Инвестиционное законодательство РФ: основные положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 18:00, реферат

Краткое описание

Государственное финансирование проектов может осуществляться на безвозвратной и возвратной основе, а также основе смешанного инвестирования, включая такие формы, как: финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов; централизованное финансирование (частичное или полное) федеральных инвестиционных программ.
На возвратной основе средства выделяются Министерством финансов РФ в пределах кредитов, выдаваемых Центральным Банком РФ в установленном действующим законодательством порядке. Общий срок пользования выделенными средствами устанавливается в договорах с учетом продолжительности строительства объектов и сроков выхода введенных в действие производств на проектную мощность.

Содержание

1. Инвестиционное законодательство РФ: основные положения……………...3
2. Заемные источники финансирования капитальных вложений……………...6
3. Определение внутренней нормы прибыли – как метода оценки инвестиционного проекта. (IRR)…………………………………………………9
4. Задача…………………………………………………………………………..11
5. Список литературы………………………………………………………...….12

Вложенные файлы: 1 файл

9004-investitsii.docx

— 34.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Инвестиционное законодательство РФ: основные положения……………...3

2. Заемные источники финансирования капитальных вложений……………...6

3. Определение внутренней нормы прибыли – как метода оценки инвестиционного проекта. (IRR)…………………………………………………9

4. Задача…………………………………………………………………………..11

5. Список литературы………………………………………………………...….12

6. Тест…………………………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Инвестиционное законодательство РФ: основные положения

 

На сегодняшний основу инвестиционного законодательства нашей страны составляет Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 28.12.2013) [3] (далее Федеральный закон № 39-ФЗ). Данный закон утверждает основные понятия инвестиционной деятельности такие как: инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционный проект, срок окупаемости инвестиционного проекта и пр. (ст. 1), объекты капитальных вложений (ст. 2), субъекты инвестиционной деятельности (ст. 3).

Также Федеральный закон № 39-ФЗ устанавливает формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (ст. 11). Отдельная глава Федерального закона № 39-ФЗ посвящена регулированию инвестиционной деятельности, осуществляемой органами местного самоуправления.

Как и многие законодательные акты РФ, разработанные в переходный период, Федеральный закон об инвестиционной деятельности, содержит, по мнению аналитиков, ряд пробелов. Так, В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Инвестиционной деятельностью в соответствии с той же статьей является вложение средств и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Основным недостатком приведенных определений является то, что они не содержат четких критериев инвестиций и позволяют, таким образом, считать инвестором любое лицо, которое направляет имеющие определенную стоимость («денежную оценку») средства на достижение «полезного эффекта». Иными словами, в качестве такового лица может рассматриваться любой предприниматель или даже субъект, не преследующий цели извлечения прибыли, на что обращается внимание в литературе. Неопределенность юридической терминологии не идет на пользу практике применения законодательства, поскольку вынуждает при принятии нового правового акта создавать специально для его целей самостоятельное понятие инвестиций или эквивалентное ему по смыслу [11, с. 34].

Федеральный закон № 39-ФЗ дополняют ряд нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность в отдельных отраслях экономики нашей страны. Например, Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (ст. 28. «Инвестиционная деятельность в области почтовой связи»), Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (глава 5. Ст. 29. «Инвестиционная политика государства в электроэнергетике»).

Другим важным нормативным актом, регулирующим инвестиционную деятельность на территории РФ, является Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" [4]. Данный Федеральный закон содержит основные положения, касающиеся ведения инвестиционной деятельности иностранными компаниями в России. Федеральный закон № 160-ФЗ впервые в России выделяет особый вид иностранных инвестиций — прямая иностранная инвестиция.

Отдельного законодательного регулирования требует инвестиционная деятельность на рынке ценных бумаг в силу своей специфики. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [1] содержит базовые положения, на которых основано ведение инвестиционной деятельности в данной сфере.

В 2001 году был принят еще один нормативный акт, касающийся инвестиционной деятельности на территории РФ, -  Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» [5]. Этот закон вводит понятие инвестиционного фонда и акционерного инвестиционного фонда. В дополнение к данному Федеральному закону было издано Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 г. № 253 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности инвестиционных фондов».

Кроме того, существует и региональное законодательство, направленное на регулирование инвестиционной деятельности в отдельных субъектах РФ. Например, Закона Республики Башкортостан от 13 ноября 1991 года № ВС-9/72 «Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан» и другие аналогичные законы субъектов РФ (республик, краев, областей).

Сегодня присутствует определенная проблема согласованности понятийного состава всей совокупности инвестиционного законодательства РФ. Например, инвестиции в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности» определяются как объекты гражданских прав, вкладываемые в процессе инвестиционной деятельности в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности для получения прибыли или достижения иного положительного эффекта. Инвестиционная деятельность определена как вложение инвестиций и совокупность действий по реализации инвестиций.

В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях» инвестиции определяются как само вложение объектов гражданских прав, принадлежащих иностранным инвесторам, не изъятых и не ограниченных в обороте в Российской Федерации, в объекты предпринимательской деятельности. Понятие инвестиционной деятельности не определяется, поскольку сама инвестиция определена как деятельность [11, с. 67].

 

 

 

 

2. Заемные источники  финансирования капитальных вложений

 

К заемным средствам финансирования капитальных вложений относятся:

  1. бюджетные кредиты (бюджетное финансирование), предоставляемые на возвратной и возмездной основе;
  2. кредиты коммерческих банков;
  3. банковские кредиты различных финансовых, пенсионных фондов и других институциональных инвесторов.

1. Государственное финансирование проектов может осуществляться на безвозвратной и возвратной основе, а также основе смешанного инвестирования, включая такие формы, как: финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов; централизованное финансирование (частичное или полное) федеральных инвестиционных программ.

На возвратной основе средства выделяются Министерством финансов РФ в пределах кредитов, выдаваемых Центральным Банком РФ в установленном действующим законодательством порядке. Общий срок пользования выделенными средствами устанавливается в договорах с учетом продолжительности строительства объектов и сроков выхода введенных в действие производств на проектную мощность.

Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются заемщикам (застройщикам) под залог зданий, сооружений, оборудования, объектов незавершенного строительства, материальных ценностей и другого имущества с оформлением соответствующих документов, предусмотренных залоговым законодательством РФ.

На безвозвратной основе государственное финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд, при отсутствии других источников или в порядке государственной поддержки строительства приоритетных объектов производственного назначения при максимальном привлечении собственных, заемных и других средств.

На основе смешанного инвестирования могут осуществляться финансирование и кредитование строительства за счет средств федерального бюджета, собственных средств организаций, предприятий и других юридических лиц с соблюдением пропорций расходования бюджетных ассигнований и собственных средств в течение всего периода строительства объектов [7, с. 243-244].

Надо особо подчеркнуть, что принципиально новой инвестиционной политикой государства является переход от распределения весьма ограниченных бюджетных средств на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе. Это положение касается и частных инвесторов, которым государство может оказать поддержку, если по результатам конкурса их инвестиционный проект признан лучшим. Для реализации данного положения при Министерстве экономики РФ создана специальная Комиссия по инвестиционным конкурсам, организованы рабочая группа и экспертный совет для отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов [8, с. 195].

2. Коммерческие банки являются основными кредиторами инвесторов при осуществлении ими капитальных вложений, при реализации различных инвестиционных проектов. Коммерческий банк предоставляет инвестору на определенный срок заем - соответствующую денежную сумму с условием возврата долга в срок и выплаты процентов за пользование кредитом. Большинство банков пользуются централизованными кредитными средствами, выделяемыми им Центральным банком Российской Федерации (Банком России), который устанавливает свою ставку годового процента за пользование ими. Коммерческие банки предоставляют кредиты инвесторам по ставке, равной сумме ставки рефинансирования Банка России и банковской маржи (процента банка за кредитное обслуживание). Ставка Банка России и банковская маржа, помимо годового дохода на выдаваемый денежный капитал, включают в себя и инфляционный компонент, учитывающий возможное обесценение денег в период пользования ими [7, с. 247].

3. В качестве альтернативного источника кредитования инвестиционных проектов широкое распространение в России получил лизинг. Лизинг — способ финансирования инвестиционных проектов, при котором арендодатель (лизингодатель) по договору финансовой аренды (лизинга) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во взаимное пользование [2]. Основным преимуществом использования лизинга является то, что имущество, передаваемое в лизинг, в течение всего действия договора является собственностью лизингодателя. Условия поставки лизингового имущества на баланс лизингополучателя определяются условиями договора. Использование лизинга позволяет организациям, не прибегая к привлечению кредитов, использовать в производстве новое технологическое оборудование и технологии, в том числе ноу-хау. При этом приобретаемое оборудование в рассрочку позволяет снизить себестоимость продукции (услуг), налогооблагаемую базу и налоговые платежи. В России наибольшее распространение получил финансовый лизинг, по истечении срока которого имущество переходит в собственность лизингополучателя. Механизм отношений между договоряющимися сторонами финансового лизинга может иметь различные условия, которые определяются целью минимизации потока платежей по обслуживанию сделки. При этом каждая из сторон стремиться извлечь от сделки свою выгоду [7, с. 346].

Еще одним перспективным заемным источником финансирования капитальных вложений, который в России стал использоваться сравнительно недавно является проектное финансирование. В мировой практике чаще всего под проектным финансированием подразумевают такой тип его организации, когда доходы, полученные в результате реализации проекта, являются единственным источником погашения долговых обязательств. В России этот метод начал применяться после выхода в свет Закона о соглашении о разделе продукции (1995 г.). Реализация этого Закона заложила основы применения проектного финансирования.

Проектное финансирование в отличие от традиционного кредитования позволяет:

    • более достоверно оценить платежеспособность и надежность заемщика;
    • рассмотреть инвестиционный проект с позиций эффективности, реализуемости и возможных рисков;
    • шире использовать возможности банков, которые могут выступать в качестве кредиторов, гарантов, консультантов, инвестиционных брокеров, институциональных инвесторов, лизинговых компаний [11, с. 106].

 

3. Определение  внутренней нормы прибыли –  как метода оценки инвестиционного  проекта. (IRR).

 

При использовании метода расчета внутренней нормы прибыли (IRR, Internal Rate of Return), некоторые авторы называют этот показатель внутренней нормой рентабельности (или доходности) все поступления и затраты по проекту приводятся к настоящей стоимости по ставке дисконтирования, полученной не на основе задаваемой извне средней стоимости капитала, а на основе внутренней ставки рентабельности самого проекта, которая определяется как ставка доходности, при которой настоящая стоимость поступлений равна настоящей стоимости затрат. То есть чистая настоящая стоимость проекта равна нулю (1.3). Полученная таким образом чистая настоящая стоимость проекта сопоставляется с чистой настоящей стоимостью затрат. Одобряются проекты с внутренней нормой рентабельности, превышающей среднюю стоимость капитала (принимаемую за минимально допустимый уровень доходности) [7, с. 412].

IRR=i, при котором NPV= f(i)=0                        (1.3)

Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которой делает проект убыточным.

На практике любое предприятие финансирует свою деятельность из различных источников. В качестве платы за пользование авансированными в деятельность предприятия финансовыми ресурсами оно уплачивает проценты, дивиденды, вознаграждения и т. п., т. е. несет некоторые обоснованные расходы на поддержание своего экономического потенциала. Показатель, характеризующий относительный уровень этих доходов, можно назвать ценой авансированного капитала (capital cost - СС). Этот показатель отражает сложившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал, его рентабельность и рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной.

Информация о работе Инвестиционное законодательство РФ: основные положения