Правовые основы мониторинга окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Информация о состоянии окружающей природной среды, об изменениях этого состояния давно используется человеком для планирования своей деятельности. Уже более 100 лет наблюдения за изменением погоды, климатом ведутся регулярно в цивилизованном мире. Это всем нам знакомые метеорологические, фенологические, сейсмологические и некоторые другие виды наблюдений и измерений состояния окружающей среды. Теперь уже никого не надо убеждать, что за состоянием природной среды надо постоянно наблюдать. Все шире становится круг наблюдений, число измеряемых параметров, все гуще сеть наблюдательных станций. Все большей сложностью обладают проблемы, связанные с мониторингом окружающей среды.

Содержание

Глава 1. Сущность мониторинга окружающей среды 5
Глава 2. Виды мониторинга окружающей среды 11
2.1. Мониторинг земель 11
2.2. Государственный мониторинг вод 14
2.3. Мониторинг растительного мира 18
2.4. Лесной мониторинг 19
2.5. Мониторинг животного мира 22
2.6. Мониторинг озонового слоя 23
2.7. Мониторинг атмосферного воздуха 24
Заключение 27
Список использованных источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая мониторинг.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Сбор, хранение, обработку, анализ данных, предоставление информации, получаемой в результате проведения мониторинга атмосферного воздуха, обеспечивает Минприроды. В этих целях министерство определяет информационно-аналитический центр мониторинга атмосферного воздуха, который безвозмездно предоставляет обобщенную информацию о состоянии атмосферного воздуха в главный информационно-аналитический центр Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь для включения ее в информационную систему Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, а также осуществляет информационный обмен с информационно-аналитическими центрами других видов мониторинга Национальной системы. Состав и содержание информации, получаемой в результате проведения мониторинга атмосферного воздуха, сроки и порядок ее предоставления в главный информационно-аналитический центр Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь определяются Минприроды. Данные мониторинга атмосферного воздуха, подлежащие длительному хранению, в установленном законодательством порядке включаются в государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и вредных воздействиях на нее.

Государственные органы, юридические лица и граждане вправе запрашивать и безвозмездно получать в информационно-аналитическом центре и главном информационно-аналитическом центре Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь информацию, полученную в результате проведения мониторинга атмосферного воздуха, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством.

Данные, полученные в результате проведения мониторинга  атмосферного воздуха, предоставляются республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, юридическим лицам и должны учитываться при подготовке проектов государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, прогнозов и программ социально-экономического развития, территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также использоваться для информирования граждан о состоянии атмосферного воздуха, морах по его охране и других целей.

 В случае  угрозы возникновения или возникновения  чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением атмосферного воздуха, информация мониторинга атмосферного воздуха в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, передается в МЧС, доводится до республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и населения для принятия экстренных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, минимизации или ликвидации их последствий.

 

Заключение

 

 

Итак, мониторинг окружающей среды – это комплексная  система наблюдения за элементами окружающей среды, контроля и прогноза ее состояния, предполагающая оценку изменений в экосистемах, в том числе связанных с накоплением загрязняющих веществ вследствие деятельности человека.

Проведение  всех видов мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь осуществляется на основе следующих общих принципов: согласованности нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения видов мониторинга окружающей среды; совместимости технического и программного обеспечения; достоверности и сопоставимости данных мониторинга окружающей среды; согласованности размещения пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды для получения комплексной информации о состоянии экологических систем; обязательности ведения наблюдений за состоянием окружающей среды и воздействием на нее природных и антропогенных факторов на пунктах наблюдений, включенных в установленном законодательством порядке в государственный реестр пунктов наблюдений; комплексности обработки и использования информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее природных и антропогенных факторов; доступа государственных органов, юридических лиц и граждан к информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее природных и антропогенных факторов; оперативности предоставления и обмена информацией о состоянии окружающей среды и воздействии на нее природных и антропогенных факторов.

Национальной  системы мониторинга окружающей среды. включает организационно-самостоятельные и проводимые на общих принципах следующие виды мониторинга окружающей среды:

- мониторинг  земель;

- мониторинг  поверхностных вод;

- мониторинг  подземных вод;

- мониторинг  атмосферного воздуха;

- мониторинг  озонового слоя;

- мониторинг  растительного мира;

- мониторинг  лесов;

- мониторинг  животного мира;

- радиационный  мониторинг;

- геофизический  мониторинг;

- локальный  мониторинг окружающей среды.

Организацию и  координацию функционирования мониторинга окружающей среды осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды путем: формирования и ведения государственного реестра пунктов наблюдений; установления режима, порядка и форматов информационного обмена; создания и ведения банков обобщенной информации, касающейся состояния окружающей среды и воздействия на нее природных и антропогенных факторов; подготовки совместно с другими республиканскими органами государственного управления и Национальной академией наук Беларуси ежегодного обзора состояния окружающей среды по результатам проведения мониторинга; разработки совместно с другими республиканскими органами государственного управления и Национальной академией наук Беларуси проектов концепций и государственных программ в области мониторинга окружающей среды.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Конституция Республики Беларусь  1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2007. - 48 с.
  2. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 декабря. 1998 г., № 218-З: с изм. и доп., внес. Законом Респ. Беларусь 3 июля 2011 г. № 285-З // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.
  3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.
  4. Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ «Об охране окружающей среды» , с изм. и доп., внес. Законом Респ. Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 326-З // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013.
  5. Административно-правовые основы государственного управления. Учеб. пособие / Общ. ред. А.Н. Крамника.- Мн.: Тесей, 2004. - 704 с. Гл. 8 С. 136-157.
  6. Балашенко С.А. Государственное управление в области охраны окружающей среды. - Минск: БГУ, 2000. -341 с.
  7. Балашенко С.А., Макарова Т.И. Экологическое право: Учебно-методическое пособие. - Минск: БГУ, 2000. -28 с.
  8. Балашенко С.А. Охрана окружающей среды и принципы государственного управления // Общество. Экономика. Право: Сб. науч. тр./ Редкол.: Н.И. Ильинский и др. - Мн.: ФУСТ БГУ, 2002. - С. 22-33.
  9. Балашенко С.А., Демичев Д. М.. Экологическое право. Издание второе. Минск «УРАДЖАЙ». 2000. – 398с.
  10. Демичев, Д. М., Экологическое право. Особенная часть: учебник, Д. М. Демичев. - Минск : Выш. шк., 2007. - 494 с.
  11. Ерофеев Б. В. Экологическое право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Юрист. 2001.
  12. Шимова О.С. Экология и экономика природопользования: Часть 1. Курс лекций – 2-e  стер. изд. - Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 193 с.
  13. Экология и экономика природопользования / Под ред. Э.В. Гирусова, В.Н. Лопатина. - М., 2002.
  14. Экологическое право. Курс лекций и практикум / Под ред. Ю.Е. Винокурова. – М.: Экзамен, 2003.

 

 




Информация о работе Правовые основы мониторинга окружающей среды