Оценка кредитоспособности заемщика ОАО «РЖД» в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – оценка кредитоспособности заемщика ОАО «РЖД» в коммерческом банке.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
раскрыть понятие кредитоспособности;
определить цели и задачи оценки кредитоспособности;
рассмотреть информационную базу для оценки кредитоспособности заемщика;

Вложенные файлы: 1 файл

ОЦЕНКА кредитоспособности.doc

— 699.50 Кб (Скачать файл)

Показатели рентабельности определяются в процентах или долях.

Рентабельность  продукции (или рентабельность продаж) К5 рассчитывается по формуле:

 

            прибыль от реализации стр.22000 формы №2

К5 = ----------------------------------------------------------- .

            выручка от реализации стр. 21100 формы №2

 

Рентабельность  деятельности предприятия К6 рассчитывается по формуле:

 

            чистая прибыль стр.24000 формы №2

К6 = ------------------------------------------------------------ .

            выручка от реализации стр. 21100 формы №2

 

Рентабельность вложений в предприятие рассчитывается как отношение балансовой прибыли стр.23000 формы №2 к итогу баланса стр. 17000 баланса.

Основными оценочными показателями являются коэффициенты К1, К2, К3, К4, К5, К6. Другие показатели оборачиваемости и рентабельности используются для общей характеристики и рассматриваются как дополнительные к первым шести показателям.

Оценка результатов расчетов шести  коэффициентов заключается в  присвоении заемщику категории по каждому из этих показателей на основе сравнения полученных значений с установленными достаточными. Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весами.

Достаточные значения показателей:

 К1 - 0,1

 К2 - 0,8

 К3 - 1,5

 К4 - 0,4 - для всех заемщиков, кроме торговых и лизинговых организаций; 0,25 - для предприятий торговли

 К5 - 0,10

 К6 - 0,06

Разбивка показателей на категории  в зависимости от их фактических  значений представлена в табл. 1.

 

Таблица 1

Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений

Коэффициенты

1 категория

2 категория

3 категория

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,1 и выше

0,05 - 0,1

менее 0,05

Коэффициент промежуточной (быстрой) ликвидности

0,8 и выше

0,5 - 0,8

менее 0,5

Коэффициент текущей  ликвидности

1,5 и выше

1,0 - 1,5

менее 1,0

Коэффициент наличия  собственных средств (кроме торговых и лизинговых организаций)

0,4 и выше

0,25 - 0,4

менее 0,25

Рентабельность продукции

0,10 и выше

менее 0,10

нерентаб.

Рентабельность деятельности предприятия

0,06 и выше

менее 0,06

нерентаб.


 

Формула расчета суммы баллов S имеет вид:

S = 0,05 * Категория К1 + 0,10 * Категория К2 + 0,40 * Категория К3 +

+ 0,20 * Категория К4 + 0,15 * Категория  К5 + 0,10 * Категория К6.

Значение S наряду с другими факторами используется для определения рейтинга заемщика.

Для остальных показателей третьей  группы (оборачиваемость и рентабельность) не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики предприятия, отраслевой принадлежности и других конкретных условий.

Оценка результатов расчетов этих показателей основана, главным образом, на сравнении их значений в динамике.

Качественный анализ основан на использовании информации, которая  не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такого анализа используются сведения, представленные заемщиком, подразделением безопасности и информация базы данных.

На этом этапе оцениваются риски:

- отраслевые (состояние рынка по отрасли; тенденции в развитии конкуренции; уровень государственной поддержки; значимость предприятия в масштабах региона; риск недобросовестной конкуренции со стороны других банков);

- акционерные (риск передела акционерного капитала; согласованность позиций крупных акционеров);

- регулирования деятельности предприятия (подчиненность (внешняя финансовая структура); формальное и неформальное регулирование деятельности; лицензирование деятельности; льготы и риски их отмены; риски штрафов и санкций; правоприменительные риски (возможность изменения в законодательной и нормативной базе));

- производственные и управленческие (технологический уровень производства; риски снабженческой инфраструктуры (изменение цен поставщиков, срыв поставок и т.д.); риски, связанные с банками, в которых открыты счета; деловая репутация (аккуратность в выполнении обязательств, кредитная история, участие в крупных проектах, качество товаров и услуг и т.д.); качество управления (квалификация, устойчивость положения руководства, адаптивность к новым методам управления и технологиям, влиятельность в деловых и финансовых кругах)).

Заключительным этапом оценки кредитоспособности является определение рейтинга Заемщика, или класса.

Устанавливается 3 класса заемщиков:

первоклассные - кредитование которых  не вызывает сомнений;

второго класса - кредитование требует  взвешенного подхода;

третьего класса - кредитование связано  с повышенным риском.

Рейтинг определяется на основе суммы  баллов по пяти основным показателям, оценки остальных показателей третьей  группы и качественного анализа  рисков.

Сумма баллов S влияет на рейтинг  заемщика следующим образом:

1 класс кредитоспособности: S = 1,25 и  менее. Обязательным условием отнесения Заемщика к данному классу является значение коэффициента К5 на уровне, установленном для 1-го класса кредитоспособности.

2 класс кредитоспособности: значение S находится в диапазоне от 1,25 (невключительно) до 2,35 (включительно) Обязательным условием отнесения Заемщика к данному классу является значение коэффициента К5 на уровне, установленном не ниже чем для 2-го класса кредитоспособности.

3 класс кредитоспособности: значение S больше 2,35.

Далее определенный таким образом предварительный рейтинг корректируется с учетом других показателей третьей группы и качественной оценки Заемщика. При отрицательном влиянии этих факторов рейтинг может быть снижен на один класс.

 

Глава 2. Анализ кредитоспособности заемщика на основе методики финансовых коэффициентов, применяемой Сбербанком РФ

2.1. Краткая  характеристика предприятия ОАО «РЖД»  и его производственно-хозяйственная деятельность

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (сокращенное название — ОАО «РЖД») было учреждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. № 585. Создание Компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384 [18].

Юридический адрес ОАО «РЖД»:

107174, г. Москва, ул. Новая Басманная,  д. 2.

Компания осуществляет следующие  виды деятельности:

- грузовые перевозки;

- пассажирские перевозки в дальнем следовании;

- пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

- предоставление услуг инфраструктуры;

- предоставление услуг локомотивной тяги;

- ремонт подвижного состава;

- строительство объектов инфраструктуры;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- предоставление услуг социальной сферы;

- прочие виды деятельности.

Размер уставного капитала ОАО «РЖД» составляет 1 786 715 588 тыс. руб.

Основным акционером общества является Российская Федерация.

Доля Российской Федерации в  уставном капитале составляет 100%.

 

Организационная структура холдинга «Российские железные дороги» состоит из материнской компании ОАО «РЖД», дочерних и зависимых обществ и по состоянию на 31 декабря 2011 г.1 включает:

1) Филиалы — железные дороги:

- Октябрьская железная дорога;

- Калининградская железная дорога;

- Московская железная дорога;

- Горьковская железная дорога;

- Северная железная дорога;

- Северокавказская железная дорога;

- Юго-Восточная железная дорога;

- Приволжская железная дорога;

- Куйбышевская железная дорога;

- Свердловская железная дорога;

- Южно-Уральская железная дорога;

- Западносибирская железная дорога.

- Красноярская железная дорога;

- Восточносибирская железная дорога;

- Забайкальская железная дорога;

- Дальневосточная железная дорога.

2) Функциональные филиалы:

- филиал в области перевозок (1);

- филиалы в области технико-экономического и финансового обеспечения (7);

- филиалы в области капитального строительства (2);

- филиалы в области ремонта подвижного состава (5);

- филиалы в области путевого хозяйства (4);

- филиалы в области информатизации и связи (3);

- филиал в области социальной сферы (1);

- филиалы — проектные бюро (11);

- прочие филиалы (10).

3) Представительства Общества функционируют в 10 странах мира:

- Венгрия (Будапешт);

- Германия (Берлин);

- Китай (Пекин);

- КНДР (Пхеньян);

- Польша (Варшава);

- Словакия (Братислава);

- Украина (Киев);

- Финляндия (Хельсинки);

- Иран (Тегеран);

- Эстония (Таллин).

Миссия холдинга «РЖД» заключается  в эффективном развитии конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного  бизнеса с учетом реализации ответственности национального перевозчика и владельца железнодорожной инфраструктуры.

В подготовленной в ОАО «РЖД»  Стратегии развития холдинга «РЖД»  на период до 2030 года и основных приоритетах его развития на среднесрочный период до 2015 года, одобренной правлением ОАО «РЖД» и рекомендованной для вынесения на утверждение советом директоров Компании, определены долгосрочные цели холдинга «РЖД»:

- увеличение к 2015 году масштабов бизнеса на внутреннем и зарубежном рынках, в том числе повышение грузооборота не менее чем на 27,6% по сравнению с уровнем 2009 года и пассажирооборота не менее чем на 9,2% по сравнению с уровнем 2009 года;

- повышение эффективности основной деятельности, прежде всего за счет улучшения использования пропускных и провозных способностей инфраструктуры, а также повышения ее технической надежности;

- достижение высокого уровня конкурентоспособности за счет формирования новой линейки перевозочных продуктов и дополнительных услуг, развития логистики и улучшения уровня сервиса и качества для клиентов, внедрения инновационной техники и технологий работы, направленных на повышение к 2015 году среднесуточной производительности грузового локомотива, скорости доставки грузов (на 10,3% к уровню 2009 года), снижения нагрузки на окружающую среду (сокращения на 9,7% к уровню 2009 года выбросов загрязняющих веществ);

- повышения безопасности движения грузовых и пассажирских поездов, снижения уровня аварийности, снижения общего производственного травматизма;

- повышение благополучия и социальной защищенности работников на принципах социального партнерства с учетом роста их компетенций и производительности труда не менее чем на 30% к 2015 году;

- обеспечение уровня корпоративного управления, соответствующего лучшим мировым стандартам.

Реализация Стратегии будет  осуществляться за счет:

- формирования эффективной бизнес-модели холдинга «РЖД», перехода к управлению по видам бизнеса, совершенствования организационной структуры и системы управления ОАО «РЖД» и Холдингом в целом;

- формализации целей и приоритетов в развитии бизнесов и персонализации ответственности за результаты деятельности;

- реализации комплексных мероприятий по повышению внутренней эффективности и рентабельности видов бизнеса, входящих в целевой портфель, с соответствующей государственной поддержкой;

- реализации единых функциональных политик и разработки сбалансированных стратегий по видам бизнеса холдинга «РЖД» и ДЗО ОАО «РЖД».

Достижение заявленных целей будет  способствовать формированию устойчивой транспортной бизнес-системы, повышению конкурентоспособности и клиентоориентированности Холдинга, повышению эффективности и качества перевозочного процесса и расширению спектра предоставляемых потребителям услуг.

В целевом состоянии холдинг  «РЖД» будет представлять собой:

- крупнейшую в России транспортную бизнес-систему;

- структурированный по видам бизнеса Холдинг с консолидированной стратегией;

- владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, предоставляющего транспортные и сопутствующие услуги на недискриминационной основе;

Информация о работе Оценка кредитоспособности заемщика ОАО «РЖД» в коммерческом банке