Право сельскохозяйственного землевладения и землепользования граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 20:54, контрольная работа

Краткое описание

Право землевладения и землепользования представляет собой сложный правовой институт, объединяющий правовые нормы, которые регулируют порядок и условия использования земли, не находящейся в собственности у субъектов земельных отношений.
Наряду с правом собственности на землю этот правовой институт обеспечивает закрепление системы прав на землю.

Вложенные файлы: 1 файл

зп.docx

— 49.32 Кб (Скачать файл)

Кафедра адвокатуры

 

Самостоятельная управляемая работа студента по предмету: «Земельное право»                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

                                                                       Студент гр. 1231

                                                                        Юридического Факультета

Мазец Д.Ю.                                          

                                                                       Проверила:

                                                                       Минько Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Сурс 1

Право сельскохозяйственного землевладения и землепользования граждан

 

 

 

Право землевладения и землепользования представляет собой сложный правовой институт, объединяющий правовые нормы, которые регулируют порядок и условия использования земли, не находящейся в собственности у субъектов земельных отношений. 
Наряду с правом собственности на землю этот правовой институт обеспечивает закрепление системы прав на землю. 
Право землевладения и право землепользования являются самостоятельными правовыми формами использования земли. В то же время эти формы использования земли имеют общие признаки, позволяющие обеспечивать единство их правового регулирования. К ним относятся: 
• производный характер права землевладения и землепользования; 
• ограниченность этих прав по содержанию; 
• устойчивость; 
• платность; 
• целевое использование земельных участков. 
Они различаются по целям использования земли, по субъектам, срокам, характеру и содержанию прав на землю. 
Право землевладения и землепользования производны от права собственности на землю, государственной или частной, что вытекает из ст. 262 ГК, согласно которой земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, а также срочного пользования, в том числе в аренду. 
Право землевладения и землепользования по содержанию ограничены, они всегда уже прав собственника, который может предоставлять землю другим лицам только в пределах тех полномочий, которыми обладает сам. 
Землевладельцы и землепользователи наделены правомочиями владения и пользования землей, которые осуществляются на условиях и в пределах. уставленных законодательством или договором с собственником (ч.3 ст. 262 ГК). Правомочие распоряжения у землевладельцев и землепользователей, как правило отсутствует, если иное не предусмотрено законодательством или договором с собственником (ч.2 ст. 262 ГК). 
Устойчивость права землевладения и землепользования обеспечивается установлением определенного, закрепленного в законодательстве, порядка возникновения и прекращения этих прав, гарантиями защиты этих прав, в том числе со стороны собственника. 
Как субъективное право на землю право землевладения и право землепользования представляет собой юридическую возможность владеть и пользоваться землей для определенных целей. С субъективной стороны следует рассматривать эти права как разновидность права природопользования. 
Право землевладения и землепользования как поземельные титулы могут иметь различную правовую природу. Они включают в себя: 
1) вещные права – право пожизненного наследуемого владения землей, право постоянного пользования землей, земельные сервитуты. 
2) обязательственное право – аренда земли. 
3) права, имеющие административно-правовую природу - временное землепользование, основанное на административном акте, использование земель на условиях временного занятия.  
 
Право землевладения. 
Право землевладения как титул использования земли было введено Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятыми 28 февраля 1990 года, при отсутствии частной собственности на землю. 
Кодекс Республики Беларусь о земле 1990 года закреплял право землевладения граждан и сельскохозяйственных и лесохозяйственных организаций. 
В настоящее время ст. 10 Кодекса Республики Беларусь о земле предусматривает только пожизненное наследуемое владение земельными участками, предоставленными гражданам Республики Беларусь. Право пожизненного наследуемого владения землей является самостоятельным вещным правом (ст.217 ГК). 
Право землевладения характеризуется наибольшей устойчивостью по сравнению с другими ограниченными правами на землю. Оно всегда бессрочно (пожизненное владение), при определенных условиях может переходить после смерти землевладельца к лицам, которые являются его наследниками (наследуемое владение). 
Круг субъектов и целей права землевладения ограничен. Землевладельцами могут быть только граждане Республики Беларусь, которым земельные участки предоставляются для целей, указанных в ст. 69 Кодекса Республики Беларусь о земле:  
1). для строительства и обслуживания жилого дома; 
2). для ведения личного подсобного хозяйства; 
3). для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; 
4). для ведения коллективного садоводства; 
5). для дачного строительства; 
6). для традиционных народных промыслов; 
7). в случае получения по наследству или приобретения жилого дома. 
Законодательством Республики Беларусь может быть предусмотрено предоставление земельного участка в пожизненное наследуемое владение и для других целей. 
В тех случаях, когда для определенных целей земельные участки могут передаваться либо во владение, либо в частную собственность, граждане могут самостоятельно выбрать титул пользования. 
Граждане-землевладельцы обладают наибольшей самостоятельностью правомочий по использованию земельных участков. Они могут обменивать между собой земельные участки, передавать имеющийся у них участок, если на нем отсутствуют строения, по наследству в порядке, устанавливаемом Советом Министров (ст.ст. 59, 92 Кодекса Республики Беларусь о земле). 

 Право землепользования. 
Как правовая форма использования земли право землепользования включает в себя совокупность прав на землю каждое из которых является самостоятельным поземельным титулом. 
 
Постоянное и временное пользование землей. 
В соответствии со ст.8 Кодекса Республики Беларусь о земле земельные участки предоставляются в постоянное и временное пользование. 
Право постоянного пользования земельным участком признается вещным правом (ст. 217 ГК), что обеспечивает его устойчивость и гарантирует землепользователю защиту его прав теми же способами, что и права собственности на землю. 
Постоянным, как указано в ст.9 Кодекса Республики Беларусь о земле, признается пользование земельным участком без заранее установленного срока. Субъектами постоянного и временного землепользования являются юридические лица Республики Беларусь, которым земельные участки могут предоставляться для любых уставных целей, и граждане Республики Беларусь, в случаях, предусмотренных законодательством. 
В отдельных случаях законодательство специально оговаривает (закрепляет) право постоянного пользования юридических лиц - например, сельскохозяйственных предприятий для ведения товарного сельского хозяйства (ст.99 Кодекса Республики Беларусь о земле), кооперативов по строительству и эксплуатации открытых стоянок или гаражей для хранения транспортных средств (ст. 74 Кодекса Республики Беларусь о земле), садоводческих товариществ (ст. 76 Кодекса Республики Беларусь о земле). 
В постоянное пользование земельные участки могут предоставляться только собственником земли в порядке, установленном земельным и гражданским законодательством. 
Временное пользование земельным участком, в соответствии со ст. 9 Кодекса Республики Беларусь о земле, может быть краткосрочным - до 3 лет, и долгосрочным - от 3 до 10 лет. Временное пользование землей может быть вторичным, но только в случаях, предусмотренных законодательством. 
Гражданское законодательство Республики Беларусь не предусматривает временного землепользования в числе самостоятельных прав на землю. Оно возникает на основании административно-правовых актов соответствующих исполнительных и распорядительных органов (первичное временное землепользование) или решений (актов) предприятий, организаций, учреждений (вторичное временное землепользование). 
Граждане Республики Беларусь ограничены в получении земли в пользование, поскольку их потребности реализуются через право частной собственности и пожизненного наследуемого владения землей. Гражданам Республики Беларусь земельные участки предоставляются в пользование только в случаях, которые предусмотрены законодательством: 
• для огородничества - во временное пользование (ст. 83 Кодекса республики Беларусь о земле); 
• для сенокошения и выпаса скота - (ст. 83 Кодекса Республики Беларусь о земле); 
• для служебного землепользования (ст. 84, 85 Кодекса Республики Беларусь о земле); 
• для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей - во временное пользование (ст. 74 Кодекса Республики Беларусь о земле).

 

 

 

                                                 Сурс 2

Правовой режим земель, предоставленных для жилищного и гаражного строительства

 

Понятие и состав земель населенных пунктов

Все земли Республики Беларусь подразделяются на несколько категорий. Одной из них являются земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов. Согласно ст. 6 Кодекса о земле к ним относятся - земли, земельные участки, расположенные в границах городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, за исключением земель, отнесенных к иным катего¬риям в этих границах.

    Земли данной  категории занимают особое место  среди иных категорий земель. Эти земли представляют собой  пространственно-территориальный базис  для размещения объектов социально-культурного  и иного назначения, а также  место жительства людей. Земли  населенных пунктов играют важную  роль в жизни общества в  силу того, что на небольших  по размеру территориях сосредото¬чены объекты различного назначения (производство, жилой фонд, социальная инфраструктура). Поэтому ценность указанных земель определяется по иным критериям, нежели плодородие почв, и зависит от месторасположения земельного участка, его рельефа, возможности свободного доступа на участок и др. Основная цель земельного законодательства - обеспечить рациональное использо¬вание земель данной категории, грамотное размещение на террито¬риях населенных пунктов жилых и нежилых объектов.

Кроме того, сегодня важное значение для обеспечения рацио¬нального использования и охраны земель населенных пунктов имеет учет требований экологического законодательства.

Классификация земель населенных пунктов по видам осуществ¬ляется с учетом функционального назначения земель и админист¬ративного статуса населенного пункта и имеет целью определить правовой режим земель данной категории с учетом их целевого назначения.

Впервые состав земель населенных пунктов был определен Ко¬дексом о земле 1999 г. В состав земель населенных пунктов были включены земли застройки, земли общего пользования, земли сельскохозяйственного назначения, земли, занятые лесами, земли промышленности, транспорта и иного назначения. Важнейшую часть земель населенных пунктов составляли земли застройки, назначение которых - строительство и эксплуатация построенных строений и сооружений. Использование всех других земель (обще¬го использования, земель, занятых лесами, сельскохозяйственного назначения и др.) определялось нуждами строительства и обслу¬живания потребностей населенного пункта.

Согласно ст. 6 Кодекса о земле в состав земель населенных пунк¬тов как самостоятельной категории земель входят:

земли, земельные участки, расположенные в границах городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов;

земли, земельные участки садоводческих товариществ, дачных кооперативов. Следует обратить внимание на то, что правовой ре¬жим земель садоводческих товариществ и дачных кооперативов, ко¬торые входят в данную категорию земель, отличается от правового режима земель населенных пунктов. Садоводческие товарищества и дачные кооперативы не относятся к населенным пунктам, земли садоводческих товариществ и дачных кооперативов преимущест¬венно используются для сельскохозяйственных целей и находятся, как правило, за пределами населенных пунктов.

Основным понятием, с которым связано существование данной категории земель и ее структура, является населенный пункт и его административный статус. Согласно ст. 4 Закона Республики Бела¬русь от 05.05.1998 № 154-3 «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-террито¬риального устройства Республики Беларусь» населенный пункт - компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответ¬ствующем порядке территориальные пределы. К числу населенных пунктов в Республике Беларусь относятся города, поселки город¬ского типа и сельские населенные пункты.

Земли населенных пунктов многофункциональны, но они под¬чиняются интересам населенного пункта. В процессе градострои¬тельной деятельности осуществляется зонирование территории населенных пунктов, с учетом ее функционального использования. Законом Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-3 «Об архи¬тектурной, градостроительной и строительной деятельности в Рес¬публике Беларусь» предусмотрено зонирование территорий насе¬ленных пунктов - вьщеление при градостроительном планировании территориальных зон определенного функционального назначения с установлением регламентов градостроительного развития и ис¬пользования территории. Целью градостроительного зонирования является определение видов и параметров градостроительного использования и застройки территорий, установление единого по¬рядка градостроительного освоения земельных участков, создание долгосрочной основы организации среды обитания и планирование инвестиций в строительство. Выделяют следующие территориаль¬ные зоны по преимущественному функциональному использованию территорий населенных пунктов: жилые зоны; общественно-дело¬вые зоны; производственные зоны; зоны транспортной и инженер¬ной инфраструктуры; рекреационные зоны; сельскохозяйственные зоны; зоны специального назначения.

Местные исполнительные комитеты вправе устанавливать иные территориальные зоны с учетом сложившейся практики ис¬пользования земель и иных объектов недвижимости конкретного населенного пункта.

Следует отметить, что содержание правового режима видов земель населенных пунктов и территориальных зон не совпадает вследствие различных целей, поэтому виды земель, образующие данную категорию земель, и виды территориальных зон следует отличать, в каждой территориальной зоне могут находиться земель¬ные участки, относящиеся к различным видам.

Населенные пункты и их земли учитываются и регистрируются в едином Реестре административно-территориальных и территориаль¬ных единиц, являющемся составной частью земельного кадастра, ко¬торый ведет научно-производственное государственное республикан¬ское унитарное предприятие «Национальное кадастровое агентство» Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь.

2. Субъекты и правовые  формы использования земель населенных  пунктов

Земельные участки в населенных пунктах могут предоставляться юридическим и физическим лицам на праве частной собственности, в пожизненное наследуемое владение, постоянное или временное пользование, в том числе на условиях аренды.

Выбор правовой формы использования земель населенных пунктов зависит от целевого назначения земельных участков. Для земель населенных пунктов характерно разнообразие видов ис¬пользования.

Право частной собственности, пожизненного наследуемого владе¬ния и пользования земель населенных пунктов возникает по общим правилам, установленным земельным законодательством. Специаль¬ных ограничений по предоставлению земельных участков не имеет¬ся. Существуют только ограничения по передаче земель в частную собственность в населенных пунктах (ст. 13 Кодекса о земле).

Не подлежат передаче в частную собственность:

земли, предназначенные для общего пользования;

земли, на которых расположены объекты недвижимого имуще¬ства, находящиеся только в государственной собственности;

земли, которые в соответствии с утвержденными генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования и землеустроительной доку¬ментацией предусмотрены для целевого использования, исключаю¬щего их предоставление в собственность;

земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению;

земли на площадях залегания разведанных месторождений по¬лезных ископаемых.

Размеры и цели предоставления земельных участков в населен¬ных пунктах зависят от вида населенного пункта. Так, например, согласно ст. 36 Кодекса о земле размер земельного участка, пре¬доставляемого в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, устанавливается:

Информация о работе Право сельскохозяйственного землевладения и землепользования граждан