Внешняя экономика Республики Башкортостан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 14:44, реферат

Краткое описание

Формирование современной башкирской государственности произошло в послереволюционный период в условиях тотального огосударствления всех сторон жизни общества. В частности, советская власть декларировала и реализовывала принцип неограниченной монополии государства на внешнеэкономическую деятельность во всех ее формах. Поэтому вплоть до 90-х гг. Республика Башкортостан и ее хозяйствующие субъекты не имели собственной системы внешнеэкономических связей. Предприятия республики, являясь крупнейшими в стране производителями целого ряда товаров, экспортировавшихся Советским Союзом, не имели прямого выхода на мировой рынок, не участвовали в распределении валютной выручки. Внешняя торговля в бывшем СССР осуществлялась через специализированные внешнеторговые организации (Внешпосылторг, Союзстанкоимпорт, Союзстанкоэкспорт, Союзпродэкспорт и другие), подведомственные или Министерству внешней торговли (реорганизованному в годы «перестройки» в Министерство внешних экономических связей СССР), или союзным отраслевым министерствам.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика РБ.docx

— 19.26 Кб (Скачать файл)

Башкортостан  как субъект внешнеэкономических  связей.

Формирование  современной башкирской государственности  произошло в послереволюционный период в условиях тотального огосударствления всех сторон жизни общества. В частности, советская власть декларировала  и реализовывала принцип неограниченной монополии государства на внешнеэкономическую  деятельность во всех ее формах. Поэтому  вплоть до 90-х гг. Республика Башкортостан и ее хозяйствующие субъекты не имели  собственной системы внешнеэкономических  связей. Предприятия республики, являясь  крупнейшими в стране производителями  целого ряда товаров, экспортировавшихся Советским Союзом, не имели прямого  выхода на мировой рынок, не участвовали  в распределении валютной выручки. Внешняя торговля в бывшем СССР осуществлялась через специализированные внешнеторговые организации (Внешпосылторг, Союзстанкоимпорт, Союзстанкоэкспорт, Союзпродэкспорт и другие), подведомственные или Министерству внешней торговли (реорганизованному в годы «перестройки» в Министерство внешних экономических связей СССР), или союзным отраслевым министерствам.

Становление системы внешнеэкономических связей Республики Башкортостан можно условно  разделить на три этапа. Первый этап - конец 80-х гг., когда предприятиям республики был разрешен выход на внешние рынки путем получения  лицензий и квот, выдачей которых  занималось Управление по внешнеэкономическим  связям при Совете Министров Башкирской АССР. Оно получало подтверждение  в МВЭС СССР, для чего был введен институт Уполномоченного МВЭС СССР по Башкирской АССР. Следующим шагом  на пути создания элементов собственной  республиканской системы внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) стала реорганизация  УВЭС при Совмине БССР в Государственный  комитет по внешнеэкономическим  связям Республики Башкортостан. К  этому времени на многих предприятиях были созданы отделы внешнеэкономических  связей.

Второй этап развития системы ВЭД начинается с издания Указа Президента РСФСР  № 213 от 15 ноября 1991 г. «О либерализации  внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», который разрешил заниматься внешнеэкономической деятельностью  всем без ограничения физическим и юридическим лицам независимо от форм собственности, а также приводил российские нормы и правила ВЭД в соответствие с мировыми стандартами.

Третий, современный  этап, приходится на переходный период от командно управляемой экономики  к экономике смешанного типа с  преобладанием рыночных отношений. Основным правовым актом этого периода  в сфере внешней торговли стал закон РФ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности», подписанный  Президентом Российской Федерации 13.10.95 г. В РБ было образовано Министерство внешних связей, которое позднее  было реорганизовано в Министерство внешних связей и торговли РБ.

Во всех странах, в том числе и с  развитым рынком, государство регулирует макроэкономические процессы, направляет их в желаемое русло. Одной их приоритетных сфер государственного регулирования  являются внешнеэкономические связи  страны. Вся сложность этого регулирования  заключается в том, что государство  должно найти в каждый данный момент оптимальное воздействие на внешнеэкономические  связи фирм как с качественной, так и с количественной сторон, не нарушая рыночного механизма международных экономических отношений. Оно балансирует в своей внешнеэкономической политике между необходимостью защиты отечественных производителей, товаров и услуг (протекционизм) и общемировой тенденцией к открытости национальных хозяйств на основе растущей интернационализации производительных сил.

Одно из важных направлений построения рыночной экономики в нашей стране - курс на интеграцию России в мировое хозяйство, взятый в конце 80-х гг. На этом пути неизбежна либерализация и интенсификация внешнеэкономических отношений (ВЭО), проявляющаяся в различных формах. Одной из таких форм является децентрализация  внешнеэкономической деятельности. Она, в частности, проявляется в  предоставлении широких полномочий регионам России в сфере международных  экономических отношений.

Устранение  государственной монополии внешнеэкономической  деятельности на уровне специализированных федеральных (ранее союзных) органов  власти и их подразделений не означает простого механического распределения, раздробления федеральных объемов внешней торговли, международных валютно-кредитных и финансовых операций между субъектами федерации (регионами), так как между центром и регионами должно происходить распределение не объемов, а функций во внешнеэкономической деятельности.

Эта идея реализуется  в практике разграничения полномочий между центром и субъектами Федерации, федеральный парламент и правительство  разрабатывают внешнеэкономическую  стратегию России, добиваются ее членства в международных и региональных экономических организациях, заключают  рамочные внешнеэкономические соглашения России с отдельными странами и региональными  интеграционными группировками, определяют таможенную и налоговую политику по отношению к импортерам и иностранным  инвесторам, оговаривают условия  получения и обслуживания иностранных  кредитов для осуществления федеральных инвестиционных и социальных программ, устанавливают принципы и правила валютных операций.

Конкретное  наполнение внешнеэкономических связей (ВЭС) переместилось из центра в регионы. Правовой базой этого процесса стало  расширение экономических (в частности, внешнеэкономических) полномочий регионов, а материальной базой - передача имущества  союзных и союзно-республиканских  министерств и ведомств в регионы. Однако за центром осталась функция  координации ВЭД субъектов Федерации.

Восемьдесят девять субъектов Российской Федерации  чрезвычайно разнообразны по размерам и природному богатству их территорий, экономико-географическому положению, набору факторов производства, по количеству населения, качеству трудового потенциала, профессиональной структуре кадров, по роли и месту регионов в общероссийском территориальном разделении труда, по уровню жизни населения и по многим другим параметрам. Эти объективные  природно-экономические, технико-экономические  и социально-экономические различия российских регионов закрепляются и  дополняются различной степенью суверенитета, согласованного в рамках их двусторонних договоров о разграничении  полномочий и предметов ведения с федеральными органами власти. Этими договорами определены, в частности, структура, масштабы и глубина внешнеэкономических связей того или иного региона России.

Полная либерализация  внешнеэкономической деятельности наступила после выхода Указа  Президента Российской Федерации № 245 1995 г. «Об основных принципах осуществления  внешнеторговой деятельности в Российской Федерации». Данный указ отменял квотирование и лицензирование экспортируемых товаров. Таким образом, в 1995 г. Российская Федерация  сделала еще один шаг по приведению системы внешнеэкономических связей в соответствие с требованиями Всемирной  торговой организации (ВТО) - международной  организации, регулирующей таможенные тарифы (до 1995 г. - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ)).

Современный этап реализации внешнеэкономической  политики Башкортостана определяется концепцией внешнеэкономической деятельности, в которой поставлена задача развития всестороннего сотрудничества с  дальними и сопредельными странами и международными экономическими организациями  в целях содействия экономическому росту республики посредством подключения  к международному разделению труда, импорта передовых технологий и  интеграции ее экономики в мировой  рынок. Постановка этих задач, путей  и методов их решения нашли  отражение в общей концепции  социально-экономического развития РБ, разработанной в академических  структурах республики в 1997 г. 

В Башкирии растет внешняя  торговля.

Основная часть  показателя приходится на экспорт (7,6 миллиарда  долларов), объем которого в минувшем году возрос на 26%. Объем инвестиций в регион составил 61,3 миллиона долларов, инвесторами выступили компании 31  страны мира, среди которых  наиболее активны Турция, Великобритания, ЮАР, Австрия, Гибралтар.

В настоящее время  Башкирия поддерживает внешнеторговые отношения с 89-ю странами мира, на которые приходится 72,9% внешнеторгового  оборота республики. Продукция, выпускаемая в республике, экспортируется в 77 стран, импортируется в  Башкирию продукция из 72-х стран.

Внутрироссийские экономические связи установлены с 81 регионом страны, товарооборот с которыми превысил 247 миллиардов рублей. В Башкирии торговля занимает второе место среди отраслей, формирующих бюджет. Она обеспечивает поступление 11,6% в консолидированный бюджет региона.

В основном в Башкортостан поступает машиностроительная продукция, минеральные продукты, продовольственные  товары, сельскохозяйственное сырье, химические продукты, металлы и изделия из них.

Из Башкортостана  в российские регионы в прошлом  году было вывезено различных товаров  на сумму более 133,2 миллиарда рублей, ввезено — на сумму 37,1 миллиарда  рублей. Напомним, что сейчас Башкортостан поддерживает торгово-экономические  отношения с 81 субъектом Российской Федерации.

Одним из основных факторов инвестиционной активности в республике выступила реализация масштабных инвестиционных проектов в реальном секторе экономики: в ОАО «Полиэф», при участии компаний «Лукойл» и «Сибур», а также в акционерных обществах ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», ОАО «Сода» и ОАО «Салаватстекло»; в завершающей стадии находится – строительство завода по выпуску сверхмощных трансформаторов в Уфимском районе компанией «Электрозавод» (г. Москва). Турецкой компанией «Шишеджам» проведен проект по расширению производства стеклотары на предприятии «Русджам-Уфа». 

Что и у кого мы покупаем?

Узбекистан (поступила продукция на сумму 89,7 миллиона долларов, в основном — автомашины).

Германия (72,4 миллиона долларов, в основном это оборудование, техника, сельхозживотные).

Казахстан (42,1 миллиона долларов, преимущественно это сырье для минеральных удобрений, изделия из черной и цветной металлургии).

Китай (31,1 миллиона долларов — изделия легкой промышленности).

Франция (29,9 миллиона долларов — оборудование, продукты питания, сельхозживотные и сельхозтехника).

Бразилия (25,6 миллиона долларов — продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье).

Италия (24,8 миллиона долларов — сельхозтехника, изделия легкой промышленности).

Нидерланды (22,7 миллиона долларов — растениеводческая продукция, сельхозживотные, минеральные удобрения).

Украина (18,8 миллиона долларов — продукты питания).

США (15 миллионов долларов — оборудование, техника). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Внешняя экономика Республики Башкортостан