %. И по сравнению с данными 1999 г. Их число уменьшилось на 1,3 %. Всего же за всю историю наивысший процент предприятий с женщинами –управленцами равнялся 23%. Предприятия, возглавляемые дамами, как правило, очень малы и имеют менее 5 ти человек среднесписочного состава, а также оборот до 500 000 Евро.

10%  немецких предприятий - это предприятия одного работника.

Проблемы малых  и средних немецких предприятий.

Одна из актуальных проблем для малых и средних  предприятий в Германии – недостаток хорошо квалифицированной рабочей силы и управляющего персонала. Длительный поиск нужного персонала понижает результат экономической деятельности . В Германии нет также, такой сильной школы бизнеса обучения управляющего персонала, как в США. И на этом пути идут первые медлительные попытки, например, построение в школах игровых моделей управления компаниями. Также возможности обучающий практики на деле в управлении предприятием.

Среди вновь  образованных предприятий 50 % исчезает в течении 5 лет. По статистике больше всего подвержены разорению предприятия с количеством работающих до 5 человек.

Следующая проблема – затраты на организацию и  прохождение через бюрократические  процессы в Германии при организации  предприятия, а также их длительность.

Около 70% всех занятых в производстве Германии работают в малом и среднем бизнесе. Предприятия этого сектора предоставляет 83% мест для профессионального обучения.

В Германии среди  предприятий перерабатывающей промышленности 98,5% составляют предприятия малого и среднего бизнеса, энерго- и водоснабжения – 98,4%, в строительства – 99,5%.

Таким образом, принципы современной экономики, характерные не только для Германии, но и для всех развитых экономик Европы таковы: защита частной собственности; конкуренция на рынке через конкуренцию среди предприятий малого и среднего бизнеса; каждый производитель сам решает, что он производит, как он производит и для кого, и это ограничивает прямое влияние государства на бизнес.

В Беларуси на развитие малого и среднего бизнеса влияют, прежде всего, политэкономические факторы.

 К сожалению,  социально-ориентированной модели  развития белорусской экономики сейчас присуще очень сильное директивное начало. Прогноз социально-экономического развития утверждается указом президента с доведением соответствующих заданий по всем структурам госуправления.

Программы развития частного бизнеса предусматривают  передачу ему тех направлений  экономики, которые не являются эффективными, где государственный сектор не может  справиться. А то, что эффективно, государство монополизирует. Это тоже накладывает определенный отпечаток на потенциал развития предпринимательства.

 

3 Перспективы улучшения бизнес-климата в Республике Беларусь

 

 

В республике по состоянию  на 1 июля 2011 г. действуют 50 центров поддержки предпринимательства (далее – центры). Центры осуществляли свою деятельность по следующим направлениям: оказание информационных, консалтинговых услуг (предоставление справочной, правовой информации, консультирование по вопросам создания и осуществления предпринимательской деятельности) субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и др.; подготовка бизнес-планов; маркетинговые исследования; содействие в получении кредитов, подготовке кадров для субъектов малого предпринимательства.

За 6 месяцев 2011 года услугами центров воспользовались 34471 человек. Организованы и проведены 618 семинаров, курсов, в которых приняли участие 15899 человек.

Из общего количества клиентов центров в указанном  периоде начинающие и работающие свыше 1 года предприниматели 

составили 20720 человек или 60,1 % от общего количества клиентов центров, безработные – 920 человек или 2,6 %, студенты – 5989 человек или 17,3 %, другие категории граждан – 6842 человека или 20 %.

Деятельность клиентов, обратившихся в центры в отчетном периоде за услугами, была связана с розничной торговлей –

9997 человек (29 %), осуществлением  производственной деятельности  – 5312 человека (15,4 %), оказанием услуг  – 3891 человек (11,2 %), оптовой торговлей  – 2329 человек (6,7 %), строительством  – 

3545 человека (10,2 %), оказанием транспортных услуг – 1411 человек

(4 %), не имеющие отношения  к предпринимательству – 7986 человек  (23,5 %).

Государственная программа поддержки малого предпринимательства  в Республике Беларусь на 2010 – 2012 годы утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721.

Задачи Государственной  программы на 2010 – 2012 годы:

- создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий,

- преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства,

- внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства,

- создание новых рабочих мест,

- обеспечение импортозамещения,

- адресная методическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная и юридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малого предпринимательства,

- содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, повышение престижа предпринимателей.

Государственная программа на 2010-2012 годы содержит 7 разделов, в которые включены 43 мероприятия, основными из которых являются:

- мероприятия, направленные на совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства; финансовую поддержку малого предпринимательства;

- повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- расширение производственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми и крупными предприятиями, международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства и др.

В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 ”О некоторых  мерах государственной поддержки малого предпринимательства“ программа разработана на три года, предусматривает новые виды государственной финансовой поддержки малому предпринимательству: предоставление льготных кредитов банками за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) банков; гарантий по данным кредитам Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей и др. [5]

Информация о работе Предпринимательство, малый бизнес, налог, законодательство о предпринимательстве, анализ, прибыль, эффективность предпринимательской де