Направления решения проблем Дальнего Востока и Забайкалья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 06:09, курсовая работа

Краткое описание

При этом следует отметить, что реализация программы начинается в достаточно сложных условиях, которые сложились в регионе в предшествующий период и которые необходимо учесть при разработке долгосрочной стратегии.
Задачами Программы являются:
закрепление населения в регионе путем сохранения и создания новых рабочих мест;
снятие инфраструктурных ограничений развития экономики на региональном уровне;
реализация ряда проектов, связанных с развитием инженерной инфраструктуры и социальной сферы.

Содержание

Введение 4
1 База программы развития Дальнего Востока и Забайкалья 6
Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока
и Забайкалья до 2013года и инструменты ее реализации 6
Программа развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года 13
2 Экономическое положение региона сегодня 16
2.1 Положение новой экономики Дальнего Востока 16
2.2 Финансирование: планирование и реальность 18
2.3 SWOT – Анализ 21
3 Направления решения проблем Дальнего Востока и Забайкалья 22
Заключение 26
Библиографический список 28

Вложенные файлы: 1 файл

Новая курсовая.docx

— 66.23 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение            4

1 База программы развития Дальнего Востока и Забайкалья   6

    1. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока

       и Забайкалья до 2013года и инструменты ее реализации    6

    1. Программа развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года 13

2 Экономическое положение региона сегодня      16

      2.1 Положение новой экономики Дальнего  Востока    16

      2.2 Финансирование: планирование и  реальность    18

      2.3 SWOT – Анализ              21

3 Направления  решения проблем Дальнего Востока  и Забайкалья  22

Заключение           26

Библиографический список         28

Приложение           30 

     Введение 
 

     Актуальность  данной работы обусловлена тем, что  переход к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется  в предоставлении достаточно широких  прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности  территорий за решение собственных  проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный  переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного  вовлечения в этот процесс местных  факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и  самофинансирования.

     Экономический рост национальной экономики среднегодовым  темпом около 7 % в течение 8 лет означает, что Россия, в основном преодолев  стадию восстановления, уверенно перешла  к стадии развития. Это означает также, что в стране возникли предпосылки, когда наряду с дальнейшим экономическим  ростом на повестку дня стал переход  к реализации задач улучшения  качества жизни населения. У нас  появились предпосылки для реализации модели развития на основе расширения внутреннего спроса, а не только экспорта, и формирования среднего класса.

     В основе документов, разработанных и  разрабатываемых относительно восточных  регионов страны, лежит инициатива Президента страны по приданию Дальнему Востоку приоритета в развитии. Она  реализована в новой редакции Программы развития Дальнего Востока  и Забайкалья.

     Есть  понятия «программа» и «стратегия». Есть долговременная программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, которая  была сделана до 2010 года, сейчас она  скорректирована до 2013 года. И есть стратегия развития Дальнего Востока  и Забайкалья до 2025 года. Стратегия  – это то, что мы хотим; в программе  написано, как мы этого будем достигать, под неё уже даются деньги. Программы создаются исходя из внимания, которое в последнее время уделяют региону руководители страны.

     Федеральная целевая программа «Дальний Восток и Забайкалье на период до 2013 года», безусловно, является мощным инфраструктурным, инвестиционным и политическим импульсом  для социально-экономического развития региона. Цель Программы - формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для  развития приоритетных отраслей экономики  Дальнего Востока и Забайкалья с  учетом геостратегических интересов  и обеспечения безопасности Российской Федерации.

     Утверждена  Концепция1 долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года, в соответствии с которой некоторые восточные и дальневосточные регионы могут достичь более высоких темпов роста, чем средние по стране.

     При этом следует отметить, что реализация программы начинается в достаточно сложных условиях, которые сложились  в регионе в предшествующий период и которые необходимо учесть при  разработке долгосрочной стратегии.

     Задачами  Программы являются:

  • закрепление населения в регионе путем сохранения и создания новых рабочих мест;
  • снятие инфраструктурных ограничений развития экономики на региональном уровне;
  • реализация ряда проектов, связанных с развитием инженерной инфраструктуры и социальной сферы.

 

     

     1 На чем базируется  программа развития  Дальнего 

        Востока и Забайкалья 
 

    1. Стратегия социально-экономического развития Дальнего

      Востока и Байкальского региона  до 2025 года и инструменты  ее реализации

     Разработанная Стратегия2 - это документ стратегического планирования развития крупнейшего макрорегиона страны на 15 лет вперед. Во-первых, это комплексный документ. Он вобрал в себя совокупность стратегических решений, принятых в государственных отраслевых и корпоративных стратегиях, с учетом стратегий субъектов Федерации. Речь идет не о механическом сложении, а о достигнутом балансе интересов по целому ряду направлений развития. Достаточно сказать, что заложенный в Стратегии облик энергетики Дальнего Востока и Байкальского региона прогнозный баланс выработки и потребления электроэнергии стал результатом сложнейших процедур согласования между участниками рынка.

     Во-вторых, сама фиксация в едином публичном  документе стратегических приоритетов  государственной политики - четкий сигнал бизнес-сообществу о долгосрочных планах. Да и для людей важно  понять, что интеграция Дальнего Востока  и Восточной Сибири в единое экономическое  пространство страны будет силой  постоянно действующей, а не сиюминутной  компанией. Значит, здесь можно жить и работать, видеть перспективу.

     В-третьих, изложенные в Стратегии основные положения в области международного и приграничного сотрудничества, базирующиеся на четко заявленных интересах  государства в Азиатско-Тихоокеанском  регионе - лишнее свидетельство тому, что мы видим этот макрорегион  не как сырьевой придаток динамично  развивающихся соседей, а как  геостратегический центр сопряжения экономик на выгодных для России условиях. Проведение саммита АТЭС и те очевидные  улучшения, которые происходят в  ходе его подготовки, в частности строительство Дальневосточного федерального университета - одно из доказательств такого подхода и нашей ориентации на формирование в регионе экономики знаний.

     При разработке Стратегии авторы исходили из того, что не столько механизмы преференций и вспомоществования, сколько придание дальневосточного вектора инвестициям будет способствовать решению геополитической задачи закрепления и привлечения экономически активного населения.

     В этой связи в документе зафиксирована  все возрастающая степень участия  государства в создании мощного  инфраструктурного каркаса на Дальнем  Востоке и в Восточной Сибири. Речь идет о широтных транспортных коридорах, проектах увеличения пропускной способности Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, а также, что важно  – о создании меридиональных транспортных артерий, таких как железная дорога Беркатит – Томмот – Якутск.

     В совокупности со строительством и модернизацией  автодорог в широтном и меридиональном направлениях, а также интенсификацией  воздушного сообщения, это даст синергетический  эффект качественного улучшения  транспортной доступности, наращивания  транзитного потенциала, включая  создание Дальневосточного зернового  коридора.

     Масштабные  проекты в базовых экономических  специализациях потребуют превентивного  создания генераций и мощного  сетевого хозяйства, ориентированного на преодоление автономности отдельных  энергорайонов, повышение надежности энергоснабжения в труднодоступных  местностях. Реализация заложенных в  Стратегии приоритетных направлений  развития энергетики позволит поэтапно создать на Дальнем Востоке и  в Восточной Сибири мощный и целостный  сегмент единой энергетической системы  страны3.

     Формирование  внутренних источников саморазвития макрорегиона при государственной поддержке  инфраструктурных проектов - основной стержень, на который опирается весь документ.

     В качестве важнейшего направления предусматривается  реализация комплекса взаимосвязанных  стратегических решений по расширению Единой системы газоснабжения страны на восток, начало которым положено сваркой первого звена газопровода "Сахалин-Хабаровск-Владивосток". Широкая газификация энергетики позволит отказаться от дорогих и  неэкологичных источников энергии. Энергоемкость производств перестанет быть сдерживающим фактором их развития.

     Прогнозные  экспертные оценки о добыче к 2020 году на Дальнем Востоке и в Восточной  Сибири порядка 150 млрд. м3 газа позволили  заложить в документ создание крупных  энергетических и газоперерабатывающих комплексов в Иркутской области, на Камчатке, в Республике САХА (Якутия), на Сахалине, Хабаровском и Приморском краях, а также существенное повышение  уровня газификации территории, уровня ее социальной обустроенности и привлекательности.

     Значительное  место в Стратегии4 отведено комплексным проектам территориального развития, в рамках зон опережающего экономического роста и развития опорной сети поселений. В частности, поддерживаемому средствами Инвестфонда России проекту «Южная Якутия», который носит межотраслевой характер и способен дать мощный импульс развитию страны в целом, в том числе, расширить район угледобычи за счет ввода Эльгинского месторождения.

     В стратегические планы входит так  же создание крупного межрегионального горно-металлургического территориально-производственного  комплекса в Забайкалье на базе, прежде всего, Удоканского месторождения. Решение этой и других связанных  задач позволит задействовать Байкало-Амурскую магистраль в полном объеме на всем ее протяжении.

     Хочется отметить, что в соответствии с проектом Стратегии, уже предусмотрено в проекте новой программы «Жилище» до 2015 года приоритетное расселение людей из ветхого и аварийного жилья в зоне БАМа.

     Увеличение  глубины переработки природных  ресурсов, наращивание добавленной  стоимости, структурный маневр в  сторону увеличения доли перерабатывающих отраслей, является безусловным стратегическим приоритетом социально-экономического развития макрорегиона.

     Дальний Восток и Восточная Сибирь в стратегической перспективе станет крупнейшим центром  развития химии, нефтегазохимии. В соответствии с поручениями Председателя Правительства  по итогам недавнего совещания в  Нижнекамске в документах, принимающихся  на основе Стратегии, будут предусмотрены  проекты развития соответствующей  инфраструктуры.

     Значительная  роль использования конкурентных преимуществ  высшего порядка, модернизации экономики  будут принадлежать формируемым  научно-образовательным комплексам.

     Дальневосточный и Северо-Восточный федеральные  университеты, Байкальский центр  нанотехнологий в Иркутске, Восточно-Сибирский  научно-образовательный комплекс в  Улан-Удэ, другие образовательные центры в интеграции с отделениями Российской академии наук способны, сформировать механизм генерации инноваций, генерации  бизнеса в инновационной сфере5.

     Стратегией  предусмотрена реализация ряда проектов, направленных на модернизацию машиностроения, включая судостроение. Здесь выделяются проекты реконструкции и строительства  предприятий в порту Восточный, формирование Дальневосточной судостроительной лизинговой компании, Дальневосточного инновационно-технологического центра морских технологий. Важным представляется строительство платформ добычи нефти и газа на шельфе.

     Знаковым  проектом является создание автомобильного производства ОАО «Соллерс» во Владивостоке, где организуется автосборочное  производство японских и корейских  марок.

     Существенный  импульс должно получить авиастроение, в том числе, производство самолетов  Суперджет-100 в Хабаровском крае. Хорошие перспективы у производства оборудования для добывающих отраслей, малой энергетики, высокотехнологичной  продукции и материалов для космической  техники.

     Создание  на Дальнем Востоке космодрома «Восточный» - станет примером масштабного воплощения политики инновационного развития и  внедрения высоких технологий.

     В стратегии особо выделена «океанская»  специфика макрорегиона, в частности, важнейшая роль рыболовства, перспективы  развития его береговой инфраструктуры, рыболовецкого флота, повышения  роли отрасли в формировании оптимальной  структуры продовольственного баланса  страны, в наращивании ее экспортного  потенциала. Предполагается создание механизмов сопряжения отрасли с  рынками европейской, центральной  части страны.

     Дополнительным  мощным стимулом закрепления населения  и привлечения трудовых ресурсов должны стать качественные изменения  в социальной сфере.

     Полноценное обеспечение населения качественным жильем, услугами образования и здравоохранения  вне зависимости от труднодоступности  территории является приоритетом Стратегии6.

Информация о работе Направления решения проблем Дальнего Востока и Забайкалья