Иностранные инвестиции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:54, реферат

Краткое описание

Цель работы – исследование иностранной инвестиционной деятельности в Российской Федерации.

Содержание

Введение................................................................................................................3
Иностранные инвестиции............................................................................4
Понятие и классификация иностранных инвестиций.................................4
Российский рынок иностранных инвестиций.............................................9
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику..........12
Инвестиционная привлекательность регионов России............................12
Значение привлечения иностранного капитала в экономику..................16
Заключение.........................................................................................................19
Список литературы.............................................................................................20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат для Лады.docx

— 46.17 Кб (Скачать файл)

Также в десятку основных инвесторов входят такие страны как  Франция, Виргинские острова, Швейцария, США, Казахстан, но их доля в общем  объеме инвестиций невелика [7,с. 35].

Безоговорочные лидеры 1990-х  гг. - Германия и США - также все  больше отходят на второй план. Доля американских инвесторов стабилизировалась  на уровне 3 % притока. Практически вдвое  выросла доля Франции (5,5 %). Относительно стабильными, но без претензий на лидерство остаются позиции Швейцарии  и оффшорных инвесторов с Виргинских островов (3,7 %).

Если суммировать показатели всех территорий, предоставляющих льготные условия инвесторам, то их доля в  притоке инвестиций в РФ ежегодно составляет почти треть и не снижается, а доля в накоплениях превышает 40 %. По сути, это капиталы российского  происхождения, возвращающиеся на родину под видом иностранных инвестиций, часто в форме долгосрочных кредитов. Главную роль среди оффшорных инвесторов сегодня играют представители Люксембурга и Кипра.

Плюсом капиталов из оффшоров можно считать лучшее знание их владельцами  ситуации в России и более оперативное  инвестирование ими средств в  экономику.

Минусом - то, что эти капиталы в меньшей степени сопровождаются внедрением современных технологий [7, с. 48].

В начале 2009 г. приток иностранных  инвестиций в российскую экономику  оставался слабым. Темпы снижения иностранных вложений в российскую экономику почти в два раза превысили аналогичный показатель сокращения объемов изъятого капитала. Иностранные инвестиции сконцентрированы в промышленности и сфере торговли, хотя последняя продолжает терять свою привлекательность. В промышленности иностранные инвесторы сохраняют интерес к обрабатывающим отраслям.

В первую пятерку стран - инвесторов в российскую экономику  по итогам 2009 г. вошли Нидерланды, Люксембург, Германия, Кипр и Великобритания, на которые пришлось 50,9 % поступивших  в РФ иностранных инвестиций (в 2008 г. на первую пятерку стран-инвесторов пришлось 71,3 %).

Таким образом, следует отметить положительную динамику прямых иностранных инвестиций. Однако с вложениями капитала в Россию складывается ситуация, когда иностранные инвестиции все более и более приобретают кредитную направленность. Вместе с тем обозначилось структурное размывание инвестиций, сглаживаются приоритеты в инвестиционной политике. Иностранные инвестиции во все большей мере сводятся к внешнему заимствованию (преимущественно российского происхождения), тогда как технико-технологическая составляющая прямых инвестиций, как основа прогресса, практически сводится к нулю. Значительную долю зарубежных капиталовложений осуществляют транснациональные корпорации (ТНК). Структура иностранных инвестиций, направленных в 2009 г. в промышленность отличается от аналогичной структуры совокупных иностранных вложений в российскую экономику более низким удельным весом прямых инвестиций. Прямые инвестиции в промышленность сократились по сравнению с 2008 г. в 2,1 раза, в то время как прочие инвестиции в промышленность практически остались на уровне предыдущего года (снижение оценивается в 1,8 %).

В первом полугодии 2010 года больше всего иностранных инвестиций было направлено в обрабатывающие производства – $10,9 млрд., в добычу полезных ископаемых – $6,7 млрд., в оптовую и розничную торговлю, а также ремонт транспортных средств, бытовой техники и предметов личного пользования – $4,6 млрд. В транспорт и связь иностранные инвесторы вложили $3,1 млрд., в операции с недвижимостью, включая аренду, – $2,6 млрд., в финансовую деятельность – $1,3 млрд. Лидером по инвестициям в январе-июне стала Германия, вложившая в Россию $5,8 млрд. Следом идут Нидерланды с $4,2 млрд., Кипр – $3,1 млрд., Великобритания – $2,4 млрд., Китай – $1,3 млрд., Люксембург – $1,2 млрд. [7, с.56].

 

 

 

2. Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику

    1.   Инвестиционная привлекательность регионов России

Россия, являясь страной  с большим ресурсным и интеллектуальным потенциалами, не входит в число  ведущих стран по инвестиционной привлекательности, хотя в последнее  время ощущается прогресс в доверии  по отношению к России со стороны  зарубежных и российских инвесторов. Это происходит из-за того, что в России существует множество рисков, которые являются препятствием для российских и зарубежных инвесторов. В то же время международный имидж России сильно влияет на возможности регионов по привлечению инвестиций. В нашей стране есть определенное число благополучных регионов, где риск инвесторов потерять свои вложенные средства сводится к минимуму, а ресурсный потенциал высок. Именно поэтому актуально стоит вопрос об оценке инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и каждого региона в отдельности.

Эффективная инвестиционная политика призвана создать благоприятный  инвестиционный климат не только для  государства, но и для частных  инвесторов. Без инвестиций невозможно повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной  продукции на внутреннем и мировом  рынках. Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься законодательная  и исполнительная власть не только на федеральном, но и на региональном уровне. Именно на региональных органах  управления лежит ответственность  за формирование благоприятного инвестиционного  климата на территории для привлечения  частных отечественных и зарубежных инвестиций.

Во все большем числе регионов местные администрации проводят активную работу по стимулированию и поддержке инвестиционной деятельности. Постепенно складывается группа регионов - лидеров в области формирования инвестиционной культуры и организации инвестиционного процесса [6, с.3-5].

 

Повышение роли регионов в  активизации инвестиций осуществляется по нескольким направлениям. К числу  основных относятся следующие направления:

1. Развитие регионального  инвестиционного законодательства. Выделяются в этом отношении  Республики Татарстан и Коми, Ярославская область.

2. Поддержка инвестиций  со стороны местных властей  путем предоставления льгот.

3. Формирование инвестиционной  открытости и привлекательности  регионов, их инвестиционного имиджа, в том числе посредством культурного  составления каталогов предприятий,  каталогов инвестиционных проектов  и т.п. Здесь также выделяются  Республики Татарстан, Коми, Ярославская  область.

4. Активная деятельность  по привлечению иностранных инвестиций. Характерно, что при еще малой  привлекательности страны в целом  для иностранных инвесторов, есть  регионы, в которых эта привлекательность  сопоставима со странами Европы. Сюда можно отнести к лидерам  в этом отношении Нижний Новгород  и Нижегородскую область, Оренбургскую  область, Республику Коми. Активно  и результативно ведется работа  по привлечению иностранных инвестиций  в Новгородской области. Следующими  идут регионы Центрального Черноземья  и Поволжья, где с государственной  поддержкой можно в короткие  сроки повысить инвестиционную  привлекательность для иностранного  капитала.

5. Формирование инвестиционной  инфраструктуры. Так, в пяти регионах  созданы залоговые фонды, деятельность  которых открывает возможность  предоставления государственных  гарантий со стороны субъектов федерации [6, с.3-5].

В Республике Коми действует  перестраховочная компания. Получают развитие бизнес-центры, совершенствуется система связи и т.д. Особое значение приобретает повышение уровня экономического обоснования инвестиционных проектов на основе стандартов, заложенных в современные общепринятые в мире методики, а также выбор критериев отбора этих проектов с учетом приоритетных задач развития регионов. Для повышения уровня проработанности программ важно вовлечение в эту деятельность банков. Перспективно также составление так называемого инвестиционного паспорта региона, содержащего информацию, необходимую для потенциальных инвесторов. Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного риска и инвестиционного потенциала.

Выделим характерные типы регионов:

1. Инвестиционный потенциал  умеренный, но риск минимальный.  Подобное характерно для Белгородской  области и Татарстана. Это структурно  сбалансированные регионы. В этой  группе оказались обе российские  столицы - они сулят инвесторам  огромные возможности при минимальном  риске. Москва и Санкт-Петербург очень сильно (в несколько раз) оторвались от остальных регионов, как по большинству видов риска, так и почти по всем видам потенциала (за исключением разве что ресурсно-сырьевого). Регионов с минимальным риском и низким потенциалом (типа Монако или Багам) в России нет вообще. Это свидетельствует о том, что регионы с незначительным потенциалом при существующей в России ситуации не в состоянии создать устойчивые низко-рисковые условия инвестирования.

2. Умеренный уровень инвестиционного  риска и потенциал ниже среднего. К этому типу относятся почти  половина субъектов Федерации  (точнее, сорок один). Попадание в  эту группу обусловлено двумя  основными причинами. С одной  стороны, это снижение некогда  более солидного потенциала кризисных  промышленных регионов - Владимирской, Ивановской, Тульской областей и  др. (такие регионы в основном  все еще сохраняют изрядный  инвестиционный потенциал). С другой  стороны, сюда относится часть  изначально экономически слабо  развитых регионов с достаточно  низким инвестиционным риском: Ненецкий  и Коми-Пермяцкий АО, Кабардино-Балкарская  Республика, регионы Северо - Запада.

3.Регионы с высоким  инвестиционным риском и значительным  потенциалом. Их оказалось всего  три: Красноярский край, Республика  Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО. Они  имеют высокие уровни риска  по всем без исключения составляющим. Соответственно инвестирование  сюда сопряжено со значительными  объективными трудностями (труднодоступность,  высокий уровень загрязнения  окружающей среды в местах  концентрации хозяйственной деятельности  и т. п.), а также с рядом  субъективных факторов (например, специализацией  на добывающих отраслях промышленности). Регионы, относящиеся к этому типу, представлены как преимущественно промышленно развитыми территориями (Нижегородская, Пермская, Самарская, Иркутская области и др.), так и наиболее крупными промышленно-аграрными (Краснодарский край, Волгоградская, Саратовская, Ростовская области). При условии существенного снижения экологической, социальной, криминальной и законодательной составляющих инвестиционного риска, к ним со временем вполне может присоединиться и Красноярский край.

Эти регионы обладают всеми  предпосылками для экономического роста и должны образовать «каркас» новой территориальной структуры  хозяйства страны. В приоритетном развитии этих субъектов РФ как раз  и должна заключаться региональная социально-экономическая и структурно-инвестиционная политика нового российского правительства. Ее успешная реализация позволит этим регионам выступить в роли «локомотивов»  экономики, а в перспективе, возможно, стать интеграторами активно  обсуждаемого сейчас процесса укрупнения субъектов Федерации.

4. Группа еще с более низким потенциалом представлена преимущественно автономиями и наиболее слабо развитыми республиками, а также отдельными территориально и экономически изолированными регионами Дальнего Востока (Сахалинская и Камчатская области).

5. Очень высокий риск при низком потенциале. Неблагоприятная этнополитическая ситуация, сложившаяся в Чечне, Дагестане и Ингушетии, делает эти районы пока малопривлекательными для инвесторов [6, с.3-5].

Таким образом, наибольшим инвестиционным потенциалом обладают Москва и Санкт-Петербург, а также регионы, обладающие мощным ресурсно-сырьевым потенциалом, то есть большинство регионов-доноров.

 

    1.  Значение привлечения иностранного капитала в экономику

Последствия привлечения  страной иностранных инвестиций нельзя оценить однозначно. Как любое  экономическое мероприятие иностранные  инвестиции приводят как положительным  результатам, так и к отрицательным. Преобладание положительных результатов над негативными последствиями притока иностранного капитала зависит от продуманности долгосрочной политики и эффективности мероприятий правительства по привлечению иностранных инвестиций. Приток иностранных инвестиций в российскую экономику в какой-то мере восполняет недостаток внутренних капиталовложений [4, с.26].

Выпуск продукции на предприятиях с иностранными инвестициями увеличивается. Основная часть этой продукции реализуется  на внутреннем рынке, что заметно  наполняет его видами товаров  и услуг.

Уплачиваемые такими предприятиями  налоги, становятся дополнительным источником дохода российского бюджета.

Почти все страны мира соперничают  между собой за привлечение иностранного капитала. Прямые иностранные инвестиции превратились в мощный фактор конкурентоспособности  и экономического роста. Иностранные  инвестиции имеют большое значение для вывозящей страны. ТНК, которые  являются крупнейшими экспортерами капитала, преследуют две основные цели:

- добиться конкурентных  преимуществ за счет выгодного  использования производственных  факторов и снижения издержек  производства в принимающей стране; используя дешевую рабочую силу и местное сырье корпорации добиваются более высокой прибыльности производства, увеличения отдачи на капитал для держателей акций своей страны и максимизации акционерного капитала;

- ТНК инвестируют свой  капитал с целью завоевания  местных рынков сбыта для своих товаров, работ, услуг [12, с.30].

Для принимающего государства  использование прямых иностранных  капиталовложений позволяет:

- оживить экономику;

- получить доступы к  передовым технологиям и методам  управления;

- стимулировать развитие  собственных производительных сил  общества;

- увеличить объем внешней  торговли и получить новые  рынки сбыта;

- активизировать экспортный  потенциал страны;

- подготовить кадры специалистов, управленцев, предпринимателей, владеющих  современными технологиями управления  и организации производства;

- противодействовать увеличению  внешнего долга государства, генерируя  средства для его погашения.

Информация о работе Иностранные инвестиции в России