Шпаргалка по "Земельное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 15:48, шпаргалка

Краткое описание

Земельное право как отрасль и как наука.
История развития земельного права (XIX в.- XXI вв).
Концептуальная политика России в сфере земельных отношений.
Предмет земельного права, субъекты и объекты земельных правоотношений.
Метод правового регулирования земельных отношений.
Понятие и классификация норм земельного права.
Система отрасли земельного права.
Понятие и система источников земельного права.
Система земельного законодательства Российской Федерации.
Основные принципы земельного законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

zemelnoe_pravo1 1.docx

— 89.29 Кб (Скачать файл)

сделки, направленные на установление, изменение и прекращение вещных прав;

сделки, направленные на установление обременении вещных прав.

Учитывая тот факт, что в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права (в том числе и права на земельные участки) могут возникнуть из «...договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему», следует заключить, что сделка, прямо не предусмотренная законом, но приводящая к установлению ограничений (обременении) вещных прав на земельные участки, в соответствие со ст. 164 и 131 ГК РФ и п. 1 ст. 4 Закона о регистрации прав на недвижимость должна подлежать государственной регистрации.

36.Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

  Граждане, имеющие трех и более  детей, имеют право приобрести  бесплатно, в том числе для  индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного  согласования мест размещения  объектов находящиеся в государственной  или муниципальной собственности  земельные участки в случаях  и в порядке, которые установлены  законами субъектов Российской  Федерации.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с настоящей статьей земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается настоящим Кодексом.

37.Порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам.

1. Предоставление земельных участков  для строительства из земель, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, осуществляется с проведением  работ по их формированию:

1) без предварительного согласования  мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием  мест размещения объектов.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

2. Предоставление земельных участков  для строительства в собственность  без предварительного согласования  мест размещения объектов осуществляется  исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со  статьей 38 настоящего Кодекса, за  исключением некоторых случаях, прописанных в ЗК РФ 

38.Ограничение оборотоспособности земельных участков.

Ограничение оборотоспособности земельных участков означает прежде всего ограничение в передаче таких участков в собственность граждан и юридических лиц, но не значит, что исключена всякая возможность их оборота. Так, отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, могут передаваться в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 5 ст. 93 ЗК РФ).

39.Сделки с земельными участками, влекущие за собой смену собственника.

Сделки - правовая форма оборота объектов гражданских прав.

Сделки - действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Особенности оборота земельных участков находят отражение в содержании соответствующих сделок с землей.

Общие положения гражданско-правового института сделок с имуществом применяются в земельном обороте. Земельное законодательство предусматривает особенности совершения, например, сделок купли-продажи земельных участков, обусловленные необходимостью обеспечения публичных интересов. В этих случаях должен соблюдаться принцип использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, контролироваться соблюдение норм предельных площадей земельных участков и т. д.

Специальные правила, касающиеся оборотоспособности, установлены в ГК в отношении земли и других природных ресурсов. Эти объекты могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства (п. 1 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»). Общие положения регулирования оборота земельных участков определяются в гражданском законодательстве, а особенности - в земельном законодательстве.

Пункт 1 ст. 27 Земельного кодекса предусматривает, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК. В то же время в ЗК есть специальные нормы, отражающие особенности заключения, например, договоров купли-продажи, аренды земельных участков.

Все земельные участки, в отношении которых существуют ограничения оборота, ЗК делит на два вида:

земли, изъятые из оборота, которые не могут приватизироваться и быть объектами гражданско-правовых сделок;

земли, ограниченные в обороте, которые также не передаются в частную собственность, однако возможны исключения из этого правила, которые могут быть установлены федеральными законами. Кроме того, они могут являться предметом гражданско-правовых сделок на основе действующего законодательства.

Из оборота изъяты земельные участки, на которых расположены различные объекты, находящиеся в федеральной собственности, например полностью изъяты из оборота земли государственных природных заповедников, земельные участки, на которых находятся здания и сооружения Вооруженных Сил РФ и др.

К землям, ограниченным в обороте, относятся земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, перечень которых содержится в п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, например земли лесного фонда, земли водного фонда, занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами и т. д.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

40.Особенности купли-продажи земель в России.

Договор купли-продажи земельного участка - гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать земельный участок в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот земельный участок и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

К отношениям по купле-продаже земельных участков применяются общие положения о купле-продаже гл. 30 ГК РФ с учетом особенностей, установленных ЗК РФ.

Особенности купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения установлены Федеральным законом от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

ГК РФ включает земельные участки в гражданский оборот и устанавливает общие рамки их оборотоспособности, указывая, что земельные участки могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле.

Существенное значение согласно ЗК РФ принадлежит преддоговорным условиям заключения договора купли-продажи земельного участка. Несоблюдение их влечет признание договора купли-продажи недействительным даже в том случае, если содержащиеся в нем условия законны. К таким условиям относятся следующие:

предметом договора купли-продажи может быть только земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет, т. е. имеющий кадастровый номер;

обязанность продавца при заключении договора предоставить покупателю имеющуюся у него информацию о земельном участке, которая может оказать влияние на решение покупателя о приобретении данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами;

отсутствие земельных и иных имущественных споров поземельному участку, являющемуся предметом договора купли-продажи;

соблюдение преимущественного права покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органа местного самоуправления.

Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора. В случае, если субъект РФ или орган местного самоуправления откажется от покупки либо не уведомит продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение одного месяца со дня поступления извещения, продавец вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу по цене не нижеуказанной в извещении.

Купля-продажа земельного участка возможна при отсутствии споров о его принадлежности, границах и иных земельных споров.

Договор купли-продажи земельного участка заключается в письменной форме и считается заключенным с момента его подписания сторонами как единого документа. Государственной регистрации в этом случае подлежит переход права собственности к покупателю.

Значение государственной регистрации - с момента регистрации покупатель становится собственником земли (п. 2 с-г. 551 ГК РФ).

41.Сделки с земельными участками, не сопровождающиеся сменой собственника.

Основные виды сделок в сфере использования земель, которые не влекут за собой смены собственника земельного участка, — это договоры аренды, договоры залога земельных участков, залог права аренды земельного участка и права на земельную долю, а также доверительное управление недвижимым имуществом (ст. 1012—1026 ГК РФ).

Под арендой земельных участков понимается урегулированная нормами гражданского (ст. 606—625 ГК РФ) и земельного законодательства (ст. 22 ЗК РФ) земельно-правовая сделка, основными признаками которой являются: срочность; возмездность; целевой характер, определенный договором аренды земельного участка; самостоятельная хозяйственная деятельность арендатора, выра­жающаяся в запрете арендодателю вмешиваться в деятельность арен­датора, если он не нарушает условия договора.

Приводя в систему перечисленные признаки, можно сформулировать земельно-правовую сделку по аренде земли как срочное, возмездное и целевое использование земли арендатором для самостоятельного ведения хозяйства на ней в рамках договора аренды.

Особенностью договоров данного вида является сохранение за арен­додателем титула собственника, а значит и всей полноты ответственности за состояние арендуемого земельного угодья. Лишь при защите нарушенных земельных прав арендатор вправе выступать от имени собственника земельного участка, в том числе и без доверенности, если его действия ограничиваются рамками законной защиты.

Поскольку арендатор — не собственник земельного участка, а всего лишь срочный пользователь им, то налоговое бремя несет на себе арендодатель — собственник земельного участка.

Исходя из принципа стабильности земельных отношений, закон предоставляет право арендатору, надлежащим образом выполняющему свои договорные обязательства, преимущественное, по отношению к другим лицам, право на возобновление арендных отношений на следующий срок. В результате этого срочный договор аренды при надлежащем исполнении арендатором своих договорных обязанностей может длиться неопределенное время.

Информация о работе Шпаргалка по "Земельное право"