Анализ инвестиционной привлекательности предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ инвестиционной привлекательности конкретного предприятия на основе определенных показателей.
Цель исследования позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
1. раскрыть понятие инвестиционной привлекательности;
2. определить факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты анализа инвестиционной привлекательности предприятия
1.1 Понятие инвестиционной привлекательности и факторы, ее определяющие
1.2 Методические подходы к анализу инвестиционной привлекательности предприятия
1.3 Алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия
2. Экономическая характеристика предприятия (на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»)
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности
2.3 Анализ финансовой устойчивости
2.4 Анализ деловой активности
3. Анализ инвестиционной привлекательности на предприятии (на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»)
4. Пути повышения инвестиционной привлекательности предприятия
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 76.63 Кб (Скачать файл)

- положительное  отклонение;

- отрицательное  «допустимое» отклонение;

- отрицательное  «недопустимое» отклонение.

6. Выявление  основных причин отклонений фактических  результатов контролируемых показателей  от установленных стандартов  проводится по предприятию в  целом и по отдельным «центрам  ответственности».

Внедрение на предприятии системы мониторинга  позволяет существенно повысить эффективность всего процесса управления инвестиционными процессами, а не только в части формирования инвестиционной привлекательности.

Основой формирования системы мониторинга  является разработка системы индикативных показателей, позволяющих выявить  появление и сложность проблемы. В содержательном плане система  показателей ориентирована на изучение признаков, характеризующих зависимость  управления инвестиционной привлекательностью предприятия от внешней и внутренней среды, оценку их качества и прогнозирование.

Всю систему  показателей мониторинга инвестиционной привлекательности целесообразно  разбить на следующие группы:

  1. Показатели внешней среды. Для внешней среды предприятий, функционирующих в условиях рынка характерен ряд отличительных признаков: во-первых, все факторы учитываются одновременно; во-вторых, предприятия должны принимать во внимание многоаспектный характер управления; в-третьих, агрессивная политика цен; в-четвертых, динамизм развития рынка, когда позиции конкурентов и расстановка сил изменяются с нарастающей скоростью.
  2. Показатели, характеризующие проявление социальной эффективности предприятия на общественном уровне. Социальная эффективность выделяется из всей группы социально-экономических показателей как та ее сторона, которая отражает воздействие мер экономического характера на наиболее полное удовлетворение потребностей общества.
  3. Показатели, характеризующие уровень профессиональной подготовки персонала; показатели, характеризующие уровень организации труда; социально-психологические характеристики.
  4. Показатели, характеризующие эффективность развития инвестиционных процессов на предприятии. В рамках оценки инвестиционной привлекательности предприятий наибольший интерес представляет группа показателей, непосредственно отражающих эффективность управления инвестиционными процессами.

Учитывая  вышеизложенное, при формировании системы  мониторинга инвестиционной привлекательности  следует, во-первых, учитывать факторы  формирования инвестиционной стоимости, во-вторых, потенциальные возможности  предприятия в формировании его  инвестиционных ресурсов, кадровый, производственный, технический потенциал предприятия, возможности привлечения внешних  ресурсов, в-третьих, эффективность  развития инвестиционных процессов, определяющая экономический рост предприятия.

Предлагаемый  алгоритм построен на отслеживании изменений  рыночной стоимости. В условиях информатизации и автоматизации процессов функционирования предприятия реализация данного  алгоритма не требует организационно-экономических  преобразований на предприятии.

Осуществляемый  таким образом мониторинг инвестиционной привлекательности позволит не только определить проблемные участки в  формировании условий активизации  инвестиционных процессов на предприятии, но и выявить вероятные изменения  в экономическом потенциале предприятия  и минимизировать вероятность разрушения стоимости компании.

 

2. Организационно-экономическая  характеристика предприятия (на  примере ОАО «ЛУКОЙЛ»)

 

2.1. Общая характеристика предприятия

 

ОАО «ЛУКОЙЛ» - это одна из крупнейших международных  вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, созданная в 1991 году. Основными  видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической  продукции, а также сбыт произведенной  продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и  добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной  базой является Западная Сибирь. ЛУКОЙЛ владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной и Западной Европе, а  также странах ближнего зарубежья. Основная часть продукции Компании реализуется на международном рынке. ЛУКОЙЛ занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья  и США.

ЛУКОЙЛ  является второй крупнейшей частной  нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах  нефти составляет около 1,1%, в общемировой  добыче нефти – около 2,3%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18% общероссийской добычи и 19% общероссийской переработке нефти.

Основные  показатели деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» за последние 3 года приведены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1

Основные  показатели деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ»

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

Абсолютное отклонение

2010 г. по сравнению с 2009 г.

2010 г. по сравнению с 2008 г.

1) Объем продукции, работ, услуг (выручка), руб.

623979575

536708067

35041423

(588938152)

(501666644)

2) Себестоимость продукции, работ, услуг, руб.

512028603

429194256

13582622

(415611634)

(498445981)

3) Средняя годовая стоимость основных средств, руб.

3239256

2984076

3664746

680670

425490

4) Средняя годовая стоимость оборотных средств, руб.

156555502

203924324

499090597

295166273

342535095

5) Валовая прибыль, руб.

111950972

107513811

21458801

(86055010)

(90492171)

6) Балансовая прибыль, руб.

658559072

903053738

989296897

86243159

330737825

7) Чистая прибыль, руб.

67191723

45147922

140037510

94889588

72845787

8) Базовая прибыль на одну акцию, руб.

79,00

53,08

164,64

111,56

85,64

9) Фондоотдача

192,63

179,86

9,56

(170,3)

(183,07)

10) Фондоемкость

0,005

0,006

0,1

0,094

0,095

11) Коэффициент оборачиваемости оборотных  средств

3,99

2,63

0,07

(2,56)

(3,92)

12) Рентабельность продукции, %

13,12

10,52

1031

1020,48

1017,88

13) Рентабельность продаж, %

8,36

8,37

20,14

11,77

11,78


 

Как видно  из таблицы.  Выручка уменьшилась на 5,62% и составила в 2010 г. 35041423 млн. руб. а, валовая прибыль уменьшилась на 90492171 млн. руб. (на 19,17%) по сравнению с 2008 г. Чистая прибыль увеличилась в 2010 г. по сравнению с 2008 г. на 108,41% и составила 72845787 млн. руб. Базовая прибыль на одну акцию значительно увеличилась по сравнению с 2009 г.,и по сравнению с 2008 г. возросла на 108,41% и составила 164,64 руб. Показатель фондоотдачи значительно уменьшилась за данный период времени, следовательно, можно говорить об уменьшении эффективности использования основных средств на предприятии. Коэффициент оборачиваемости уменьшается с каждым годом. Показатели рентабельность продукции и продаж в 2010 г. увеличились.

Далее рассмотрим структуру активов предприятия.

По данным бухгалтерского баланса можно сделать вывод, что общая величина активов за рассматриваемый период увеличилась на 50,22 % (по сравнению с 2008 г.). Уменьшилась доля внеоборотного капитала на 2,35% и в 2010 г. составила 49,55% от общей величины активов, а доля оборотного соответственно увеличилась на 218,8% и в 2010 г. составила 50,45%.

Во внеоборотных активах значительная доля принадлежит  долгосрочным финансовым вложениям 98,47%. В оборотных активах преимущественную долю занимают Краткосрочные финансовые вложения 71,88%.

Далее проанализируем структуру пассивов предприятия.

Поскольку величина пассивов равна величине активов, то следует отметить, что общий  объем пассивов за 2008-2010 гг. также возрос на 50,22%. В структуре пассивов большую долю занимают краткосрочные обязательства, которые в 2010г. составили 52,11% от общей величины пассивов. За данный период времени можно проследить тенденцию значительного увеличения размера краткосрочных обязательств 69,62% по сравнению с 2008 г. Величина долгосрочных обязательств также возросла на 78,33%, и в 2010 г. составила 4,77% от общего объема пассивов.

Капитал и резервы по сравнению с 2008г. также возросли на 29,99%, и составили  в 2010г.43,12% от общего объема пассивов.

В структуре  капитала и резервов большая доля принадлежит нераспределенной прибыли (97,03%). В структуре долгосрочных обязательств наибольший удельных вес приходится на займы и кредиты, они составили в 2010г. 99,77%. Большую долю в краткосрочных обязательствах также занимают займы и кредиты и они составили 78,37%.

    1. Анализ ликвидности и платежеспособности

 

Платежеспособность  хозяйствующего субъекта заключается  в его способности полностью  и своевременно погасить свои обязательства.

Ликвидность организации – это ее способность  превратить свои активы в денежные средства для покрытия всех необходимых  платежей по мере наступления их срока.

Ликвидность баланса – это степень покрытия обязательств активами, срок превращения  которых в денежную форму соответствует  сроку погашения обязательств.

Существует  несколько способов анализа ликвидности  баланса.

  1. Построение уплотненного (агрегированного) баланса.

Для этого  все активы группируются по степени  их ликвидности (таблица 2.2).

Большую долю в структуре активов занимают труднореализуемые активы (49,55%), и их величина уменьшилась в 2010 г. по сравнению с 2008 г. на 2,35%. Величина наиболее ликвидных активов возросла примерно в 5,7 раз.

Таблица 2.2.

Группировка активов по степени ликвидности

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

руб.

%

руб.

%

руб.

%

А1 – наиболее ликвидные активы

64898705

9,85

61129585

6,77

372864236

37,69

А2 – быстрореализуемые активы

89543524

13,6

139059216

15,4

124872548

12,62

А3 – медленно реализуемые активы

2111647

0,32

3735523

0,41

1353813

0,14

А4 – трудно реализуемые активы

502003570

76,23

699129414

77,42

490206300

49,55

Итого:

658557446

100

903053738

100

989296897

100


 

Показатель  быстрореализуемых и медленно реализуемых активов незначительно сократился, и их доля в общем объеме активов наименьшая (12,62% и 0,14% за 2010 г.).

Пассивы баланса группируются по степени  срочности их оплаты (таблица 2.3.).

 

Таблица 2.3.

Группировка пассивов по степени срочности их оплаты

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

руб.

%

руб.

%

руб.

%

П1 – наиболее срочные обязательства

39779514

6,04

94419485

10,46

109408765

11,06

П2 – краткосрочные обязательства

262166766

39,81

389319298

43,11

404047105

40,84

П3 – долгосрочные обязательства

26441244

4,02

86492385

9,58

47151703

4,77

П4 – постоянные (устойчивые) пассивы

330169922

50,13

332822570

36,85

428689324

43,33

Итого:

658557446

100

903053738

100

989296897

100


 

В структуре  пассивов значительный удельный вес  приходится на постоянные пассивы (43,33%), величина которых за данный период времени уменьшается по сравнению с 2008г. Равномерно увеличиваются и все остальные группы пассивов.

Далее необходимо провести соотношение между активами и пассивами баланса предприятия. Баланс является абсолютно ликвидным, если выполняется следующее условие: А1>П1, A2>П2, A3>П3, A4<П4. Рассмотрим данное соотношение применимо к нашему предприятию (таблица 2.4).

Таблица 2.4

Соотношение между активами и пассивами баланса

2008 год

2009 год

2010 год

А1 > П1

А1 < П1

А1 > П1

А2 < П2

А2 < П2

А2 < П2

A3< П3

A3< П3

A3 < П3

А4 > П4

А4 > П4

А4 > П4


 

Исходя  из полученных результатов, можно сказать, что баланс предприятия не является абсолютно ликвидным.

2. Расчет относительных показателей ликвидности (таблица 2.5).

Таблица 2.5

Относительные показатели ликвидности

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

Абсолютное отклонение

2010 г. по сравнению с 2009 г.

2010 г. по сравнению с 2008 г.

1) Коэффициент абсолютной ликвидности

0,21

0,13

0,73

0,6

0,52

2) Коэффициент критической ликвидности

0,51

0,41

0,97

0,56

0,46

3) Коэффициент текущей ликвидности

0,52

0,42

0,97

0,55

0,45

4) Коэффициент обеспеченности собственными  средствами

-1,1

-1,8

-0,12

-1,68

-0,98

5) Коэффициент восстановления платежеспособности

0,18

0,41

0,62

0,21

0,44

6) Коэффициент утраты платежеспособности

0,22

0,2

0,55

0,35

0,33


 

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, что в 2010 г. может быть погашено 73% краткосрочной задолженности в ближайшее время за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. Этот показатель менялся значительно за рассматриваемый период.

Информация о работе Анализ инвестиционной привлекательности предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ»