Иностранные инвестиции и их роль в развитии современной экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование состояния иностранных инвестиций Республики Беларусь на современном этапе, выявление их роли в национальной экономике и обоснование особенностей государственной политики, направленной на совершенствование механизма привлечения иностранных инвестиций.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность и классификацию иностранных инвестиций; дать анализ современному состоянию иностранных инвестиций в Республике Беларусь, а также дать определение их роли в национальной экономике; раскрыть особенности механизма привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь; выявить возможные пути совершенствования государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ 5
1.1 Сущность иностранных инвестиций 5
1.2 Классификация иностранных инвестиций 10
2 ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14
2.1 Динамика и структура иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь 14
2.2 Влияние иностранных инвестиций на развитие современной экономики Республики Беларусь 17
3 ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
3.1 Особенности инвестиционного климата Республики Беларусь 21
3.2 Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь 25
3.3 Пути совершенствования государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в Республику Беларусь 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Bylina_V_V.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)
  • Малый и средний бизнес

Так как в республике стимулируется развитие малого и  среднего бизнеса, предпринимателям предоставляется право на уплату упрощенного налога.

Например, применять упрощенную систему налогообложения можно организациям с численностью работников за 10 месяцев в среднем не более 100 человек, индивидуальным предпринимателям с размером валовой выручки нарастающим итогом за год 12 млрд. бел. рублей.

  • Международная оценка

Республика Беларусь стала обладательницей 58-ого места по условиям ведения бизнеса из 185 стран в исследовании IFC и Всемирного банка "Doing Business-2013".

В "Doing Business-2012" Беларусь занимала 69-е место (или 60-е, в связи с пересмотром методологии авторами исследования). Таким образом Беларусь улучшила свой глобальный рейтинг.

Также отчет "Doing Business-2013" оценивает прогресс страны относительно себя самой в период в 2005-2012 годы. Беларусь является третьей из 185 стран по масштабам реформ за последние 8 лет.

Структура индикаторов  рейтинга сложилась из следующих  позиций по Беларуси: «Открытие бизнеса» 9-е место, «Уплата налогов» 129-е место, «Условия международной торговли» 151-е место, «Регистрация собственности» 3-е место, «Получение разрешений на строительство» 30-е место, «Кредитование» 104-е место, «Ликвидация компании» 56-е место, «Обеспечение исполнения контрактов» 13-е место, «Защита прав и интересов инвесторов» 82-е место, «Доступ к электроснабжению» 171-е место.

По сравнению с соседними  странами Беларусь привлекательно выглядит на фоне России (112-е место) и Украины (137-е место) [14].

В связи со всей вышеперечисленной  информацией, различными примерами  и официальными данными можно без сомнений утверждать, что Республика Беларусь предлагает инвесторам весьма благоприятные условия для осуществления инвестиционной деятельности.

3.2 Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь

 

Одной из важнейших составных частей экономической политики, проводимой государством в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня, является инвестиционная политика государства.

В настоящее время  Республика Беларусь предлагает инвесторам благоприятные правовые условия  для ведения бизнеса.

На международном уровне Республикой Беларусь подписаны  Конвенция о защите прав инвестора (28 марта 1997 г.), Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (24 декабря 1993 г.), а с 1992 года Республика Беларусь присоединилась к Конвенции “О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами” (18 марта 1965 г.) и Сеульской конвенции “Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантии инвестиций” (11 октября 1985 г.) и др.

Наличие двусторонней нормативной  основы между Республикой Беларусь и другими странами – это важная предпосылка для привлечения инвестиций. Страна является активной участницей заключения двусторонних и многосторонних соглашений.

В Республике  Беларусь действует около 60-ти двухсторонних соглашений о защите инвестиций. Также стоит отметить, что с более 60 странами Беларусь связана соглашениями об избежании двойного налогообложения, нормами которых предоставлены дополнительные гарантии прав и защиты инвестиций стран Евросоюза, СНГ, Азии, Латинской Америки и др.

Основа инвестиционной деятельности в Республике Беларусь на уровне национального законодательства – это Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. Его положения направлены на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов.

Государство гарантирует  инвестору:

• право собственности и иные вещные и имущественные права;

• равенство прав, а также равную недискриминационную защиту прав и законных интересов инвестора;

• стабильность прав по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению;

• право самостоятельного определения и осуществления всех действий по владению, пользованию и распоряжению объектами и результатами инвестиционной деятельности, в том числе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом) и свободно переводить полученный доход за границу;

• компенсацию рыночной стоимости инвестируемого имущества, а также возмещение других убытков, понесенных инвестором в результате проведения национализации или реквизиции, которая допускается только в исключительных случаях;

• возмещение убытков и вреда, причиненного инвестору действиями (или бездействиями) должностных лиц государственных органов.

Кроме обеспечения защиты прав инвесторов в Республике Беларусь создана система стимулов (преференциальные правовые условия) в целях привлечения иностранных инвестиций – свободные экономические зоны, ПВТ, специальный туристско-рекреационный парк "Августовский канал", Китайско-Белорусский индустриальный парк, сельская местность, малые города, малый и средний бизнесу.

Изменены и сделаны более привлекательными для иностранных инвесторов налоговые условия в сферах производства инновационной, высокотехнологичной продукции, реализации легковых автомобилей и автозапчастей собственного производства и др.

В целях увеличения притока иностранных инвестиций, особенно прямых иностранных инвестиций, в которых очень заинтересована Республика Беларусь, был создан и действует институт «инвестиционных агентов» (Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 413). Ими являются физические и юридические лица, располагающие необходимыми практическими навыками и опытом в реализации инвестиционных проектов, оказывающие содействие государству в поиске потенциальных иностранных инвесторов. 

В целях совершенствования  работы по привлечению иностранных  инвестиций, а также повышения эффективности приватизационных процессов в стране и обеспечения взаимодействия инвесторов с органами государственного управления путем преобразования РУП "Национальное инвестиционное агентство" было создано  ГУ "Национальное агентство инвестиций и приватизации" (Указ Президента Республики Беларусь от 25.05.2010 № 273 (ред. от 22.04.2011) "О создании государственного учреждения "Национальное агентство инвестиций и приватизации").

Данное агентство содействует привлечению прямых иностранных инвестиций (также при приватизации государственного имущества), участвует в реализации госполитики в сфере инвестиций и приватизации, мониторинге и сопровождении реализации инвестиционных проектов и приватизации госимущества, создает положительный инвестиционный имидж страны, предоставляет полный пакет услуг иностранным инвесторам.

В целях привлечения иностранных инвестиций можно отметить метод государственно-частного партнерства. Государство отводит немаловажную роль этому механизму, так как это эффективный механизм восполнения дефицита государственных средств. Такая форма взаимодействия государственных органов и бизнеса позволяет преодолеть экономические противоречия, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, и госбюджет не может обеспечить их финансирование в нужном объеме.

Объектами применения государственно-частного партнерства может быть транспорт и транспортная инфраструктура, энергоснабжение, объекты здравоохранения, образования, воспитания, культуры и социального обслуживания, системы коммунального хозяйства, объекты туризма, рекреации и спорта, месторождения полезных ископаемых и другие.

С 2009 года в стране успешно действует созданный институт «инвестиционных договоров с Республикой Беларусь» (Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»).

Инвестиционный договор  – это одна из возможных форм государственно-частного партнерства. При заключении договора инвестор (иностранный в том числе) получает дополнительные гарантии и преференции.

В целях совершенствования инвестиционного климата 6 июня 2011 года был подписан Декрет Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 № 4 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10». Данный декрет уточнил некоторые нормы и расширил перечень предоставляемых льгот при заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь. Далее в целях реализации вышеуказанного декрета было принято Постановление Совета Министров РБ от 06.08.2011 № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4».

Необходимо также сказать  о важности приватизации. Приватизация государственной собственности, сокращение доли государственного сектора – это ключевые предпосылки для прихода в страну инвесторов. При этом рационально используются ресурсы и производственный потенциал, финансовое положение организаций улучшается и повышается инвестиционная активность субъектов хозяйствования.

В связи с национальным законодательством инвестор может по-разному участвовать в приватизации. Инвестор может участвовать в процедуре преобразования предприятия в открытое акционерное общество и приобретать акции уже созданного акционерного общества.

С 1 января 2011 года вступил в силу закон «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества». Данный закон принят в целях создания условий для привлечения инвестиций.

В целом осуществляется переход к системной приватизации, основанной на прозрачных механизмах продажи государственной собственности, мониторинге работы реформированных предприятий и ответственности новых собственников по принятым на себя обязательствам.

Резиденты Республики Беларусь активно сотрудничают с международными организациями, создавая важные предпосылки для привлечения иностранных инвестиций. Ведется целенаправленная работа по включению Республики Беларусь в международные экономические процессы.

Государство значительно  продвинулось в вопросах сотрудничества с Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций. Данное агентство – это одно из автономных международных учреждений Группы организаций Всемирного банка. Основные задачи агентства: страхование политических рисков и предоставление гарантий возмещения ущерба от некоммерческих рисков в целях содействия осуществлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, поддержания экономического роста, сокращения масштабов бедности и улучшения условий жизни людей.

Между Правительством РБ и Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций 29 июля 2011 года были заключены соглашения о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и об использовании местной валюты, что станет заключительной процедурой для республики, которая позволит нашей стране стать полноправным членом данного агентства.

Распространение гарантийных обязательств Многостороннего агентства на государство «снимет барьеры» на пути крупных инвесторов, сделает акцент на формирование позитивного имиджа Республики Беларусь на международной арене.

В целях поиска новых  источников финансирования и увеличения притока иностранных инвестиций, а также формирования благоприятного имиджа РБ, государство сотрудничает с Международными финансовыми организациями. Например, в 2011 году в силу вступило ратифицированное Республикой Беларусь Рамочное соглашение между Республики Беларусь и Северным инвестиционным банком (СИБ), которое открывает новые возможности для Беларуси по получению финансирования в форме предоставления кредитов и банковских гарантий со стороны СИБ, а также совместного финансирования инвестиционных проектов с другими международными финансовыми организациями.

Для повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь была принята Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года (согласно совместному постановлению Национального банка и Совета Министров РБ 18.01.2012 № 51/2). Данная стратегия должна стимулировать приток прямых иностранных инвестиций в страну, расширять масштабы и повышать качества использования этих инвестиций. Предусмотрено привлечение прямых иностранных инвестиций в традиционные виды экономической деятельности, а также в фармацевтику, био- и нанотехнологии, информационные и коммуникационные технологии.

В связи со всем вышеуказанным  можно сделать вывод, что законодательная база для иностранного инвестора создана, но, тем не менее, необходимо добавить, что ведется постепенный процесс её совершенствования с учетом лучшего мирового опыта. Сегодня ведется разработка проекта Закона «Об инвестициях», положения которого направлены именно на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов.

Работа по формированию благоприятного инвестиционного климата и активизации  привлечения иностранных инвестиций в страну (в частности прямых) будет продолжена в направлении обеспечения выполнения органами госуправления Плана мероприятий по совершенствованию делового и инвестиционного климата в РБ, а также Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций до 2015 года [16].

3.3 Пути совершенствования государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в Республику  Беларусь

Регулирование инвестиционной деятельности и государственная  политика по привлечению иностранных  инвестиций в экономику Республики Беларусь – это непостоянные, изменчивые и, конечно, постепенно совершенствующиеся явления. Государственными органами непрерывно ведется работа по улучшению условий иностранного инвестирования в национальную экономику, так как именно иностранные инвестиции играют значительную роль в развитии экономики страны.

Постановлением Совета министров Республики Беларусь 18 февраля 2011г. № 216 утверждена Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы. Одним из разделов в данной программе является «Инвестиционная политика и привлечение прямых иностранных инвестиций».

Определена цель, задачи и механизмы реализации инвестиционной политики.

Целью является создание условий для ускоренного привлечения отечественных и иностранных инвестиций в ориентированные на экспорт и импортозамещающие производства.

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии современной экономики Республики Беларусь