Международный кредит как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:30, реферат

Краткое описание

Кредитование внешней торговли служит средством повышения конкурентоспособности национальных компаний, способствует укреплению позиций финансовых организаций стран, стимулирует расширение внешней торговли, создавая дополнительный спрос на рынке для поддержания конъюнктуры.
Знание процесса кредитования (виды кредита, этапы и условия его предоставления) как для продавцов, так и для покупателей является ключевым моментом для осуществления экспортно-импортных операций. Это связано прежде всего с тем, что в настоящее время практически ни одна внешнеторговая сделка не обходится без кредита в той или иной форме.

Содержание

Введение 3
1 Международный кредит как экономическая категория 5
1.1 Сущность, принципы и функции международного кредита 5
1.2 Формы международного кредита 11
2 Анализ выданных и полученных кредитов РФ за 2007-2009 годы. 16
2.1 Российская Федерация как заемщик 16
2.2 Российская Федерация как кредитор 20
3 Проблемы международного кредита 25
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

реферат межд. кредит.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

Средства для финансирования проектов в рамках обменов ДНП могут  иногда рассматриваться, как начальные вложения для привлечения дополнительного финансирования из других источников. Некоторые банки вместо списания неоплаченных долгов рассматривают обмены ДНП, как полезную благотворительную деятельность. Проекты в рамках обменов ДНП могут увеличивать занятость и иностранный туризм и, тем самым, привлекать в страну иностранную валюту, создавать в международных кругах репутацию экологически ответственной страны, что может положительно сказаться на переговорах в Лондонском и Парижском клубах, катализировать другие виды ПД, способствовать укреплению сотрудничества между государством и НПО.

Обмены «долги на проведение природоохранной  деятельности» проводятся обычно в  трех формах: долги страны покупаются и ликвидируются в обмен на продолжение природоохранных программ на определенной территории; долг конвертируется в местную валюту, которая затем используется местными НПО, часто в сотрудничестве с международными неправительственными организациями, для проведения природоохранных проектов в стране-должнике; кредитор/кредиторы и должник договариваются о том, что последний выплачивает в установленные сроки свой долг в виде взноса в местной валюте в создаваемый совместно управляемый экофонд, средства которого используются на реализацию согласованных экологических проектов (например, Польский Экофонд).

Пример обмена «долги на проведение природоохранной деятельности»: страна-должник, инвестор и страна-кредитор достигают  соглашения по преобразованию долга; донор  предоставляет инвестору средства для проведения природоохранной деятельности; инвестор выкупает долговые обязательства страны-должника на вторичном рынке долгов по рыночной цене (ниже номинала); инвестор предоставляет выкупленные долговые обязательства со скидкой от рыночной цены местной неправительственной организации; местная неправительственная организация обменивает долговые обязательства на ценные бумаги в местной валюте выпущенные в обращение Центральным банком страны-должника; местная неправительственная организация согласовывает с правительством страны-должника экологические проекты, которые подлежат осуществлению на приобретенные средства; реализовываются экологические проекты.

Доверительные фонды, созданные с участием средств, полученных от обменов ДНП, позволяют достигнуть более долгосрочной финансовой устойчивости, когда доход от дотации используется для текущих расходов на национальные парки и заповедники. Такие фонды имеют «прозрачные» структуры управления и отчетности и привлекают доноров, делающих одноразовые пожертвования на сохранение природы. В то же время стали возникать инвестиционные фонды для финансирования устойчивого развития предприятий.

В обменах ДНП сумма внешних  обязательств сокращается на всю  номинальную стоимость. В этой ситуации обмены ДНП страдают теми же двумя недостатками, что и выкуп долгов: когда страны выкупают долг по рыночной цене, они платят за «усредненный» долг, а избавляются от «предельной» стоимости долга; сопутствующие факторы, используемые суверенными должниками (в отличие от внутреннего долга, когда все они остаются при дефолте), никогда не могут быть полностью покрыты правительством-кредитором. Поэтому для страны-должника меньше смысла выкупать долг, так как она теряет меньше при дефолте. В этом смысле страна-должник даже не компенсирует полную скидку со своего долга на вторичном рынке. Поэтому субсидии, присущие обмену ДНП играют роль только тогда, когда нельзя получить прощения долга или дотации.

Достоинства обменов «долги на проведение природоохранной деятельности»

Положительное воздействие на состояние окружающей среды и на систему управления окружающей средой.

Снижение бремени внешнего долга, хотя оно не столь значительно, как  при обмене «долги на активы».

Приток природоохранных инвестиций вследствие предоставления выгодных условий  при конверсии приобретенного долга.

Получение части скидки вторичного рынка долга. Если при обменах  «долги на активы» часть скидки вторичного рынка долга, достающаяся правительству  страны-должника составляет 10 - 15% номинальной  суммы долга, то при проведении обменов ДНП эта скидка может быть значительно выше.

Инфляция, не значительна, так как  приобретение долга у инвестора  финансируется за счет относительно небольшой эмиссии национальной валюты.

ДНП не заменяют приток природоохранных  заграничных инвестиций. Так как вложение средств в защиту окружающей среды страны производится безвозмездно, за счет средств природоохранных организаций, то сложно предположить, что эти организации могли бы произвести те же самые инвестиции в том же объеме, если бы у них не было возможности использовать механизм ДНП.

Конверсия долга не ложится тяжелым  бременем на государственный бюджет, так как речь идет о достаточно постепенном процессе.

Отток капитала из страны отсутствует.

Проблема неоптимального распределения  ресурсов не стоит так остро, как в случае с обменами «долги на активы». Инвестирование дополнительных средств в природоохранную деятельность вряд ли может привести к усилению структурных диспропорций в экономике.

Возможности спекуляции ограничены ввиду: жесткой договоренности о вложении средств в определенные проекты; участия в сделке авторитетной природоохранной организации, не преследующей цели извлечения прибыли из данной операции.

Критика обменов «долги на проведение природоохранной деятельности»  обычно выглядит таким образом (в прочем все это применимо и к другим видам преобразования долгов):

Правительство может отрицательно отнестись к перспективе передачи средств национальной неправительственной  организации для реализации природоохранных  проектов, отобранных, как правило, иностранной природоохранной организацией. Принятие природоохранных мер в соответствии с приоритетами инвестора, а не приоритетами принимающего государства, может восприниматься как вмешательство во внутренние дела государства и как посягательство на его суверенитет в отношении использования природных ресурсов и управления ими. Решение этой проблемы кроется в привлечении представителей правительства или природоохранного ведомства к отбору проектов или к одобрению уже отобранных проектов.

Обмены ДНП во многом основаны на предпочтениях доноров (это также справедливо для всех видов зарубежной и другой помощи), которые не всегда отвечают интересам, практике и правилам принимающей стороны, иногда мало учитываются вопросы решения локальных экологических проблем и их влияния на здоровье населения.

Обмены ДНП мало влияют на деятельность коммерческих структур по уменьшению их негативного воздействия на окружающую среду.

Часто проекты в рамках обменов  ДНП недостаточны для решения  тех задач, на которые они ориентированы.

В России именно сейчас созревают условия для проведения обменов "долги на проведение природоохранной деятельности". В проведении таких обменов потенциально заинтересованы все стороны, и Россия, и банки кредиторы, и природоохранные организации. Между тем, специфика российских условий, в частности, отсутствие организованного вторичного рынка внешнего долга, отсутствие опыта проведения подобных операций и операций по выкупу долгов, а также иногда напряженные отношения с международными финансовыми кругами, скажется на проведении первых ДНП. Учитывая сложную российскую экологическую и экономическую обстановку и недостаток средств на финансирование природоохранных мер, обмены ДНП могут стать уникальным и эффективным инструментом, позволяющим получить значительные средства в защиту природы, одновременно уменьшая бремя внешнего долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Международный кредит традиционно  играл роль фактора, который главным  образом обслуживал внешнеторговые связи между отдельными странами. Во второй половине нашего столетия положение стало все более меняться, и к настоящему времени фактически уже сформировался международный рыночный механизм кредита, который опосредует не только сферу международной торговли товарами и услугами, но и процессы реальных инвестиций, регулирование платежных балансов, обслуживание внешнего долга стран-дебиторов.

Говоря о международном кредите  невозможно умолчать о том, какое  значение в настоящее время он имеет для развития экономики  нашей страны. С одной стороны позволяет "залатать дыры" в бюджете страны, а с другой ведет к все возрастающей экономической зависимости от иностранных инвестиций и займов. Тяжелое экономическое положение РФ определяет сложности с погашением внешних долговых обязательств. В нашей стране необходимо активно развивать новые формы национального (внутреннего) кредитования. Наряду с развитием банковских форм кредита необходимо уделять особое внимание внебанковским формам, а также формам, способным привлечь сбережения и накопления населения и частных компаний в российские банки, а, следовательно, в российскую экономику.

Таким образом, решение проблемы платежей по внешнему долгу во многом зависит  от восстановления доверия к национальной денежной единице и создания условий для внутреннего инвестирования. И если экономическая и денежная стабилизация будет проходить активно, то и сложности с выплатой внешних долгов будут преодолены. Но, более чем в кредитах, Россия нуждается в инвестициях, поскольку именно инвестиции создают экономическую активность и реальное богатство.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что кредитная система играет не последнюю роль в экономическом развитии каждой страны и мирового воспроизводства в целом, обеспечивая его непрерывность, повышая эффективность капиталовложений и способствуя научно-техническому прогрессу. Грамотная кредитная политика государства дает возможность всем экономическим субъектам этого государства экономического процветания.

Итак, международный кредит играет важную роль в развитии международной  торговли. В то же время, несмотря на позитивные стороны применения кредитов, нельзя не упомянуть и о его негативной роли для государства.

Позитивная роль международного кредита  заключается в стимулировании внешнеэкономической деятельности страны, создании благоприятного климата для зарубежных частных инвестиций, обеспечении бесперебойности международных расчетных и валютных операций, обслуживающих внешнеэкономические связи страны.

Негативная роль международного кредита  в развитии рыночной экономики заключается в обострении её противоречий. Международный кредит форсирует перепроизводство товаров, перераспределяя ссудный капитал между странами, усиливает диспропорции общественного воспроизводства, облегчая развитие наиболее прибыльных отраслей и задерживая развитие отраслей, в которые иностранный капитал не привлекается. По каналам мирового рынка ссудных капиталов происходит перемещение денег, усиливающее неустойчивость денежного обращения и кредита, валютной системы, платежных балансов, национальной и мировой экономики в целом.

В целях укрепления позиций ведущих  стран банки, государства, международные  и региональные кредитные и финансовые организации периодически проводят политику кредитной дискриминации и кредитной блокады по отношению к определенным странам, которые проводят неугодную им политику. Кредитной дискриминацией называется установление худших условий получения, использования или погашения международного кредита в целях оказания– кредитные ограничения, повышение кредитных ставок, комиссионных и сборов и т. д. на них политического или экономического давления. Основные методы кредитной дискриминации

Еще более жесткой экономической  санкцией является кредитная блокада – отказ предоставлять кредиты той или иной стране. Чаще всего она проводится неофициально в виде отказа предоставить кредит по различным мотивам.

В заключение следует сказать, что  основой развития международного кредита  служит усиливающаяся интернационализация  производства и обмена, а также  появление новых форм мирохозяйственных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М., 1998.
  2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Россия на рубеже эпох. О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации.
  3. Федеративный договор. Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации». 31 марта № 251-ФЗ.
  4. Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ.
  5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1998 год» от 26 марта 1998 г. № 42-ФЗ.
  6. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1999 год» от 22 февраля 1999 г. № 36-ФЗ.
  7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Программы экономии государственных расходов» от 17 июня 1998 г. № 600.
  8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 316 "О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственных нерыночных займов".
  9. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 628 «Правила предоставления государственных гарантий РФ»
  10. Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 г. № 160 «Правила предоставления бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета бюджетных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов»
  11. Постановлением Правительства «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов» от 23 июня 2000 г. № 478
  12. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. — М.: Юрайт, 2001., с.-401
  13. Брайчева Т.В, Государственные финансы. Регулирование. Функции. Задачи. - СПб.: Питер, 2001г., с.-156
  14. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб пособ. для вузов / В,Ф. Фетисов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003г., с. 201
  15. Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США. – М., 2005г., с. 215
  16.   Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002г., с. 253
  17. Горбунова О. Н., Артемов Н. М., Жданов А. В. И др. Финансовое право: Учебник / Под ред. Проф. О. Н. Горбуновой. – М.: Юрист, 2001, с. 352
  18. Дадашев А. З., Черник А. Г. Финансовая система Российской Федерации: Учеб. Пособие. – М.: Инфра – М, 2003г., с. 115
  19. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для экон. спец. вузов. - М: Финансы и статистика, 2002., с. 256
  20. Международная финансовая система: Учебник для вузов / С. В. Котелкин, -М/. Экономисту 2004.с.223
  21. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.
  22. Основы теории государственных финансов: Учеб. пособие / С. В. Лаптев, В.Ф.Филина.-М.: Юристъ, 2001г., с. 321
  23. Поляк Г. Б. Финансовое обеспечение социальной сферы.- М.: Финансы и статистика, 2003г., с. 256
  24. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов / Н. Тренев. -М.: Финансы и статистика, 2003., с. 224
  25. Финансовый контроль : Учебник для вузов / В. М. Родионова, В.И. Шлейникова: Фин. Акад. при Правительстве РФ. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002., с. 245
  26. Финансы: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Г.Б. Поляк, Ю.Н. Константинова и др.; Под. ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2002.,с. 245
  27. Финансы: Учебник для вузов / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. - М.: Дашков и К, 2003., с. 267                                                          
  28. Финансы: Учебник/ Под ред. Засл. Деятеля науки РФ, проф. А.Г. Грязновой, проф. Е. В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2005г., с.352

Информация о работе Международный кредит как экономическая категория