Субьекты градостроительных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 00:46, контрольная работа

Краткое описание

Исследование и анализ теоретических и практических моментов правового регулирования градостроительной деятельности определяется необходимостью обеспечения согласованности частных и публичных интересов участников этой деятельности.
Увеличение численности, увеличение плотности населения в крупных городах приводит к проблемам роста антропогенного воздействия на окружающую среду, ухудшению ситуации с экологической обстановкой, интенсификации использования земельных ресурсов, других природных ресурсов. На фоне перенаселенности даже незначительный дисбаланс в функциональном назначении территорий поселений может привести к серьезным негативным социальным последствиями. Названные обсуждаемые в литературе вопросы обусловили появление новых требований к организации и регулировании пространства территорий городов и иных поселений.

Содержание

Введение 3
1. Понятие градостроительной деятельности. 4
2. Субъекты градостроительных отношений 7
Выводы 13
Список использованных источников 14

Вложенные файлы: 1 файл

16. Субьекты градостроительных отношений.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

 


 


ЗМІСТ

 

Введение

Исследование и анализ теоретических и практических моментов правового регулирования  градостроительной  деятельности определяется необходимостью обеспечения согласованности частных и публичных  интересов участников этой  деятельности.

Увеличение численности, увеличение плотности населения в крупных городах приводит к проблемам роста антропогенного воздействия на окружающую среду, ухудшению ситуации с экологической обстановкой, интенсификации использования земельных ресурсов, других природных ресурсов. На фоне перенаселенности даже незначительный дисбаланс в функциональном назначении территорий поселений может привести к серьезным негативным социальным последствиями. Названные обсуждаемые в литературе вопросы обусловили появление новых требований к организации и регулировании пространства территорий городов и иных поселений

Исследование вопросов правового регулирования деятельности  субъектов градостроительных отношений вызвано не только с необходимостью совершенствования законодательства, уяснения проблем его совершенствования, но и имеет существенно качественное значение для решения практических задач обеспечения безопасности и благоприятных условий жизни и деятельностичеловека, уменьшения и ограничения отрицательного воздействия хозяйственной, иной деятельности на окружающую среду. Актуальным и важным также является вопрос обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов. 
Вопросы правового регулирования градостроительной деятельности, вопросы совершенствования соответствующего законодательства привлекают внимание многих исследователей в правовой науке.

Вопросы совершенствования правового регулирования  градостроительной  деятельности  являются предметом изучения в различных отраслях права и отражены в работах по гражданскому, жилищному, административному, земельному, трудовому и другим отраслям права.

1. Понятие градостроительной деятельности.

Градостроительная деятельность, согласно положениям Градостроительного кодекса РФ, это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитально- го строительства. Таким образом, из определения видно, что цель и задача градостроительной деятельности – развитие территорий страны, причем не только населенных пунктов, но и других территорий, в них не входящих.

Состоит она из отдельных, связанных между собой мероприятий по планированию территории и градостроительному зонированию. Территориальное планирование направлено на определение и закрепление в документах назначения территорий. При этом исходят из совокупности социальных, экономических, экологических и других факторов, имеющихся на данной территории. Целью планирования является обеспечение устойчивого развития территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечение учета интересов граждан и их объединений, не забывая при этом интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Градостроительное зонирование заключается в создании карты зонирования, на которой устанавливаются границы зон в соответствии с принадлежностью участков к определенной категории земель. Оно включает в себя создание правил землепользования и застройки.

Отдельными сегментами градостроительной деятельности являются архитектурно-строительное проектирование. Собственно строительство и проведение капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений.

Архитектурно-строительное проектирование включает в себя инженерные изыскания по подготовке проектной документации объекта и собственно данное проектирование. Осуществляется оно путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

Кроме того, градостроительная деятельность должна сопровождаться информационным обеспечением населения, которое используется также и для целей контроля за этой деятельностью. И хотя информационное обеспечение в строгом смысле слова не является градостроительством, оно должно ему сопутствовать как неотъемлемая часть.

Законодательство о градостроительной деятельности основывается на ряде принципов, которые учитываются также при издании нормативно-правовых актов, действующих в этой сфере. Вот они: обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения; осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий; ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности; возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

На основе вышеперечисленных принципов регулируются также отношения, связанные с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.

2. Субъекты градостроительных отношений

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

В отличие от ч.2 ст.4 ГрК РФ, в ч.3 ст.4 ГрК РФ наоборот называются смежные с градостроительными общественные отношения, где приоритет отдается нормам ГрК РФ, а соответствующие федеральные законы, регулирующие эти смежные отношения, применяются к градостроительным отношениям лишь тогда, когда они не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

К смежным с градостроительными отношениям относятся прежде всего земельные отношения, регулируемые ЗК РФ.

В регулировании земельных отношений участвуют и к земельному законодательству относятся Федеральные законы от 10 января 1996г. №4-ФЗ «О мелиорации земель», от 17 июля 2001г. №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», от 2 января 2000г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Будучи базисным среди природоресурсного законодательства земельное законодательство включает федеральные законы от 18 июня 2001г. №78-ФЗ «О землеустройстве», от 24 июля 2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 21 декабря 2004г. №172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» и др., всего более сотни федеральных законов.

Регулирование земельных отношений, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ согласно ст.72 Конституции РФ, осуществляется также на основе земельных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Лесное законодательство представлено головным актом - Лесным кодексом РФ от 29 января 1997г. Регулирование лесных отношений осуществляется им с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Согласно ст.133 ЛК РФ леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки.

В лесах, расположенных на землях городских поселений, запрещается осуществление лесопользования, несовместимого с назначением этих лесов. Допускается проведение в указанных лесах рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, прочих рубок.

Лесное законодательство содержит постановления Правительства РФ, например, от 17 ноября 2004г. №647 «О расчете и возмещении потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий».

Водное законодательство включает, прежде всего, Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. Согласно его ст.39 обособленные водные объекты, принадлежащие на правах собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью. В муниципальной собственности находятся обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд. От имени муниципальных образований права собственности осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.

В соответствии со ст.1 ВК РФ обособленный водный объект или замкнутый водоем - это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

Использование и охрана лесов и водных объектов при градостроительстве имеет большое значение для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности граждан, поэтому сочетание градостроительного и лесного, водного законодательства имеет принципиальный характер. В последнее время в ЛК РФ и ВК РФ внесены изменения и готовятся проекты их новых редакций, направленных на разграничение полномочий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, усиление гражданско-правовых начал в природопользовании, уменьшения в нем административных начал.

О законодательстве об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации уже говорилось выше.

В ст.4 ГрК РФ предусматривается «иное законодательство», которое применяется к градостроительным отношениям, если они не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности, являющимся комплексным, составным, не предусмотренным всероссийским классификатором правовых актов.

Ближайшим «иным» законом считается Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г., в ст.4 которого раскрываются понятия «жилищные отношения» и «участники жилищных отношений», а в ст.5 - жилищное законодательство, в ст.8 - применение к жилищным отношениям иного законодательства, в ст.9 - жилищное законодательство и нормы международного права.

В градостроительной деятельности необходимо учитывать требования Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999г., вчастности:

ст.7 - «Полномочия органов местного самоуправления в области охраны атмосферного воздуха»;

ст.16 - «Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности»;

ст.17 - «Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств»;

ст.19 - «Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей»;

ст.21 - «Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух»;

ст.22 - «Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников»;

ст.23 - «Мониторинг атмосферного воздуха».

Многие законы затрагивают регулирование градостроительных отношений, например, Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997г., которым предусматриваются:

- использование  воздушного пространства; запрещение  или ограничение использования воздушного пространства; ограничение права пользования гражданскими воздушными судами (ст.11, 17,39);

- строительство  и реконструкция аэродромов, аэропортов  и объектов единой системы организации воздушного движения; строительство в пределах приаэродромной территории (ст.45, 46);

- контроль  за соблюдением федеральных правил  использования воздушного пространства; осуществление государственного  контроля за деятельностью в  области гражданской авиации; полет воздушного судна над населенными пунктами (ст. 18, 28, 72).

«Иным законодательством РФ», применяемым к градостроительным отношениям, могут считаться Федеральные законы «Об отходах производства и потребления» от 22 мая 1998г., «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г., «О животном мире» от 24 апреля 1995г., «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г.

Информация о работе Субьекты градостроительных отношений