Система Земельного права. Земельное право как отрасль права, науки и как учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:34, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - исследовать систему земельного права с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. В процессе исследования данной темы в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- исследовать понятие и основную сущность земельного права с точки зрения современного законодательства Российской Федерации;
- изучить нормативно-правовую базу земельного права в России;
- охарактеризовать с теоретической и практической точки зрения систему земельного права Российской Федерации (общая и особенная части);

Содержание

Введение
3
Глава 1. Система земельного права
5
1.1 Общая часть
5
1.2 Особенная часть
8
Глава 2. Земельное право как отрасль права, науки и как учебная дисциплина
11
Заключение
13
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

ФГБОУ ВПО «Сыктывкарский государственный  университет»

 

Институт истории и  права

Кафедра административного и финансового  права

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Тема: Система Земельного права. Земельное право как отрасль права, науки и как учебная дисциплина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2013

Содержание:

 

Введение

3

Глава 1. Система земельного права

5

      1.1 Общая часть

5

      1.2 Особенная часть

8

  Глава 2. Земельное право как отрасль права, науки и как учебная дисциплина   

11

Заключение

13

Список использованной литературы

13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

 

 Земельное право - это относительно обособленная отрасль российской системы права, которая представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского  государства и направленную на регулирование  общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования  и сбережения земли, как национального  богатства Российской Федерации. Под  земельным правом понимают также  систему юридических норм, предназначенных  для регулирования земельных  отношений. Система земельного права - это самостоятельное направление  правового регулирования, которое  сформировалось в России в связи  с выделением интересов по справедливому  распределению земель между субъектами права, рациональному использованию  и охране земель в процессе общественного  развития в самостоятельную категорию.

Земельное право  занимает одно из важнейших мест во всей правовой системе среди отраслей права в связи с тем, что земельное право регулирует отношения, складывающиеся в сфере оборота земель в пределах территории Российской Федерации.

     

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в настоящее время земельное  право становится важнейшим регулятором  земельных правоотношений и затрагивает  жизненные интересы граждан и  государства, при этом система земельного права отчетливо выражает все  особенности, присущие земельным отношениям, закрепляя соответствующие правила  поведения      

Цель  работы - исследовать систему земельного права с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. В процессе исследования данной темы в работе были поставлены и решены следующие задачи:

- исследовать  понятие и основную сущность  земельного права с точки зрения  современного законодательства  Российской Федерации;

- изучить нормативно-правовую  базу земельного права в России;

- охарактеризовать  с теоретической и практической  точки зрения систему земельного  права Российской Федерации (общая  и особенная части);

- рассмотреть  специфические особенности системы  земельного права Российской  Федерации в современном научно-правовом  аспекте;

- подвести итоги  исследования выбранной темы, сформулировать  выводы и заключения, обобщить  полученные материалы в контрольной  работе.     

Объектом  исследования данной работы является земельное право, как самостоятельная  отрасль единой системы российского  права. Предметом исследования представленной работы выступает система земельного права.     

Исследование  выбранной темы осуществлялось при  помощи следующих методов: диалектический метод, метод анализа и синтеза; сравнительно-правовой метод, а также  метод обобщения полученных знаний по теме.

Теоретической основой представленной работы выступили  научные труды и учебные пособия  таких авторов, как С.А. Боголюбов, Л.В. Воробьева, И.А. Павловский, О.И. Кравцов, М.В. Бархатов, И.О. Краснова., В.Х. Улюкаева и др. 

  Законодательной основой представленной контрольной  работы выступают - Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и другие нормативные  правовые акты, регулирующие данный вид  правоотношений в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Система земельного права.

 

1.1. Общая часть     

 

Система земельного права - это совокупность правовых институтов, каждый из которых  состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные  отношения, обладающие известным единством. По распространенному правилу в  общей теории права институты  системы земельного права объединяются в общую и особенную части  земельного права.     

Общая часть системы земельного права - это совокупность правовых норм и  положений, относящиеся ко всей отрасли  земельного права в целом. Виды правовых институтов Общей части земельного права - институт права собственности  на землю; институт государственного управления земельным фондом; институт права  пользования землей и охраны прав на землю.     

Институт  права собственности на землю  предусматривает, что в Российской Федерации земля может находиться в государственной, муниципальной  и частной собственности. Так, согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ - собственностью граждан и юридических лиц (частная  собственность) являются земельные  участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством  РФ. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к  приобретению земельных участков в  собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность  граждан и юридических лиц, за исключением участков, которые в  соответствии с законами не могут  находиться в частной собственности. 3     

Что касается иностранных граждан, лиц  без гражданства и иностранных  юридических лиц, то они не могут  обладать на праве собственности  земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых  устанавливается Президентом РФ и на иных установленных особо  территориях РФ в соответствии с  федеральным законодательством.

  В соответствии со ст. 16 Земельного кодекса  РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в  собственности граждан, юридических  лиц или муниципальных образований. При этом разграничение государственной  собственности на землю на собственность  Российской Федерации (федеральную  собственность), собственность субъектов  Российской Федерации и собственность  муниципальных образований (муниципальную  собственность) осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона РФ "О разграничении государственной  собственности на землю".Земельный  кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ, ст. 16-17     

Муниципальная собственность на землю - это земельные  участки: которые признаны таковыми федеральными законами РФ и законами субъектов РФ; право муниципальной  собственности, на которые возникло при разграничении государственной  собственности на землю; которые  приобретены по основаниям, установленным  гражданским законодательством  РФ. В собственность муниципальных  образований могут безвозмездно передавать земли, находящиеся в  государственной собственности, в  т.ч. за пределами границ муниципальных  образований. В г.Москве и г.Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную  собственность при разграничении  государственной собственности  на землю не передаются. Право муниципальной  собственности на земельные участки  здесь возникает при передаче земельных участков из собственности  г.Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную  собственность в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации

 Государственное управление земельным фондом осуществляется посредством специальных мероприятий, проводимых органами государственной  власти Российской Федерации. Одним  из таких мероприятий является государственный  мониторинг земель, который представляет собой систему наблюдений за состоянием всех земель в Российской Федерации. Основными задачами, которые выполняет  государственный мониторинг земель являются:

1) своевременное  выявление изменений состояния  земель, оценка этих изменений,  прогноз и выработка рекомендаций  о предупреждении и об устранении  последствий негативных (вредных)  процессов; 

2) информационное  обеспечение ведения государственного  земельного кадастра, государственного  земельного контроля за использованием  и охраной земель, иных функций  государственного и муниципального  управления земельными ресурсами,  а также землеустройства; 

3) обеспечение  граждан информацией о состоянии  окружающей среды в части состояния  земель в Российской Федерации.      

Еще одним методом управления земельным  фондом в Российской Федерации является землеустройство, которое включает в себя мероприятия по изучению состояния  земель, планированию и организации  рационального использования земель и их охраны, образованию новых  и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное  землеустройство), организации рационального  использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления  сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (ст. 68 ЗК РФ). 4

 

Наряду  с указанными мероприятиями по управлению земельным фондом в Российской Федерации  осуществляется ведение Государственного земельного кадастра, который представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных  участков и прочно связанных с  ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный  кадастр включается информация о  субъектах прав на земельные участки.      

Институт  права пользования землей предусматривает, что в Российской Федерации пользование  земельными участками может быть нескольких видов: постоянное (бессрочное) пользование (ст. 20 ЗК РФ); пожизненное  наследуемое владение (ст. 21 ЗК РФ); аренда земельных участков (ст. 22 ЗК РФ); право  ограниченного пользования чужим  земельным участком - сервитут (ст. 23 ЗК РФ); и безвозмездное срочное  пользование (ст. 24 ЗК РФ).     

Институт  охраны прав на землю предусматривает, что земля в Российской Федерации  охраняется, как основа жизни и  деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории. Использование  земель в Российской Федерации должно осуществляться способами, обеспечивающими  сохранение экологических систем, способности  земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления  хозяйственной и иных видов деятельности. При этом основными целями охраны земли в Российской Федерации  являются, следующие способы:

1) предотвращение  деградации, загрязнения, захламления,  нарушения земель, других негативных  воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение  улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению,  захламлению, нарушению, другим  негативным (вредным) воздействиям  хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных  участков обязаны проводить соответствующие  мероприятия по охране земель, предусмотренные  законодательством РФ

Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель в Российской Федерации осуществляется на 4х уровнях:

1) государственный  земельный контроль - осуществляется  специально уполномоченными государственными  органами (ст. 71 ЗК РФ);

2) муниципальный  земельный контроль - осуществляется  органами местного самоуправления  или уполномоченными ими органами (ст. 72 ЗК РФ);

3) общественный  земельный контроль - осуществляется  органами территориального общественного  самоуправления, другими общественными  организациями (объединениями), гражданами (ст. 72 ЗК РФ);

4) производственный  земельный контроль - осуществляется  собственником земельного участка,  землепользователем, землевладельцем,  арендатором в ходе осуществления  хозяйственной деятельности на  земельном участке.

 

1.2. Особенная часть     

 

Общей части системы земельного права  Российской Федерации подчинена  Особенная часть, которая складывается из земельно-правовых институтов, которые  определяют правовой режим земель отдельных  категорий, выделяемых по основному  целевому назначению - соответствующему признаку     

Особенная часть земельного права имеет  конкретизирующую функцию. В ней  группируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорий  земель. Многие специалисты различают  также специальную часть учебного курса земельного права, которая  включает порядок рассмотрения разрешения земельных споров и законодательно предписанные виды юридической ответственности  за нарушение сложившегося земельного порядка в Российской Федерации  и правила их применения.     

Информация о работе Система Земельного права. Земельное право как отрасль права, науки и как учебная дисциплина