Инвестиционный климат России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 10:16, реферат

Краткое описание

Россия – самая большая многомиллионная страна с огромным множеством разнообразнейших предприятий. Однако, инвесторы находятся далеко не в лучшем положении. По сравнению со многими другими странами, большими и маленькими, инвестиционный климат в стране является не слишком благоприятным. По многим параметрам рейтинг России в инвестировании хуже, чем у других стран СНГ, таких, как Казахстан.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Экономическая сущность иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции: сущность, содержание и классификация………………………..……………………………...4
Объем и структура иностранных инвестиций в экономику России………………………………………………………………...9
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.
Состояние иностранной инвестиционной деятельности в России…………………………………………………………….....10
Инвестиционный климат России…………………………...13

Заключение……………………………………………………………………...18
Список литературы………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Реферат.docx

— 54.13 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                

                                                                                                                     График 2.

 

    Увеличение объема внешних заимствований российских компаний сыграло ключевую роль в притоке инвестиций в РФ в прошлом году. Доля прямых инвестиций, отражающая интерес инвесторов к вложениям в реальный сектор экономики сократилась и составила 38,7% против 40,7% годом ранее, доля портфельных, отражающая вложения на финансовых рынках РФ также снизилась, несмотря на общий рост рынка, до 3% против 3,8% в прошлом году. Вероятно, нестабильность ситуации в мировой экономике, высокая волатильность в экономических показателях и динамике финансовых рынков отразилась на статистике инвестиций в РФ.

    Прямые  инвестиции (как в свободно конвертируемой, так и в национальной валюте), обеспечивающие иностранным инвесторам право на управление предприятием, представляют собой преимущественно  взносы в уставные фонды совместных предприятий и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий.

    Накопленный объем иностранных инвестиций в  экономике России к концу прошлого года составил $300,1 млрд., увеличившись по сравнению с результатам за 2009 год на 11,9%. Накопленный объем инвестиций из России на конец 2010 года составил $82 млрд. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил $90,9 млрд., или на 19,3% больше, чем в 2009 году. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 58,3% против 55,5%,на конец 2009 года. По данным на 31 декабря 2010 года, по объёму накопленных иностранных инвестиций Россия находится на 17-м месте в мире.

    Основные  страны - инвесторы в 2010 г. - Кипр, Нидерланды, Люксембург, Китай, Германия, Великобритания, Ирландия, Франция, Япония, Виргинские (Британские) острова (график 3). На долю этих стран приходилось 84,4% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, говорится в сообщении Росстата. В свою очередь, из России за рубеж в прошлом году было направлено $96,2 млрд. иностранных инвестиций, что на 16,1% больше, чем в 2009 году. 

    График 3.

    Изменение объема поступивших  иностранных инвестиций  
в экономику России по основным странам-инвесторам
 

      2.2. Инвестиционный климат  России 

      Готовность  инвесторов к вложению капиталов  в том или ином государстве  зависит от  существующего в  нем  инвестиционного климата, представляющего совокупность политических, социально-экономических, финансовых, организационно-правовых  и географических факторов, привлекающих или отталкивающих инвесторов.

      Инвестиционный  климат России отличается  рядом  традиционно  привлекательных сторон:

  •   богатые природные ресурсы;
  •   мощный, хотя часто технически устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат;
  •   высокий научно-технический потенциал;
  •   наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы.

      Эти положительные факторы нередко  перевешиваются  рядом отрицательным  моментов, несмотря уже на некоторый  положительный опыт  иностранных  инвестиций в экономику России.

        Инвестиционный климат в России  является сложным. Своеобразный  парадокс инвестиционного процесса  в нашей стране, состоит в том,  что если во многих странах   мира приросты иностранных инвестиций  обычно следует за отечественными, то  у нас  наоборот. Кроме  того, отмечается резкое снижение  отечественных  инвестиций, при  увеличении иностранных.     

        Правовая, экономическая, политическая  нестабильность,  жесткая и непредсказуемая  налоговая   система, отсутствие  законодательной базы, регулирующей  отношения между регионами и  центром, недостаточная  разработанность  механизмов страхования иностранных  инвестиций, вынуждают иностранных  партнеров, зачастую, ограничиваться  простыми поставками товаров  вместо развития их производства  в стране.

      Именно  это объясняет тот факт, что  западные инвесторы предпочитают вкладывать капиталы не в Россию, а в Китай  и другие страны.

        Опросы американских и российских  бизнесменов, проводимые Американской  торговой палатой в России  позволяют выделить следующие   наиболее типичные  причины, тормозящие  приток иностранных инвестиций: 

  •  несовершенство  действующей налоговой системы;
  • проблемы таможенного регулирования;
  • преступность и коррупция;
  • недостаточный доступ  к финансовым ресурсам;
  • нехватка квалифицированных кадров;
  • недостаток современной связи;
  • несовершенная социальная инфраструктура;
  • консульские и визовые проблемы.
 

      Из  мировой практики известно, что к  числу главных  факторов для создания благоприятного инвестиционного климата  является правовая обстановка.

      В настоящее время приняты основные законодательные акты, регулирующие отечественные инвестиции. Хуже обстоит  дело с законодательным обеспечением иностранных инвестиций, хотя и здесь  на основе не только законов, но и президентских, правительственных и ведомственных  нормативных актов удалось решить ряд проблем, существенно тормозивших  приток иностранного капитала. Примером может служить решение проблемы вывоза за границу соответствующей  части прибыли, дивидендов, процентов, принадлежащих иностранным собственникам.

      Существенным  недостатком российского закона об иностранных инвестициях оказывается  отсутствие каких-либо гарантий от изменения законодательства. Это и порождает у инвесторов опасения, что назавтра придется действовать по непредсказуемым правилам, значительно худшим в сравнении с тем временем, когда заключался договор об инвестиционном сотрудничестве. В отличие от законов некоторых других республик, в российском законе ничего не говорится о возмещении морального ущерба иностранным инвесторам, если необходимость в возмещении такого рода ущерба возникает. В российском законе нет специальной главы, из которой было бы предельно ясно, какими льготами (налоговыми, таможенными и прочими) могут и имеют право пользоваться иностранные инвесторы.

        Закон об иностранных инвестициях может действовать только в пакете с другими законами, прежде всего о частной собственности на землю, о приватизации, банкротстве, валютном регулировании, налогообложении. Вместе они должны формировать единую государственную инвестиционную политику. Эти проблемы не являются специфическими для российской экономики, но, тем не менее, создают препятствия для иностранных предпринимателей.

      Много нареканий у иностранных инвесторов вызывает налоговая система, которая по их мнению, является одной из основных причин, сдерживающих приток иностранных инвестиций в Россию.

      Невыигрышность  российского законодательства в  этой части усугубляется практикой  последних лет. С 1987 года, когда было законодательно разрешено совместное предпринимательство после десятилетий  полного запрета и осуждения, и до последнего времени налоговый  режим для совместных и иностранных  предприятий часто менялся, причем эти изменения, как правило, не улучшали налоговый режим для инвесторов. В 1994 г. были предприняты некоторые  меры по ослаблению налогового бремени  для предприятий с иностранными инвестициями. Освобождается о налогообложения прибыль, направляемая на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения. С 1 января 1994 г. данная льгота расширена. Налогом на прибыль также не облагаются средства, направленные на финансирование в порядке долевого участия указанных капитальных вложений, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Кроме того, органы государственной власти, национально-государственных и административно-территориальных образований помимо указанных льгот могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах суммы налоговых платежей, направляемых в бюджеты.

        Был Принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от 17 марта 1997 г. №54 – ФЗ, которым установлено, что товары (за исключением подакцизных), предназначенные для включения в состав основных производственных фондов, ввозимые иностранным инвестором в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций (предприятий) с иностранными инвестициями, освобождаются от уплаты НДС.

      Инвестиционный  климат в значительной мере зависит  от таможенного режима.

      Правительством  России был принят Федеральный закон  «О внесении изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 5 февраля 1997 г. № 25 – ФЗ, который установил, что от уплаты таможенной пошлины освобождается оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

      Вышеуказанные товары, которые были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации  по контрактам, заключенным до 15 марта 1995 г., в счет кредитов, предоставленных  иностранными государствами и международными финансовыми организациями в  соответствии с международными договорами Российской Федерации, не предусматривающими освобождение от таможенной пошлины  поставляемых товаров, либо под гарантии Правительства, но не выпущены в свободное  обращение до вступления в силу этого  Федерального закона, подлежат условному выпуску с отсрочкой уплаты таможенной пошлины на 5 лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона.

      Но  на практике, нередко Государственный  таможенный комитет очень оригинально  истолковывает нормативные акты. Правительство приняло решение  освободить  от таможенных платежей  имущество, вносимое инвестором в уставной капитал. Таможенники решили, что  это может быть лишь демонтируемое  оборудование.

      Между тем, сближение правовой основы инвестиционной деятельности в России и в зарубежных странах относится к числу  основных направлений совершенствования  отечественного законодательства и  формирования благоприятного климата  для зарубежных инвестиций.

      Важным  направлением улучшения юридической  основы привлечения иностранных  инвестиций является также подключение  России к международной системе  правового обеспечения в области  инвестиционной деятельности.

      Как можно видеть, у России есть необходимость  и возможности улучшения своего законодательства. В условиях ужесточения  «инвестиционной конкуренции» в  мире правовая скованность угрожает инвестиционной привлекательности, а  в конечном счете – экономической  безопасности любой страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

      Анализ  динамики и структуры инвестиций пока не дает оснований для вывода о том, что иностранный капитал  уверенно пошел в Россию.

      Можно сказать, что основной проблемой, препятствующей активному привлечению иностранных инвестиций в экономику России, является отсутствие на практике четкой и эффективной государственной инвестиционной политики.

      Главная практическая ценность разработанной комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России состоит в конкретном плане мероприятий по правовому обеспечению эффективного инвестиционного процесса от основополагающих законодательных актов до инструкций и методических рекомендаций.

Информация о работе Инвестиционный климат России