Механизм государственного регулирования инвестиций в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:04, контрольная работа

Краткое описание

Несмотря на существующий громадный потенциал, Казахстану пришлось преодолевать ряд препятствий, чтобы достигнуть данного уровня. Распад бывшего СССР привел к развалу распределительных систем в Казахстане, неконтролируемой инфляции и уменьшению средств для финансирования устаревающих средств производства, находящихся в управлении государства. Казахстан также столкнулся с проблемами, связанными со старой советской бюрократией и слабой законодательной базой.
Целью моей работы является, изучение инвестиционного климата в Республике Казахстан и его влияние на экономику.
Моя задача дать определение инвестиции, а так же показать механизм государственного регулирования инвестиций в РК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ...……………………………………………………………………..3
1. Понятие инвестиций…....………………………………………………………4
2. Инвестиционный климат РК....………………………………………………...6
3. Механизм государственного регулирования инвестиций в РК……………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. …………………………....14

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиционный климат в Казахстане.docx

— 36.86 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ...……………………………………………………………………..3

1. Понятие инвестиций…....………………………………………………………4

2. Инвестиционный климат РК....………………………………………………...6

3. Механизм государственного регулирования инвестиций в РК……………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. …………………………....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что инвестиции играют наиболее важную роль в становлении и развитии экономики Казахстана. С помощью инвестиций можно стимулировать рост производства, разработка новых технологий, повышение развития отсталых регионов государства и т.д.

Несмотря на существующий громадный потенциал, Казахстану пришлось преодолевать ряд препятствий, чтобы достигнуть данного уровня. Распад бывшего СССР привел к развалу распределительных систем в Казахстане, неконтролируемой инфляции и уменьшению средств для финансирования устаревающих средств производства, находящихся в управлении государства. Казахстан также столкнулся с проблемами, связанными со старой советской бюрократией и слабой законодательной базой.

Целью моей работы является,  изучение инвестиционного климата в Республике Казахстан и его влияние на экономику.

Моя задача дать определение инвестиции, а так же показать механизм государственного регулирования инвестиций в РК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие инвестиций

Понятие инвестиция произошло от латинского "investire" - облачать. В эпоху феодализма инвеститурой назывался ввод вассала во владение феодом. Этим же словом обозначалось назначение епископов, получавших при этом в управление церковные земли с их населением и право суда над ними. Введение в должность сопровождалось соответствующей церемонией облачения и наделения полномочиями. Инвеститура давала возможность инвеститору (или, говоря современным языком, инвестору) не только приобщать к себе новые территории для получения доступа к их ресурсам, но и участвовать в управлении этими территориями через облеченных полномочиями ставленников с целью насаждения своей идеологии. Последняя, с одной стороны, оправдывала интенсивную эксплуатацию населения территорий и позволяла увеличивать получаемый с этих территорий доход, а с другой стороны, выступала в качестве развивающего фактора.

Под инвестициями стали понимать денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другие виды деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

Один из представителей французской экономической школы -- Анри Кульман рассматривает проблему классификации инвестиций совершенно в другом аспекте. Он рассматривает косвенное инвестирование (с использованием денежных средств) и прямое (без использования денежных средств). [1, c. 68]

Во втором случае подразумевается прямое превращение продукта труда в средство производства, минуя промежуточный этап формирования капитала в денежной форме. Такой механизм инвестирования часто используется в сельском хозяйстве. Например, фермер, разводящий крупный рогатый скот, содержит в стаде не только какое-то количество телят для восполнения естественной убыли животных в стаде (амортизация), но и дополнительное их число, чтобы обеспечить расширенное воспроизводство. В этом случае происходит так называемое непосредственное инвестирование. То же самое можно сказать о садоводе, который не реализует на рынке все цветы и фрукты, а часть их разводит на семена с целью расширения хозяйства.

В промышленности механизм прямого инвестирования находит применение гораздо реже, поскольку предприятие почти никогда не выпускает продукцию, способную выполнять на том же производстве функции средств производства. Хотя, конечно, можно представить себе владельца завода, использующего собственные кирпичи для кладки собственных печей или для увеличения площади своих цехов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Инвестиционный климат

Республика Казахстан является страной, в экономике которой важную роль играет экспорт сырья. Это свидетельствует о неэффективном использовании имеющегося технологического и производственного потенциала. Одной из причин такого положения является повсеместное применение экстенсивных методов управления производством, т.е. чрезмерное привлечение крупных инвестиций. При этом более 60% всего объема инвестиций осуществляется в нефтяную и газовую отрасли. Инвестиции в электроэнергетику, черную металлургию и в пищевую промышленность составляют примерно по 8 процентов, а в базовую для Восточно-Казахстанской области отрасль - цветную металлургию около 6 процентов. Столь не рациональная структура инвестиций в основной капитал объясняется, во-первых, тем, что инвестиции в сырьевые отрасли дают быструю отдачу, а во-вторых, тем, что западные инвесторы не желают превращения казахстанских товаропроизводителей в конкурентов на мировом рынке промышленной продукции. Восточно-Казахстанская область является одним из наиболее перспективных регионов Казахстана с точки зрения привлечения инвестиций. Об этом свидетельствует реализуемые в области крупные проекты реконструкции Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината, Лениногорского полиметаллического комбината, Зыряновского свинцового комбината. В 1999 году в экономику области было инвестировано 16894 млн. тенге. Источником погашения кредитов является экспортная выручка предприятий области. Учитывая высокую экспортную ценность полезных ископаемых Восточного Казахстана, можно рассчитывать, что в дальнейшем иностранные инвесторы будут проявлять интерес к этому региону.

Привлекательность страны с точки зрения безопасности приложения капитала может быть определена по "Международной классификации кредитного риска в связи с общеэкономической ситуацией". По данной классификации Казахстан имеет 38 баллов. Это больше, чем у других стран СНГ. Однако, общеэкономическая ситуация в Республике Казахстан оценивается, как "ниже среднего", а степень кредитного риска - как "повышенная". В большинстве стран мира существует понятие инновационного и инвестиционного климата. Оно отличается сложностью и комплексностью. На макро-уровне это понятие включает такие факторы, как политическая и экономическая ситуация в принимающей стране, а также социальный климат.

Многие проблемы, с которыми сталкивается Казахстан в условиях транзитной экономики, такие как обеспечение экономического роста, осуществление структурной перестройки, решение проблемы занятости населения, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке и т.п. могут быть сняты в результате инновационной деятельности. Инновационная деятельность требует привлечения инвестиций. Приток инвестиций обусловливает необходимость создания соответствующей системы государственного регулирования, которая смогла бы объединить научно-технические, производственные, управленческие и финансовые мероприятия. При этом следует решить ряд проблем:

- определение направлений инноваций и инвестиций, на которых регулирующую роль государства может быть наиболее эффективной;

- создание институционально-правовой и экономической среды для развития инновационной деятельности;

- развитие научно-технической инфраструктуры;

- создание механизмов финансирования инновационной деятельности, адекватных условиям транзитной экономики;

-создание инфраструктуры международного и внутриреспубликанского трансферта технологий на региональном и отраслевом уровнях;

- формирование адекватных условиям Казахстана организационным формам инновационной деятельности;

- использование косвенных методов государственного регулирования инновационной деятельности. [2, c. 55]

Система государственного регулирования инновационной и инвестиционной деятельности включает прямое воздействие на объект управления и косвенные методы, основу которых составляют налоговые льготы. Прямая финансовая помощь направлена обычно на реализацию определенных проектов, а с помощью налоговых льгот создаются благоприятные условия для инновационной и инвестиционной деятельности. Вместе с тем, действующая система налогообложения является серьезным препятствием для роста инвестиционной активности. Предприятие, чтобы не платить налоги по высоким ставкам, не позволяющим осуществлять расширенное воспроизводство, скрывает свои доходы, показывает убытки. В результате они теряют инвестиционную привлекательность. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что система косвенной поддержки позволяет стимулировать научно-исследовательскую деятельность предприятий, разрабатывающих и внедряющих инновационные проекты, а также частные инвестиции в корпоративные ценные бумаги. Стабильность законов и их непротиворечивость друг другу является одним из основных показателей стабильности экономической среды и, как следствие, создает благоприятные условия для роста инновационной и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Необходимо завершить формирование пакета законов и подзаконных актов, регулирующих инновационную и инвестиционную деятельность, а также привести существующие законы друг с другом. Интеграция инновационной и инвестиционной деятельности будет успешной при использовании возможности страховых и лизинговых кампаний, инвестиционных и пенсионных фондов, инструмента рынка ценных бумаг, денежных вкладов населения и средств предприятия. Для повышения эффективности инновационной деятельности необходимо осуществлять стратегическое управление ею на всех уровнях управления экономики.

В то же время инвестиционный климат в Казахстане еще нуждается в улучшении. Требуются определенные усилия для того, чтобы устранить причины, препятствующие привлечению иностранных инвестиций.

Правовая нестабильность занимает далеко не последнее место в списке причин, препятствующих привлечению иностранных инвестиций. Любой инвестор, прежде чем прийти на рынок какой-либо страны, в первую очередь изучит ее законодательство, в котором должны быть четко и ясно изложены его права и обязанности, гарантии, способы защиты его интересов. [3, c. 136]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Механизм государственного  регулирования инвестиций в РК

В Казахстане вопросам инвестиционной политики уделяется значительное внимание со времени обретения Республикой государственного суверенитета.

По данным журнала "Business central Europe" (2001) за период 1990-2000 годы объем иностранных инвестиций в Республику Казахстан превысил 8 млр. 700 млн. долларов США. /12/

Последние годы в Казахстане достигнута микроэкономическая и политическая стабильность, что значительно улучшило инвестиционный климат в Казахстане. Это обстоятельство было как положительный фактор, способствующий перемещению активности ЕБРР из Центральной Европы в Центральную Азию и Россию, отмечено президентом Европейского банка реконструкции и развития в ходе его встречи с Президентом РК, имевшей место 13 июня 2001 года.

Республикой Казахстан заключен ряд двусторонних соглашений и договоров о взаимной поддержке и защите инвестиций с такими государствами как: Азербайджан, Великобритания и Северная Ирландия, Венгрия, Болгария, Грузия, Германия, Египет, Израиль, Иран, Индия, Испания, Италия, Кыргызстан, Китай, Кувейт, Корея, Малайзия, Монголия, Польша, Российская федерация, Румыния, Финляндия, Франция, Чешская республика, Узбекистан, Украина, Турция, Швейцария, а также Бельгийско-Люксембургским союзом

В Казахстане существует разветвленная и взаимосвязанная система законодательства, которая позволяет достаточно эффективно регулировать отношения, связанные с деятельностью иностранных юридических лиц и граждан на территории Республики Казахстан: Законы "О валютном регулировании" (24.12.1996 г.), "О лицензировании" (17.04.1995 г.), "О земле" (24.01.2001 г.), "О нефти" (28.06.1995 г.), "О недрах и недропользовании" (27.01.1996 г.), постановление Правительства РК "О порядке экспорта и импорта товаров (работ и услуг) в РК" (30.06.1997 г.) и др. [4, c.120]

Из объемного блока законов следует выделить нормативные правовые акты, регулирующие отношения непосредственно в сфере иностранных инвестиций: Закон "Об иностранных инвестициях" от 27.02. 1994 года; Закон "О государственной поддержке прямых инвестиций" от 28.02. 1997 года; Закон "Об инвестиционных фондах" от 06.03.1997 года; Указ Президента РК "Об утверждении Перечня приоритетных секторов экономики Республики Казахстан для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций" от 05.04.1997 года; Указ Президента РК "Об образовании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан" от 30.06.1998 года; Указ Президента РК "Об утверждении Правил предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики" от 06.03.2000 года.

Законом "О государственной поддержке прямых инвестиций" предусмотрено создание специального государственного органа, который уполномочен заниматься привлечением инвестиций в приоритетные отрасли экономики путем предоставления льгот и преференций инвесторам. Впервые такой орган создан в 1992 - Национальное агентство по иностранным инвестициям. В 1996 года оно было преобразовано в Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям, с 2001 года действует Агентство по инвестициям при Министерстве иностранных дел Республики Казахстан.

Агентство является единственным государственным органом, уполномоченным осуществлять государственную поддержку прямых инвестиций в Республике Казахстан.

Основными функциями Агентства являются:

организация работы по привлечению в Казахстан прямых инвестиций;

координация деятельности государственных органов по реализации инвестиционных проектов, осуществляемых утвержденными инвесторами;

обеспечение получения всех согласительных и разрешительных документов, лицензий, виз и других документов, предоставляющих права и полномочия, необходимые для реализации каждого инвестиционного проекта;

оказание содействия утвержденным инвесторам в поиске квалифицированных работников, товаров и услуг в Казахстане;

осуществление контроля за реализацией инвестиционных проектов, включая контроль за исполнением утвержденными инвесторами взятых на себя обязательств.

Основные вопросы правового положения иностранных инвестиций регулируются Законом РК "Об иностранных инвестициях.

В соответствии с Законом иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательными актами Республики Казахстан.

Отношения, связанные с предоставлением займов, кредитов, целевых банковских и финансовых вкладов, осуществлением портфельных инвестиций, а также связанные с инвестициями национальных инвесторов за рубежом, регулируются специальным законодательством.

К осуществлению иностранных инвестиций в специальных экономических зонах применяются нормы Закона "Об иностранных инвестициях", если иное не предусмотрено Указом Президента РК от 26.01.1996 года "О специальных экономических зонах". [5, c.289]

Любые формы иностранных инвестиций и связанная с ними деятельность, не запрещенная действующим законодательством Республики Казахстан, осуществляется на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставляются в подобной ситуации инвестициям физических или юридических лиц Республики Казахстан, либо любых иных иностранных физических и юридических лиц.

Информация о работе Механизм государственного регулирования инвестиций в Республике Казахстан