Инфляционная активность и климат в РФ за 2013 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 19:42, реферат

Краткое описание

Логическим результатом действенности инвестиционного климата есть достижение определенных целей инвестирования. Вместе с тем активность разных территориальных институтов с целью формирования, по их мнению, более благоприятного инвестиционного климата не всегда адекватно сопровождается возрастанием инвестиционных потоков.
Результативность инвестиционного климата для конкретной территории проявляется в двух аспектах: экономическом и социальном. В экономическом - через возрастание макроэкономических показателей, прежде всего ВВП на душу населения и экспортных мощностей. Относительно социального: его проявлением есть снижение социальных рисков, возрастание заработной платы, а значит, и покупательной способности населения территории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Анализ современного состояния инвестиционного климата в России……5
2. Инфляционная активность и климат в РФ за 2013 год …………….………11
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

Климат РФ.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

И было бы неправильно объяснять его исключительно резким снижением сальдированного финансового результата экономики (почти на 22% за январь-май, см. таб. 1.), которое в соответствии с российской инвестиционной функцией могло вычесть, по нашим оценкам, 2,5-2,8 п.п., но никак не реальные 6,6-8,6% (с учетом и без учета инвестиционного «спурта» ЮФО).

 

Таблица 1. Рост инвестиций и его факторов в федеральных округах России, % г/г

Примечание: МСБ – малый и средний бизнес 
Источник: Росстат, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ

 

Дополнительным фактором снижения инвестиций, объясняющим необъясненное известными факторами снижение инвестиционной динамики, могло, на наш взгляд, послужить «незапланированное» замедление роста выпуска в этом году. Во всяком случае, об этом говорит рассмотрение нами пула данных по динамике инвестиционной активности не по федеральным округам как таковым, а по составляющим их субъектам Федерации.

Анализ этих данных позволяет, во-первых,  выделить среди регионов по десятке лидеров и аутсайдеров в динамике инвестиционной активности (см. таб. 2.), а во-вторых, отметить, что наибольшее значение положительного коэффициента корреляции для роста инвестиционной активности регионов наблюдается именно с динамикой роста промышленного производства в январе-июне этого года (хотя абсолютное значение корреляции совсем невелико – на уровне 0,25, то есть такое же, как и корреляции роста инвестиций и сальдированного финансового результата). Эти обстоятельства позволяют предполагать усиление негативного влияния на инвестиционную активность в России каких-то других факторов, а именно негативных ожиданий с точки зрения роста экономики и инвестиционного климата в целом.

Таблица 2. «Десятка» лидирующих и отстающих российских регионов с точки зрения роста инвестиций в основной капитал в 2013 г., в % г/г

Примечание: МСБ – малый и средний бизнес 
Источник: Росстат, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ

При этом резервы улучшения инвестиционного климата в России огромны. Это видно из гигантского разброса показателя роста иностранных инвестиций в региональном разрезе в первом квартале 2013 г., который у лидеров и аутсайдеров варьировал в пределах от падения  в 30 раз в Еврейской автономной области до роста в 6 и более раз в Астраханской области и республике Марий-Эл (см. таб. 2.). Этот рост, например, в Красноярском крае составил в первом квартале почти 50 раз, но от крайне низкой базы первого квартала прошлого года в 20 млн долл. Та же история – рост в 31 раз в Липецкой области от мизерной для перспективного промышленного региона базы в 27 млн долл. в первом квартале 2012 г.

 

Рисунок 1. Приток (gross) прямых иностранных инвестиций в странах БРИК в 1992-2012 гг., % ВВП

Источник: UNCTAD, IMF, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ

 

О неиспользуемых гигантских возможностях быстрого роста инвестиционной привлекательности регионов России говорят не только цифры статистики, но и анализ мирового опыта. Вышедший в июне этого года новый World Investment Report-2013, подготовленным UNCTAD по итогам 2012 г., заставляет обратить внимание на то, что Россия в прошлом году вновь испытала снижение притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) относительно ВВП до 2,5% ВВП, еще дальше уйдя от пика 2008 г. в 4,5% ВВП (см. рис. 1.) и близких к этому пику целей, заложенных в форсированный вариант правительственного долгосрочного прогноза до 2030 г.

При этом Россия по-прежнему держит пальму первенства среди стран БРИК по уровню оттока прямых иностранных инвестиций за рубеж относительно ВВП. В 2012 г. отток ПИИ из России был практически равен притоку – 2,5% ВВП, что значительно выше, чем например, в Китае, который инвестировал за рубеж в форме ПИИ лишь 1% своего ВВП. Прямые инвестиции российских компаний утекают из России более интенсивно, чем в других странах, в силу двух серьезных болезней экономики сырьевого типа, каковой является Россия.

Во-первых, это бремя накопленной за период роста нефтяных цен инфляции и связанная с этим относительная дороговизна российских товаров в валютном выражении (об этом мы в частности писали в Новом КГБ №49, указывая на лидерство России в росте реального эффективного курса рубля в 2000-е годы). В сфере инвестиций это проявляется в заметно более низкой, чем у 16 лидирующих стран-конкурентов доходности проектов, связанных с притоком ПИИ, что следует из соответствующего рейтинга стран, построенного авторами World Investment Report-2013 (см. рис. 2.). Например, «нефтяному» Казахстану Россия по этому показателю проигрывает в два раза (13% против 26%), а Нигерии – почти в три раза.

Во-вторых, это неразвитость инфраструктуры и общая отсталость формальных и неформальных институтов. Другие сырьевые и вообще развивающиеся страны очень часто борются с этой всепроникающей бедой (слабые и деформированные институты) созданием особых (специальных) экономических зон, где конструируется  благоприятная для производства, инвестиций и инноваций среда.

Рисунок 2. Доходность притекающих в страну ПИИ, ТОП-20 стран, 2011г., %

Источник: UNCTAD, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ на основе данных IMF по платёжному балансу стран

 

Такого рода обширные зоны (при всех их известных минусах) в условиях сегодняшней России выглядят чуть ли не единственным быстрым способом создать адекватные и для российских, и для иностранных инвесторов «правила и условия игры» (включая не столько налоговые льготы, сколько нормальные правовые, институциональные, финансовые и инфраструктурные механизмы) и заново запустить заглохший «мотор» экономического роста. Это тоже невыученный пока в России урок развития стран с искаженной разнообразными сырьевыми перекосами экономикой.

 

 

 

 

Заключение

 

Необходимость создания в России привлекательного инвестиционного климата уже давно ни у кого не вызывает сомнения. Основные атрибуты привлекательного инвестиционного климата также широко известны: благоприятный налоговый режим, развитое законодательство, условия для справедливой конкуренции, эффективная судебная система, минимальные административные барьеры и качественная инфраструктура для развития бизнеса. В последнее время, большое внимание справедливо уделяется вопросам культуры корпоративных отношений: взаимодействия акционеров, менеджмента, персонала и общества. Однако, создавая привлекательный инвестиционный климат, мы должны отчетливо представлять себе, что инвесторы - это довольно широкий круг субъектов рынка, имеющих различные цели, приоритеты, принципы принятия инвестиционных решений и отношение к рискам. Что нужно сделать для привлечения инвестиций? Не простой вопрос, так как растущий российский рынок кровно заинтересован в любых инвестициях, во всех их формах и проявлениях. Однако потенциальные инвесторы нуждаются в информационном поле. Инвесторы должны получить четкое представление об экономической стратегии государства и готовящихся изменениях в законодательной базе. Повышение инвестиционной привлекательности, укрепление доверия инвесторов к России - один из приоритетов деятельности правительства. В настоящий момент для обслуживания потенциальных инвесторов создан целый ряд информационных интернет - ресурсов.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

 

Список используемой литературы

 

  1. Федеральный закон от 25.02.1999г. № 39-ФЗ (ред. От 28.12.2013) «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  2. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. От 06.12.2011) «Об иностранных инвестициях в РФ».
  3. Постановление правительства РФ «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ» от 20.08.1997.
  4. HSBC: Инвестиционный климат потеплел // РБК QUOTE от 25.12.2012
  5. Шаринова Г. А. Инвестиционный климат России: современное состояние, проблемы и пути развития / Г. А. Шаринова, О. Э. Дембилов // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 503-505.
  6. Инвестиции: учебник / А. Ю. Андрианов, С. В. Валдайцев, П. В. Воробьев [и др.] 2 е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2011.С.584.
  7. http://www.knigafund.ru/ –  ЭБС «КнигоФонд»: Электронная библиотека
  8. http://www.grandars.ru/  – Энциклопедия Экономиста
  9. http://dic.academic.ru/ –  Академик.ру – Словари и энциклопедии
  10. http://www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики
  11. http://www.rbc.ru/ РБК
  12. http://www.consultant.ru/ КонсультантПЛЮС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Инфляционная активность и климат в РФ за 2013 год