Государственная инвестиционная политика нефтяного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка комплексной инвестиционной программы для предприятий нефтяного комплекса России, направленной на развитие и повышение эффективности отечественного производства.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Поставить, обосновать и решить народнохозяйственную задачу по формированию инвестиционной политики в нефтяном комплексе РФ.
2. Определить основные направления совершенствования организации инвестиционной деятельности в нефтедобывающих компаниях.
3. Выработать предложения по созданию комплекса мер для эффективной работы предприятий нефтяного комплекса РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА В РФ……………………………..5
1.1. Основные теоретические положения инвестиционной политики………..5
1.2. Стратегические и институциональные направления государственной инвестиционной политики РФ…………………………………………………..8
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА РФ…………………………………………………………………………………16
2.1. Дефицит инвестиций нефтяного комплекса………………………………16
2.2. Трудности преодоления дефицита инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата……………………………………19
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА РФ………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

инвестиции.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

первый выбор – путем быстрейшего принятия к действию во всех звеньях государственной иерархии стратегии социально ориентированного научно-технологического прорыва в будущее, на пороге которого стоит весь мир и к которому активно готовятся высокоразвитые страны мира, активно осуществлять прогрессивные рыночные реформы;

второй выбор – продолжить стратегию сырьевой ориентации экономики, загнавшей страну в тупик и грозящей развалом федеративного государства, и на этом закончить ошибочные нерыночные реформы.

Инвестиционная политика в перспективе должна обеспечивать простое и расширенное воспроизводство социально ориентированной рыночной экономики на базе новейших технологических укладов.

Реализацию инвестиционной политики и ее стратегию целесообразно обеспечить надежной институциональной системой, в первую очередь, на основе стабильности и неотвратимости действия экономического и законодательно-правового механизма, а также путем постоянного повышения качества и совершенствования мобильности организационных систем управления.

Реализацию инвестиционной политики возможно обеспечивать с помощью стабильной институциональной системы на основе государственного протекционизма избранной стратегии путем реструктуризации бюджета и реорганизации финансово-кредитной системы на рыночных принципах [4, c. 241].

В бюджете необходимо выделить три приоритетных раздела:

• раздел социального развития:

• раздел экономического развития;

• раздел программ научно-технического и социально-экономического развития.

В бюджете социального развития наряду с финансированием социальной поддержки населения, пенсионными выплатами, инвестированием жилищного строительства и другими приоритетными социальными направлениями, рекомендуется выделять отдельной строкой финансирование социального развития науки и образования, в целях приоритетного развития социальной инфраструктуры и жилищного строительства.

В бюджете экономического развития (на который следует расходовать не менее одной трети национального бюджета) целесообразно выделять два принципиальных направления финансирования:

• инновации по приоритетным стратегическим направлениям создания высокоэффективных технологий, машин и оборудования для народного хозяйства страны;

• финансирование перспективных научных разработок в науке и образовании, а также отдельной подстрокой выделить финансирование фундаментальных исследований РАН.

Принципиально новым качеством раздела инноваций в бюджете, должно стать возвратное инвестирование развития малых предприятий и венчурных фирм на основе представляемых ими инновационных программ, прошедших государственную экспертизу. На эти цели требуется выделение не менее половины бюджета экономического развития. Финансовые ресурсы, выделенные на эти цели целесообразно сосредотачивать в специальном Государственном инновационном фонде, имеющем региональные отделения (возможно использование сети Сбербанка РФ), рекомендуемого в качестве одного из новых инвестиционных структурных элементов институциональной системы.

Государственный инновационный фонд должен осуществлять организационно-экономические, экспертные и контрольные функции расходования бюджета инновационного развития и представлять Правительству России крупные инновационные проекты, требующие государственной поддержки, а также проводить работу по привлечению иностранных инвесторов.

Фонд имеет возможность осуществлять кредитование малых предприятий и венчурных фирм под проценты, утверждаемые в государственном бюджете (не выше ставки рефинансирования), не менее 15–20% инновационных программ и уникальных технологических разработок, избранных в процессе экспертиз, могут инвестироваться на безвозмездной договорной основе с предоставлением государству прав на совместное владение патентами и долевое участие в доходах в течение пяти лет. Государственный инновационный фонд мобилизует также финансовые ресурсы частных банков и иностранных инвесторов на долевой основе для реализации уникальных технологических разработок и совместных патентов.

Финансирование фундаментальных исследований и перспективных научных разработок возможно осуществлением по приоритетным направлениям развития науки в России, представляемых РАН на согласование Президенту и Правительству РФ, и по важнейшим научно-практическим проектам создания прорывных технологий и высокоэффективных машин и оборудования будущего (с опережением мировых аналогов на 20–30 лет), утверждаемых Правительством РФ по согласованию с РАН.

Программы научно-технического и социально-экономического развития могут разрабатываться Правительством РФ совместно с регионами на научно-практической основе и реализовываться и финансироваться под контролем Минэкономики РФ из федерального бюджета в соответствии с инвестиционной политикой. Целесообразно избежать множества программ, которых сейчас насчитывается свыше 300, но ни одна из них не финансируется в достаточном объеме и не дает никаких завершенных результатов.

По мнению ученых РАН целесообразно возродить опыт разработки Комплексной программы научно-технического и социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу с подробным обоснованием ближайших двух-трех лет, под руководством Российской академии наук совместно с администрацией субъектов Российской Федерации и с участием заинтересованных министерств и ведомств [6, c. 61].

Налоговая система. Для обеспечения реализации бюджета развития социально ориентированной рыночной экономики необходимым условием является существенное усовершенствование налоговой системы с принципиальным ее упрощением, при переносе налогового гнета с производства на потребление, в первую очередь на основе прогрессивного налогообложения доходов и недвижимости богатых слоев населения.

На реализацию продукции, работ и услуг целесообразно ввести один налог (так называемый налог на валовой доход – НВД по ставке 20%) и отменить налог на прибыль и другие косвенные налоги. Вместо налога на прибыль следует ввести рентное налогообложение сверхприбылей любой предпринимательской деятельности (при превышении предельной нормы прибыли на капитал), предусматривая освобождение от рентного налога на сверхприбыль все предприятия, направляющие полученную сверхприбыль на развитие производства и внедрение новых высокоэффективных технологий. Целесообразно консолидировать налоги в различные фонды, типа – в дорожный фонд, транспортный налог и другие, объединив их в виде налога на развитие рыночной инфраструктуры. В сфере производства высокоэффективной техники и технологий целесообразно создать систему налоговых льгот (сокращение ставки НВД до 10%), которые предприятия должны зарабатывать. Упор целесообразно сделать на увеличение налогов от эксплуатации ресурсного потенциала страны, городских земель, недвижимости, потребления ликероводочной продукции, табака и предметов роскоши Кроме того, в рыночных условиях поступления в бюджеты различных уровней должны обеспечиваться путем “зарабатывания” доходов и дивидендов на государственных и муниципальных предприятиях.

Все налоги, носящие социальную ориентацию, следует консолидировать по дальнейшему их использованию (налог в пенсионный фонд, медицинское обслуживание социальное страхование и др.) и взимать в виде единого социального налога. Налоги с населения целесообразно взимать не только со всех видов сверхдоходов и недвижимости с нарастающим прогрессом (выше прожиточного минимума на одного члена семьи), но также следовало бы ввести налог на расходы с прогрессивным повышением для богатых слоев населения, вводя льготы на платное обучение, медицинское обслуживание и т. п.

Совершенствование важнейшего институционального субъекта – финансово-кредитной системы и ее дальнейшую рациональную реорганизацию в рыночные организационно-экономические формы следует осуществлять в целях эффективного и бесперебойного и стабильного финансового обслуживания населения, финансирования материальных потоков производства и инвестиционных процессов.

Правительство и ЦБ России уже проводят в жизнь ряд экстренных мероприятий по расшивке неплатежей, взаимозачетам, защите банковских вкладов граждан и ряд других мер по финансовой стабилизации.

Вместе с тем, для продолжения цивилизованных рыночных реформ и обеспечения активной инвестиционной стратегии социально-экономического развития страны предстоит в экстренном порядке решить ряд важнейших финансово-экономических проблем среди которых можно выделить следующие:

1) проблема создания законодательно-правового  механизма защиты частных инвестиций  и государственной гарантированности  их возврата в условиях финансовой  нестабильности.

Переход на методы ресурсного налогообложения мог бы дать дополнительные поступления в бюджет порядка одной трети в год.

2) проблема формирования организационно-правовой  системы привлечения валютных  ресурсов населения;

3) проблема обеспечения государственных гарантий привлечения иностранных инвестиций и создания финансового механизма возврата валютных доходов;

4) проблема формирования рынка  ценных бумаг и акционерного  капитала;

5) проблема ипотечного кредитования  жилья и производственного развития;

6) проблема инвестирования производства и сферы социальных услуг на основе ограниченной денежной эмиссии.

 

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ НЕФТЯНОГО КОМПЛЕКСА РФ

2.1. Дефицит инвестиций нефтяного комплекса

Нефтяной комплекс России характеризуется все менее и менее благоприятными показателями своего развития. Одной из важнейших проблем по праву считается резкое ухудшение состояния сырьевой базы комплекса как в количественном (сокращение объема), так и в качественном (рост доли трудноизвлекаемых запасов) отношениях.

В настоящее время проблемы нефтяного комплекса носят, в основном, финансово-экономический и управленческий характер и могут быть сведены к следующим:

- финансовая дестабилизация на предприятиях нефтяного комплекса из-за обвального роста неплатежей со стороны потребителей жидкого топлива, ведущая к росту задолженности предприятий,бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

- дефицит инвестиций, особенно острый в условиях прогрессирующего старения и высокой изношенности основных фондов, приводящий к некомпенсируемому выбытию производственных мощностей и сокращающий возможности не только расширенного, но и простого воспроизводства, и неблагоприятный в целом инвестиционный климат, не создающий для потенциальных отечественных и иностранных инвесторов склонности к инвестициям;

- ухудшение процессов воспроизводства сырьевой базы комплекса, вызванное резким сокращением объемов геологоразведочных работ на фоне перехода крупнейших нефтедобывающих провинций и НК страны в целом на поздние стадии «естественной динамики», с одной стороны, и отсутствие экономических стимулов к наращиванию ресурсного потенциала разрабатываемых месторождений за счет продления периода их рентабельной эксплуатации и увеличения нефтеотдачи, с другой стороны;

- политика ценообразования на продукцию НК, приводящая к нарушению

оптимальных ценовых пропорций как между ценами на различные энергоресурсы, так и между ценами на углеводороды и другие товары;

- фискально-ориентированная налоговая политика на предприятиях НК, не

нацеленная на достижение максимального инвестиционного эффекта при разработке нефтяных месторождений, приводящая к уменьшению сроков разработки, величины рентабельно извлекаемых запасов, накопленных налоговых поступлений и других прямых и косвенных эффектов как для инвесторов (нефтяных компаний), так и для государства;

- недостаточно диверсифицированная институциональная структура НК и

низкая эффективность государственного регулирования комплексом,

оборачивающаяся в значительном числе случаев упущенной выгодой государства и инвесторов.

Большинство хозяйствующих субъектов российской экономики имеют недостаток оборотных средств. Из-за этого они вынуждены использовать прибыль и амортизационные отчисления на текущие нужды, подрывая тем самым свою стратегическую конкурентоспособность.

Внедрение инноваций в хозяйственную жизнь организации естественно требует вложения финансовых средств в их разработку и освоение. При этом установлена эмпирическая зависимость – чем большую прибыль от нововведения рассчитывает получить в будущем организация, тем к большим затратам она должна быть готова в настоящем.

Тем не менее, для организации проблема выбора объекта финансовых вложений не исчерпывается предельной суммой инвестиций. Исследования показали, что наибольшей эффективностью обладают вложения в инновации, где организация имеет возможность получать монопольную сверхприбыль.

Иными словами, наиболее выгодны инвестиции в инновации, развивающие отличительные способности организации.

Низкая доля иностранных заемных средств в общем объеме инвестиций свидетельствует о непривлекательности российского инвестиционного климата даже в таких традиционно и повсеместно пользующихся повышенным инвестиционным спросом отраслях, как нефтяная и газовая отрасли. Это лишает компании НК возможности эффективно распределять риски финансирования новых капиталоемких инвестиционных проектов по разведке и добыче углеводородов (обычно порядка 80-85% финансирования таких проектов обеспечивается за счет заемных средств), а значит, увеличивает финансовые издержки осуществления таких проектов.

В отличие от нефтяных компаний, газодобывающие и газотранспортные предприятия находятся в едином комплексе, внутри которого сохранилась жесткая административная и финансовая дисциплина и отсутствуют налоги на внутрикорпоративные услуги. Поэтому, по сравнению с нефтяниками, “Газпром” имел больше возможностей консолидировать собственные крупные финансовые средства, а сохранив объемы добычи, привлекать западные кредиты для инвестирования проектов, в том числе под обеспечение экспортными поставками.

Информация о работе Государственная инвестиционная политика нефтяного комплекса