Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом, фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.

Содержание

Введение
Глава 1. Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка ценных бумаг 4
1.1. Основные индикаторы конъюнктуры рынка 4
Глава 2. Основные методы анализа конъюнктуры рынка, их алгоритм 6
2.1. Основные методы конъюнктурного анализа 6
2.2. Технический анализ 8
Глава 3. Прогнозирование конъюнктуры рынка, методы 14
3.1. Виды прогнозов 14
3.2. Методика прогнозирования 16
Глава 4. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка ценных бумаг 21
4.1. Макроэкономические показатели деловой активности 21
Заключение 23
Литература 25

Вложенные файлы: 1 файл

для курсовой.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

График может также отражать объем торговли и открытую позицию. Объем торговли для каждого  дня отмечается вертикальной чертой под горизонтальной осью в нижней части графика. Открытая позиция показывается прямой линией, которая соединяет точки, соответствующие значениям ежедневного объема открытой позиции также в нижней части графика. Открытая позиция и объем торговли фиксируются для всех контрактов соответствующего товара или финансового инструмента, а не только для месяца поставки, график которого представлен.

График “точка-крестик” позволяет  как бы вести запись торгов в течение  дня.

На нём отражаются диапазон цен и последовательность заключения сделок. Точками (нулями) на диаграмме обозначаются тенденции снижения цен, а крестиком (Х) - повышения цен. По вертикальной оси откладываются ценовые интервалы. Столбцы точек и крестиков располагаются вертикально. Каждый столбец заполняется последовательно, отражая соответствующее движение цены. Если цена колеблется и после отклонения возвращается в интервал, место которого в столбце уже занято, то в этом случае заполнение переносится в следующий столбец. Такой переход называется сдвигом, или ревирсировкой. На основе этого графика составляется прогноз о возможности изменения цены до того, как произойдёт ее существенный сдвиг.

Графики скользящей средней используются не так часто, как два предыдущих, но являются дополнительным средством изучения рыночных тенденций. По горизонтальной оси откладывается время, а по вертикальной - средняя переменная цена, которая представляет собой среднюю величину всех цен закрытия за рассматриваемый период. Этот график даёт ценную информацию для подтверждения возможного обратного движения цен на рынке. Целесообразность длинной позиции будет сохраняться до тех пор, пока скользящая средняя цена имеет тенденцию к повышению, а короткой позиции соответственно - при понижательной тенденции. Недостатком данных графиков является некоторая задержка проявления обратного изменения цен в сравнении с реальным состоянием рынка (что происходит из-за усреднения). Вместе с тем на них прослеживается взаимосвязь скользящей средней цены и цены закрытия. При этом если линии цены закрытия и скользящей средней цены пересекаются, то это служит сигналом для закрытия соответствующих позиций.

Тренды и линии трендов. Трендом  называются изменения цен, которые  движутся вместе в определённом направлении. Повышательный тренд представляет собой серию подъемов и снижений цен при общем повышении их уровня. Понижательным трендом называется серия ценовых изменений, которые свидетельствуют об общем снижении уровня цен. Серия ценовых изменений, которые не характеризуются ростом или падением уровня цен, является бестрендовой (рынок движется в сторону или горизонтально).

Тренды обычно классифицируются по их длительности:

- основные (господствующие) тенденции  - сохраняются более чем 6 месяцев;

- вторичные тренды - длятся 1-3 месяца;

- незначительные тренды - проявляются  несколько недель или менее.

На графике тенденция ценовых  изменений отражается линией тренда, которая является прямой, соединяющей  две (или более) высшие (низшие) точки  в серии ценовых столбиков. Линия  повышательного тренда, которая имеет положительный наклон, соединяет две (или более) низшие точки, так что все цены находятся выше этой линии. Линия понижательного тренда имеет отрицательный наклон и соединяет две (или более) высшие точки так, что все цены находятся ниже этой линии. Хотя каждый тип линии тренда может быть построен с использованием только двух точек, по крайней мере ещё одна точка нужна для подтверждения тренда.

Иногда цены изменяются в пределах ясно очерченного диапазона между  линией, связывающей их высшие значения, и линией, связывающей их низшие значения. Такой тип движения цен называется каналом. Каналы являются техническим методом, который выявляет сигналы, когда цены превышают максимальный уровень в определённый период.

Линии трендов и каналы - наиболее простые инструменты технического анализа. В пределах тренда цены могут отклоняться и в противоположную сторону, т.е. они возвращаются назад на какое-то время, прежде чем вновь обозначат основное направление. Эти временные ценовые отклонения в противоположную сторону, называемые возвратом, или реверсом, делятся на три категории: 33; 50; 60 %. Это означает, что минимальный возврат составляет примерно 33%, а максимальный - примерно 66%. Столкнувшись с такого рода ценовыми отклонениями в сильном тренде, аналитик должен ожидать возврата к первоначальному тренду в диапазоне от 33 до 50%. Если возврат превышает 66%, то это свидетельствует в пользу изменения тренда.

Статистические  методы. В 1970-е годы в техническом  анализе распространилась новая  методология, которая не зависела столь сильно от субъективной интерпретации тенденций, являющейся ключевым методом традиционной техники анализа. Эти методы, известные под названием статистических, предполагают отслеживание объективных сигналов торговли, которые оставляют мало места интерпретации при принятии трейдером решения о покупке или продаже ценных бумаг. Среди таких методов различают метод скользящей средней и метод колебаний.

Скользящие  средние - это один из наиболее разнообразных  и широко используемых статистических индикаторов. Из-за легкости построения и доступности количественной оценки и проверки этот метод является базисом большинства аналитических систем, используемых в настоящее время. Скользящая средняя представляет собой среднюю цену с изменяющейся базой подсчёта. Например, средняя 10-дневная цена представляет собой среднюю из цен последних 10 дней. Термин “скользящая цена” показывает, что каждый день берутся только последние 10 цен, т.е. ценовая база меняется каждый день.

Скользящая  средняя является сглаживающим показателем. При усреднении цен маскируется их высшие и низшие значения, и основная тенденция рынка легче выявляется. Однако скользящая средняя отстаёт от текущей рыночной цены. Более короткая средняя цена, например, 5-дневная, будет отражать ценовые изменения более точно, чем 40-дневная. Короткие средние цены более чувствительны к ежедневным колебаниям цен. Средняя цена за последние 10 дней отмечается на графике в соответствующий день вместе со столбиком дневного движения цены. Когда цена закрытия поднимается выше скользящей средней, то это сигнал на покупку. Сигнал на продажу даётся, когда цена закрытия ниже скользящей средней.

В отличие от метода скользящих средних, который является методом исследования рыночных тенденций, метод колебаний - это способ выявления “перезакупленного” или “перезапроданного” рынка. Рынок считается “перезакупленным”, когда цены достигают некоторого верхнего предела в тренде и дальнейшее их повышение маловероятно. Система колебаний может основываться на отклонении цены от тренда, измеренном методом простой скользящей средней за 10 дней. Если рынок закрывается при цене выше скользящей средней на 2% и более, то рынок может считаться “перезакупленным” и требуется корректировка. А показатель около 2% и ниже скользящей средней цены свидетельствует о “перезапроданном” рынке.

Объем торговли и открытая позиция. Обычно цена рассматривается в качестве первичного индикатора, а объем торговли и открытая позиция - как вторичные  индикаторы. Объем торговли представляет собой число контрактов, заключенных за определенный период. Обычно он включается в дневные графики, иногда в недельные, но не используется в месячных графиках. Каждая заключенная сделка увеличивает этот показатель. Пока сделки отсутствуют, показатель не меняется. Объем торговли считается индикатором, усиливающим ценовые тенденции. Высокий объем торговли показывает, что существующая тенденция имеет инерцию и, вероятно, сохраняется. Падение объема торговли может быть сигналом того, что тенденция теряет силу.

Открытая  позиция есть общее число неликвидных контрактов на конец дня. Заключение сделки может увеличить этот показатель, сохранить без изменения или уменьшить. Открытая позиция как бы показывает приток денег на рынок и их отток с рынка. Когда она увеличивается, деньги притекают на рынок: новые продавцы открывают позиции с новыми покупателями. Это повышает вероятность того, что существующая тенденция сохранится. Уменьшающаяся открытая позиция отражает ликвидирующийся рынок и возможное изменение тенденции.” [4]

“В табл.2 дана интерпретация рынка  по трём показателям (цена, объем торговли и открытая позиция).

Таблица 2

Интерпретация рынка ценных бумаг  по показателям

 

Цена

Объем торговли

Открытая позиция

Интерпретация рынка

 

Повышается

Повышается

Снижается

Снижается

Повышается

Снижается

Повышается

Снижается

Повышается

Снижается

Повышается

Снижается

Прочный

Ослабевающий

Слабый

Укрепляющий

 
         

В таблице нашли отражение следующие  принципы:

- объем торговли имеет тенденцию  к увеличению, когда цены движутся  в направлении тенденции. При повышательной тенденции объем торговли увеличивается при взлёте цен и снижается при падении. При понижательной тенденции происходит обратное;

- противоположное сезонному увеличение  открытой позиции при повышательной  тенденции свидетельствует о растущем рынке: новые покупатели выходят на рынок. При понижательной тенденции увеличение открытой позиции есть результат деятельности “медведей”: продавцы уходят с рынка;

- при повышательной тенденции  уменьшение открытой позиции  указывает на рынок “медведей”.

- при понижательной тенденции  уменьшение открытой позиции  указывает на рынок ”быков”.

В техническом анализе существует ещё целый ряд методов, использующих теорию волн, теорию циклов и др., но ни один из методов не гарантирует  эффективного результата.” [6]

Глава 3. Прогнозирование  конъюнктуры рыка, методы.

3.1. Виды прогнозов

“Прогнозирование - это научно обоснованные суждения о возможном состоянии  и будущем развитии того или иного  объекта или отдельных его  элементов, а также об альтернативных путях, методах, сроках достижения определённого состояния этого объекта. Принципами прогнозирования являются:

1. Системный подход;

2. научная обоснованность;

3. альтернативность и вариантность;

4. выделение генеральной цели, ведущего  звена;

5. отражение объективных закономерностей;

6. достоверность.

К функциям прогнозирования относятся:

- научный анализ, который включает  ретроспекцию (историю развития  объекта, идеи или события), диагноз  (систематическое описание объекта,  идеи или события), проспекцию (разработка прогноза и оценка его достоверности, точности и обоснованности);

- оценка сложившейся ситуации  и выявление узловых проблем  социально-экономического развития;

- установление причинно-следственных  связей, их повторяемости в определённых  условиях и учёт неопределённости;

- мониторинг мирового опыта;

- оценка действия определённых  тенденций и закономерностей  в будущем;

- предвидение, т.е. опережающее  отображение действительности, основанное  на познании действия экономических  законов и теорий (с учетом  новых социально-экономических ситуаций и проблем развития рынка ценных бумаг) в форме гипотез и предположений;

- разработка концепций развития  рынка ценных бумаг.

Целью прогнозирования рынка ценных бумаг является исследование вариантов  развития и определение возможных перспектив с учётом факторов объективного и субъективного характера. Задачи прогнозирования развития рынка ценных бумаг следующие:

- определить будущее рынка ценных  бумаг на основе научного анализа;

- выявить главные направления  развития рынка ценных бумаг с позиции научного предвидения;

- учесть различные факторы и  обосновать конкретные способы  их регулирования.

Основные виды прогнозов развития рынка ценных бумаг классифицируются по следующим критериям:

- по масштабу прогнозирования  - мировой, национальный и региональный;

- по характеру прогнозируемых  процессов - развития фондовых  операций, поведения отдельных участников  рынка ценных бумаг и операций  с отдельными видами ценных  бумаг;

- по функциональному признаку - поисковый (основан на условном  продолжении в будущее тенденций развития в прошлом и настоящем) и нормативный (разрабатывается на базе заранее определённых целей, т.е. от заданного состояния в будущем к существующим тенденциям его изменения в свете определённой цели);

- по способам представления результатов - точечный (предполагает единственное сочетание показателей) и интервальный (предполагает набор показателей в заданных интервалах);

- по степени пространственной  и временной согласованности  результатов прогнозов одномерный (по отдельным объектам без последующего согласования результатов), многомерный (по отдельным объектам с последующим согласованием результатов), перекрёстный (с установлением причинно-следственных связей и зависимостей и имитацией возможного взаимодействия) и сквозной (с имитацией поведения совокупности объектов);

- по срокам - краткосрочный, или  текущий (на срок менее 1 года), среднесрочный (на срок 1-3 года) и  долгосрочный (на срок более 3 лет). Для построения краткосрочного, или текущего, прогноза применяется  технический анализ. Для разработки среднесрочного и долгосрочного прогнозов эффективен фундаментальный анализ;

- по содержанию - конъюнктурный  и исследовательский.

Цель конъюнктурного прогноза - определение  возможностей проведения фондовых операций, прежде всего покупки и продажи по наиболее выгодным ценам. Конъюнктурный прогноз позволяет определить варианты рациональных инвестиций. Различают статический и динамический подход к прогнозированию конъюнктуры. Статический подход подразумевает рассмотрение экономических явлений, по существу, без их изменения во времени, а динамический - в процессе их изменения во времени. Горизонт конъюнктурного прогноза обычно мал, т.к. ситуация на рынке ценных бумаг меняется очень быстро.

Информация о работе Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка ценных бумаг