Коневодство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 18:38, контрольная работа

Краткое описание

Численность лошадей всех направлений в отрасли коневодства в Российской Федерации на начало 2007 года составила около 1,3 млн. голов против 2.6 млн. в 1991 году, в том числе кобыл около 600 тысяч голов. За 15 лет поголовье сократилось на 50%.
За годы рыночных преобразований наблюдается рост численности лошадей в личных подсобных и фермерских хозяйствах населения (с 274 тыс. голов до почти 900 тыс.). В крупных же сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности произошло резкое сокращение поголовья лошадей с 2,3 млн. до 600 тысяч голов или почти в 4 раза за последние 15 лет.

Содержание

Состояние и значение коневодства в народном хозяйстве России._Причины уменьшения поголовья лошадей в нашей и других странах мира………………………………………...стр.3

Способы определения тягового усилия и факторы, влияющие на его величину. Виды и объем работ в коне-днях……………стр.8

Роль естественного и искусственного отбора в формировании различных пород лошадей……………………..………..…стр.13

Список используемой литературы……………………..….стр.15

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа коневодство.docx

— 49.18 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ЗАОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

Зооинженерный факультет

 

 

 

 

КОНЕВОДСТВО

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Зооинженерного факультета

 

 

 

 

Москва 2015

                                 

 

 

                                       Содержание:

 

 

    1. Состояние  и значение коневодства  в народном хозяйстве          России._Причины  уменьшения поголовья  лошадей в нашей  и  других странах  мира………………………………………...стр.3

 

    1. Способы определения тягового усилия и факторы, влияющие на его величину. Виды и объем работ в коне-днях……………стр.8

 

    1. Роль естественного и искусственного отбора в формировании различных пород лошадей……………………..………..…стр.13

 

    1. Список используемой литературы……………………..….стр.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

1.Состояние  и значение коневодства  в народном хозяйстве  России.           Причины  уменьшения поголовья  лошадей в нашей  и других странах  мира.

 Численность  лошадей всех направлений в  отрасли коневодства в Российской  Федерации на начало 2007 года составила  около 1,3 млн. голов против 2.6 млн. в 1991 году, в том числе кобыл около 600 тысяч голов. За 15 лет поголовье  сократилось на 50%. 

За  годы рыночных преобразований наблюдается  рост численности лошадей в личных подсобных и фермерских хозяйствах населения (с 274 тыс. голов до почти 900 тыс.). В крупных же сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности произошло резкое сокращение поголовья лошадей с 2,3 млн. до 600 тысяч голов или почти в 4 раза за последние 15 лет. 
                  Преобладающим направлением в отрасли, как по численности, так и по стоимости производимой продукции остается рабоче-пользовательское коневодство. Всего в стране используется около миллиона рабочих лошадей, что позволяет сэкономить до 2 млн. тонн нефтепродуктов в год стоимостью около 16 млрд. рублей. 
                  Второе  по величине - продуктивное коневодство, подразделяющееся на мясное и молочное. 
                  Специализированное  мясное и молочное коневодство развито в районах Севера, Дальнего Востока  и в Поволжье. Всего эта отрасль  коневодства дает около 60 тыс. тонн мяса в живом весе и около 2 тыс. тонн кумыса. Этого объема недостаточно, так как потребность в кумысе только противотуберкулезных учреждений страны составляет около 20 тыс. тонн в год. 
                  Третье  направление - племенное коневодство - коннозаводство - дает племенных лошадей для воспроизводства и улучшения массового коневодства, а также спортивных лошадей разного назначения. В Российской Федерации функционирует 74 конных завода, 200 племенных коневодческих ферм, 42 ипподрома и 54 государственных заводских конюшен, появилось значительное количество частных коневладельцев. Общая численность лошадей в племенном секторе составляет около 30 тыс. голов. Ежегодно конные заводы и племенные фермы реализуют 5 - 5,5 тыс. лошадей. 
                Кроме того, на экспорт продается около 1000 голов племенных, спортивных и прогулочных лошадей. 
                В конноспортивных организациях, туризме  и прокате используется около 15 тыс. лошадей. 
                Лошадь  прошла рядом с человеком через века и тысячелетия. В отечественной и зарубежной литературе, живописи, скульптуре, музыке, поэзии много произведений, герой которых наряду с человеком - лошадь: ее образ, поведение, характер, внешность, судьба. Нет другого животного, за исключением собаки, которое было бы столь близким человеку. 
                Коневодство всегда занимало особое положение среди других отраслей животноводства. Одомашнивание лошади предоставило в распоряжение человека новый источник энергии. В развитии цивилизации это стало очень важным достижением, которое не было превзойдено до изобретения паровой машины и появления двигателя внутреннего сгорания. Лошадь резко повысила эффективность труда земледельцев, стала надежным источником благополучия крестьянского хозяйства. Она позволила человеку значительно быстрее преодолевать большие расстояния, расширила возможность общения между людьми, содействовала освоению новых пространств и земель, развитию промышленности. 
                 В каждом колхозе, совхозе на полях  и фермах, на дорогах используются сотни лошадиных сил. И далеко не в каждом селе можно встретить запряженную в телегу ту самую одну лошадиную силу, которая утратила свое истинное назначение и превратилась в единицу измерения мощности моторов. 
               Судьба  лошади трагична. Общее поголовье  лошадей до первой мировой войны в России составляло 35 млн голов. По среднему числу лошадей на 100 жителей, как пишут в своей книге Е.В.Кожевников и Д.Я. Гуревич «Отечественное коневодство: история, современность, проблемы», Россия, имея 20,4 головы, опережала все страны Европы, уступая лишь США — 21,6 головы. 
              Крестьянам, составляющим огромное большинство  населения, принадлежали 91,6% всех лошадей, помещикам и сельскому духовенству  — 6,1, городским жителям — 2,3%. Число  безлошадных хозяйств составляло 32%. 
              В первой мировой войне погибло 4,5 млн лошадей. За три года гражданской войны поголовье лошадей сократилось до 18,9 млн, но затем за короткий срок оно было восстановлено. Ликвидация крестьянских хозяйств, создание колхозов и совхозов вызвали новую волну «гонения» на лошадей. В результате их поголовье с 1929 по 1933 гг. сократилось более чем вдвое — с 34 до 16,6 млн. 
              После реорганизации МТС и продажи  колхозам всей сельскохозяйственной техники  во многих хозяйствах от лошади избавлялись  под различными благовидными предлогами: объедают коров, невыгодно их содержать, некому за ними ухаживать. Целыми табунами лошадей гнали на убой. Начали вывозить в Италию, Швецию, Францию, Австрию, где конину используют в качестве полноценного продукта. В результате за 1954-64 гг. поголовье лошадей сократилось с 15,3 до 8 млн голов. 
               Для лошадей перестали строить конюшни, их вытеснили в старые постройки. Никто за них не отвечает. Не интересуются этой отраслью руководители и специалисты  хозяйств. Во многих из них лошадь в  течение года используется 120-140 дней, тогда как нормой считается 240-280 дней.

При этом не только увеличивается  объем перевозок и других работ, но снижается себестоимость коне-дня  работы. Экономисты подсчитали, что  один коне-день обходится в  3-5 рублей, а содержание  самого  маленького трактора — в 10 и более раз дороже. 
                Не  изменилось отношение к лошади на селе и после принятия в 1981 г. специального постановления о мерах по развитию коневодства.

Слабым утешением является то, что в настоящее время поголовье лошадей стабилизировалось на уровне около 6 млн голов. Тяжело сознавать, но коневодство списали поспешно и необдуманно. Отсутствие коней отрицательно сказывается не только на сельском хозяйстве, в повседневной жизни сельских жителей, но и во всех отраслях народного хозяйства. Лошади — не только тягловая сила. Они служат и для развития спорта, организации отдыха, получения высококачественного мяса, лечебного кумыса и сыворотки. 
                Очевидно, сегодня нельзя ставить вопрос категорично: трактор или лошадь. Что лучше  использовать — это будет зависеть от конкретных условий и личной склонности работника. Тракторы и автомобили прочно вошли в жизнь крестьян. Но нельзя сбрасывать со счетов и лошадь. Более того, стоит всерьез подумать, как обеспечить ее широкое «представительство» на малых земельных участках граждан, крестьянских, фермерских хозяйств, поскольку польза от этого несомненная. 
                Но  допустим, фермер убедился, что на лошади выполнять многие работы экономически выгодно, и приобрел лошадь. У него тут же возникнет масса проблем. Где купить повозку, сани, седло, упряжь? Раньше было все просто. Их изготовление планировалось, предприятия местной промышленности централизованно снабжались необходимыми материалами. Немало умельцев в колхозах и совхозах было занято на изготовлении и ремонте конного инвентаря. Плуги, сенокосилки, сеялки изготовлялись на заводах Минсельхозмаша СССР. 
               К     сожалению,    в     последние         годы все    хозяйственные      связи          разрушены.      В        тяжелейшем положении       оказались      предприятия      Россоюзместпрома, расположенные  в Новгородской, Смоленской, Брянской областях и других регионах России. Они практически не получают технологического оборудования, лесоматериалы и металл. Объем производства ежегодно сокращается. По данным Россоюзместпрома в прошлом году изготовлено 80 тыс.повозок, 73тыс.колес, 81 тыс дуг и 36 тыс. саней. Это явно недостаточно. 
               Не  лучше положение с плугами, сенокосилками, граблями и сеялками. Конные сенокосилки  в количестве 8 тыс. страна закупала в Польше. В последние два года их завоз полностью прекратился. Мы вынуждены изготавливать их на своих заводах. Первая тысяча этих механизмов будет выпущена на Целиноградском машиностроительном заводе только в 1992 г. Стоит ли после этого удивляться, что вся страна траву выкашивает косами. Как в прошлом веке? На заготовку кормов ежегодно привлекаются горожане, что чрезвычайно дорого обходится предприятиям и государству. 
                 Не  лучше положение и с конными  плугами. Их выпускают на одном заводе (г.Кутаиси). В прошлом году было сделано  лишь 4,5 тыс. штук, в текущем году намечается поставить селу не более четырех тысяч. 
                 Часто руководители хозяйств, крестьяне жалуются на отсутствие упряжи. Кто виноват? На это однозначного ответа не может  быть. Виноваты все. Крестьяне, давно  забывшие лошадей, своевременно не подающие заявки. Работники торговых организаций  потребкооперации, которые не утруждают себя изучением спроса и, конечно же, производители этого нужного инвентаря. 
                 Россоюзместпром жалуется на отсутствие сырья для  изготовления упряжи, сбыта и по этой причине сокращает объем  производства. Закрываются цеха при райпром-комбинатах. Уходят специалисты. В результате даже те минимальные заявки на конный инвентарь, седла, упряжь годами во многих регионах страны не удовлетворяются. 
               Сегодня в стране имеются все условия  для восстановления и разумного  использования коней. На ускорении роста численности лошадей должно положительно сказаться внесение изменений во всех союзных республиках в порядок содержания скота в личной собственности. Жители деревень, сел и рабочих поселков могут иметь лошадь для удовлетворения личных нужд Эти вопросы теперь решаются райисполкомами с учетом конкретных природноэкономических условий каждого района. Сегодня в личных подсобных хозяйствах граждан находится 16% лошадей. Можно сказать, что крестьяне вновь поверили в лошадь. Тут уместно напомнить, что многие сельскохозяйственные и транспортные работы, не требующие больших физических усилий, в российской деревне всегда охотно выполняли подростки.Так что для ребят это еще и приобщение к труду, удовольствие и воспитание любви к живой природе. 
               Одним словом, восстановление поголовья и разумное использование лошадей диктуется экономическим и социальным положением села. 
               Лошадь         была        незаменима      в        прошлом, и     в      будущем       она      может      принести        великую      пользу в решении продовольственной  проблемы, экономии материальных и финансовых, трудовых ресурсов и защите от загрязнения окружающей среды.  
 
     2. Способы определения тягового усилия и факторы, влияющие на его величину. Виды и объем работ в коне-днях.

Основными показателями рабочих качеств лошади является выполняемая ею работа и выносливость. Работа лошади слагается из тягового усилия и проходимого пути. Тяговое усилие это сила, которую лошадь затрачивает для передвижения того или другого груза (повозки, сельхозмашины и прочее). Величина тягового усилия лошади в значительной степени зависит от ее живого веса и многих других условий (тренировки, втянутости в работу, степени упитанности, состояния здоровья, продолжительности рабочего дня и скорости движения). 

В отдельные моменты - при преодолении подъемов, рытвин и вообще тяжелых участков дороги лошадь может проявить тяговое усилие в пять-шесть раз больше нормального. Измеряют величину силы тяги лошадей на пахоте, бороновании и при выполнении других работ динамометром. Можно считать, что нормальное тяговое усилие лошади равно 13-15% ее живого веса. 

Распределение работы по величине тягового усилия:

                     - Легкие работы - сила тяги 20-25 кг

- Средние работы - сила тяги 40-45 кг

- Тяжелые работы - сила тяги 60 кг и более

- Перевозка легковесных грузов по хорошо накатанной дороге

- Боронование легкой бороной

- Работа в конных граблях

- Езда шагом порожняком

- Перевозка грузов по хорошо накатанной дороге

- Боронование железной бороной

                      - Пахота мягкой земли (перепашка)

- Работа в легком культиваторе

- Работа в приводе

- Перевозка груза по тяжелой, разбитой дороге

- Вспашка зяби, весновспашка, пахота перелогов и клеверища

- Работа в уборочных машинах

- Культивация пружинной бороной

                     - Посев сеялкой (11 и 13-рядной, 8-дисковой) 

          Распределение работ на легкие, средние и тяжелые является условным.

Всякое изменение состояния дороги, рельефа местности, плотности почвы и другие условия мегут вызвать увеличение или уменьшение сопротивления и, следовательно, снижение или возрастание тягового усилия. При работе по рыхлому грунту лошадь затрачивает в два раза больше энергии, чем по твердому. На перевозку каждой тонны груза по плохой дороге затрачивается в два раза больше тягового усилия, чем по хорошей грунтовой; по песчаной дороге или по свежевспаханному полю - в четыре раза.  
               Установить точно, сколько энергии затрачивает лошадь на выполнение той или иной работы без специального прибора очень трудно, поэтому во время работы постоянно необходимо следить за состоянием лошади. Если она проявляет излишнюю горячность или часто останавливается, сильно потеет, усиленно дышит - значит, работа непосильна. При нормальной нагрузке лошадь идет ровно и имеет более высокую производительность. 

Производительность лошади во время работы в значительной степени зависит от скорости ее движения. Средняя скорость движения рабочих лошадей при работе шагом составляет 3,55-4,5 км/час. Для расчета производительности одного сельскохозяйственного орудия или машины необходимо определить среднюю скорость движения лошади, время полезной работы и ширину захвата орудия. 

Например, при работе в жатке с захватом 1,4 м при скорости движения 4500 м/час и при условии, что время полезной работы составляет 10 часов в день (лошади работают в две смены), производительность машины будет равна: 4500X10Х 1,4 = 63 000 метров, или 6,3 га. 

Скорость движения лошади может изменяться в зависимости от характера работы и в результате утомления. Между величиной тягового усилия и скоростью движения лошади существует определенная зависимость. Обычно на легких работах скорость движения лошади повышается, а на тяжелых наоборот снижается. 

Средняя скорость движения в сельскохозяйственных орудиях (пахота, боронование, культивация) 3,96, работа в сеялках - 4,35, в уборочных машинах -4,17, на транспортных работах до 4,5 км/час. 

Годовой нормой работы для лошади считают 280 рабочих дней (80% всех дней в году), для кобыл 200- 220 дней. 

Работа лошади при перевозке различных грузов определяется в тонна-километрах. В этом случае вес полезного груза в тоннах умножается на пройденное расстояние в километрах. Например, лошадь перевезла 0,6 т груза на расстояние 15 км; следовательно, она сделала 9 тонна-километров (0,6X15 км). 

                Оценка работы в коне-днях и тонна-километрах дает лишь приблизительную хозяйственную характеристику производительности лошади лучше всего внешнюю механическую работу ее оценивать в килограммометрах путем умножения тягового усилия в килограммах на пройденный путь в метрах. Например, лошадь прошла 2000 метров с тяговым усилием 50 кг; следовательно, она выполнила работу в размере: 2000Х50 кг=100 ООО кгм.  
               Для крупных лошадей живым весом до 600 кг можно считать нормальной дневной выработкой 2-2,5, для лошадей легкоупряжного типа живым весом до 500 кг от 1,3 до 1,8 млн. кгм. Одним из положительных рабочих качеств лошади является выносливость, это способность лошади меньше уставать на работе и приходить в нормальное состояние в относительно короткое время после работы. Выносливые лошади после выполнения тяжелой работы приходят полностью в нормальное состояние в течение часа. 

Мощностью лошади называется количество работы, выполняемой в одну секунду. Измеряется она килограммометрами в секунду. Крупные тяжеловозы при обычной работе, как правило, могут развивать мощность 75 кгм в секунду, или, как принято считать, равную одной лошадиной силе (л. с). Количеством лошадиных сил измеряется также мощность механических двигателей (тракторов, автомобилей и прочей техники). Нормальная мощность средней рабочей лошади равна 0,6—1,0 л. с. 

Практически при транспортных работах на коротких расстояниях лошадь может развивать более высокую мощность до трех лошадинных сил, или   в    три-пять   раз    больше   нормальной.      Для     планирования сельскохозяйственных работ и для определения общего запаса тяговой силы с учетом тракторов и всех рабочих лошадей, имеющихся в хозяйстве, мощность одной Рабочей лошади условно считают - 0,7 л. с. Для определения общего объема работ, выполняемых в колхозах тракторами, автомашинами и живым тяглом, принято все работы условно переводить в гектары мягкой пахоты. 

Нормы дневной выработки на конных работах и режим дня рабочей лошади. Производительность конных работ зависит от качества рабочих лошадей, состояния дорог, приспособленности перевозочных средств, исправности и подогнанности сбруи, качества ковки и умения ездового обращаться с лошадью. В среднем дневную выработку лошади для хозяйств Белоруссии в пересчете на мягкую пахоту принято считать 0,3—0,35 га. 

Нормы выработки на конных работах в каждом фермерском хозяйстве от местных условий по всем основным работам разрабатываются правлением и утверждаются общим собранием фермеров. 

Для наиболее рационального использования живого тягла всех лошадей распределяют по работоспособности на три группы. К первой группе относят сильных, вполне здоровых, выносливых лошадей в возрасте от 4,5 до 12 лет. На них выполняют тяжелые работы. Ко второй rpуппе относят средних по силе лошадей в возрасте от 3 до пяти лет, а к третьей группе относят в случной период и подсосных кобыл. На них выполняют средние работы. К третьей группе относят более слабых по силе лошадей всех возрастов, молодых в возрасте 2,5 года и жеребых кобыл. На них выполняют легкие работы. 

Работу на лошадях надо организовать так, чтобы в период весенних полевых работ можно рекомендовать следующий режим рабочего дня лошади-через каждые 2 часа. 

Такое чередование работы с отдыхом и кормлением достигается при введении на полевых работах 3-кратного кормления и водопоя (завтрак, обед, полдник) на протяжении рабочего дня, не считая утреннего и вечернего кормлений. 

На транспортных работах лошадей подкармливают во время остановок для погрузки и разгрузки, а при перевозках на большие расстояния более слабых лошадей кормят через каждые 15, лошадей хорошей упитанности через каждые 20 км пути. Поить лошадей на транспортных работах, так же как и на полевых, лучше всего за 30 минут до кормления. 

 

3. Роль естественного и искусственного отбора в формировании различных пород лошадей.

В мире существует 200 (по некоторым данным 300) пород лошадей, из которых в бывшем СССР разводят 50.

Единой классификации пород лошадей не существует, но в СССР была принята классификация, разработанная Всесоюзным НИИ коневодства, объединяющая породы лошадей в 3 основные группы.

К 1-й группе относят заводские породы лошадей, выведенные в условиях, созданных человеком, и обладающие высокой работоспособностью. Эти породы отличаются наибольшей специализацией по рабочей продуктивности и разделены по этому признаку на 4 типа:

  • Тяжелоупряжные (русский, владимирский, советский тяжеловозы, ардены, першероны, клейдестали, суффолки, шайры, бельгийские тяжеловозы);
  • Упряжные (американская стандартбредная, русский и орловский рысаки, торийская, финская и др.);
  • Верхово-упряжные (венгерские, великопольские, немецкие "полукровные", морганы и др.) и
  • Верховые (чистокровная верховая, будённовская, тракененская, гунтер, терская, андалузская и др.).

Ко 2-й группе относят заводские породы лошадей, выведенные в условиях, близких к природным, и обладающие высокой работоспособностью. Они сравнительно однородны по рабочей продуктивности ( верховые, верхово-упряжные), но существенно различаются по биологическим качествам, в связи с чем разделены на зональные группы:

  • Степные (донская, кустанайская, канадская и др.),
  • Горные (породы Кавказа, Ср. Азии и др.),
  • Юж. Пустынь (ахалтекинская, арабская, карабаирская, иомудская, ширазская, берберийская и др.).

К 3-ей группе относят местные породы, сформировавшиеся под воздействием естественного и искусственного отбора в условиях, близких к природным. Эти породы не специализированы по продуктивности (в основном рабочие и рабоче-мясо-молочные);отличаются приспособленностью к местным условиям и классифицированы с учётом зон распространения:

  • Северные лесные (вятская, печорская, мезенская, полесская, приобская, якутская и др.);
  • Степные (монгольская, забайкальская, казахская, башкирская и др.);
  • Горные (локайская, киргизская, алтайская, тувинская, азербайджанская, тушинская, мегрельская, гуцульская и др.) и
  • Островные пони.

С середины 20 в. в связи с механизацией и автоматизацией сельского хозяйства, вытесняющими лошадь из сферы ее традиционного использования, в большинстве стран, располагающих значительным конским поголовьем, разводят породы лошадей для конного спорта (рысистые, верховые), туризма (верховые, вьючные, упряжные) и получения продукции (мясо-молочные).  
 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Коневодство