Правовые основы мониторинга окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Информация о состоянии окружающей природной среды, об изменениях этого состояния давно используется человеком для планирования своей деятельности. Уже более 100 лет наблюдения за изменением погоды, климатом ведутся регулярно в цивилизованном мире. Это всем нам знакомые метеорологические, фенологические, сейсмологические и некоторые другие виды наблюдений и измерений состояния окружающей среды. Теперь уже никого не надо убеждать, что за состоянием природной среды надо постоянно наблюдать. Все шире становится круг наблюдений, число измеряемых параметров, все гуще сеть наблюдательных станций. Все большей сложностью обладают проблемы, связанные с мониторингом окружающей среды.

Содержание

Глава 1. Сущность мониторинга окружающей среды 5
Глава 2. Виды мониторинга окружающей среды 11
2.1. Мониторинг земель 11
2.2. Государственный мониторинг вод 14
2.3. Мониторинг растительного мира 18
2.4. Лесной мониторинг 19
2.5. Мониторинг животного мира 22
2.6. Мониторинг озонового слоя 23
2.7. Мониторинг атмосферного воздуха 24
Заключение 27
Список использованных источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая мониторинг.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь Белорусский  государственный университет     Юридический факультет

 

КАФЕДРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И АГРАРНОГО ПРАВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА       ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

                                                                 

 

 

                                                           Выполнила: студентка 1 курса,

                                                                   1 группы, юридического факультета                   

                                                                     БГУ специальности «Правоведение»                   

                                                                    заочной формы обучения

                                                                    второго высшего образования

                                                                    Абрамович Юлия Николаевна_____

                                                                  

                                                                   Научный руководитель:

                                                                    Карпович Наталья Александровна,              

                                                                    доктор юридических наук, доцент

 
 

 

МИНСК 2013




 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

 

Информация  о состоянии окружающей природной среды, об изменениях этого состояния давно используется человеком для планирования своей деятельности. Уже более 100 лет наблюдения за изменением погоды, климатом ведутся регулярно в цивилизованном мире. Это всем нам знакомые метеорологические, фенологические, сейсмологические и некоторые другие виды наблюдений и измерений состояния окружающей среды. Теперь уже никого не надо убеждать, что за состоянием природной среды надо постоянно наблюдать. Все шире становится круг наблюдений, число измеряемых параметров, все гуще сеть наблюдательных станций. Все большей сложностью обладают проблемы, связанные с мониторингом окружающей среды.

Проблема сохранения окружающей природной среды и  переход современного человечества к устойчивому развитию является сегодня одной из самых важных. Охрана окружающей среды - это очень сложная и многогранная задача, которая требует для своего решения общих усилий стран и регионов - как глобальных, так и локальных.

В различных  видах научной и практической деятельности человека издавна применяется метод наблюдения - способ познания, основанный на относительно длительном целенаправленном и планомерном восприятии предметов и явлений окружающей действительности. Испытывая на себе результаты разрушающего действия воды, ветра, землетрясений, снежных лавин и т.п., человек издавна реализовал элементы мониторинга, накапливая опыт предсказания погоды и стихийных бедствий.

Тема работы очень актуальна, так как рациональное природопользование предполагает управление природными процессами, а чтобы управление было достаточно эффективным, необходимо иметь данные о динамических свойствах этих объектов, их изменении в результате антропогенного воздействия, предвидеть последствия вмешательства человека в ход естественных процессов. Эта информация нужна и в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах - для оповещения о надвигающихся опасных явлениях природы.

Согласно И.П.Герасимову, мониторинг – это система наблюдений и контроля за состоянием окружающей среды с целью рационального использования природных ресурсов, охраны природы и обеспечения стабильного функционирования геосистем различного хозяйственного назначения. Предметом исследования мониторинга выступает совокупность природных явлений, подверженная как естественным динамическим изменениям, так и преобразованиям со стороны человека. Изучение совокупности явлений представляет собой сложную комплексную задачу, поэтому предложено решать ее путем подразделения на несколько частных составляющих (уровней, ступеней).

Цель данной работы: дать понятие мониторинга, его  цели, задачи и виды; охарактеризовать особенности осуществления мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь; рассмотреть правовые основы мониторинга окружающей среды; выявить недостатки в существующих нормативных актах, регулирующих систему мониторинга окружающий среды Республики Беларусь.

 

 

 

Глава 1. Понятие, объекты  и субъекты мониторинга окружающей среды

 

    1. Правовая система мониторинга окружающей среды

 

Система охраны окружающей среды функционирует в республике с 1960 года, с момента образования Государственного комитета Совета Министров БССР по охране природы (постановление Совета Министров БССР от 29 августа 1960 г. № 480).

В 1990 г. Законом  Белорусской ССР от 16 июля 1990 г. «О внесении изменений в Закон Белорусской ССР «О Совете Министров Белорусской ССР» Государственный комитет БССР по охране природы был переименован в Государственный комитет Республики Беларусь по экологии, а в 1994 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 1994 г. № 145 «О совершенствовании структуры органов государственного управления Республики Беларусь и сокращении расходов на их содержание» Государственный комитет Республики Беларусь по экологии преобразован в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Министерство  природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды, осуществляющим экологическую политику государства.

В соответствии с Законом Республики Беларусь "О  Совете Министров Республики Беларусь" Минприроды подчиняется Совету Министров  Республики Беларусь.

Положение о  Министерстве природных ресурсов и  охраны окружающей среды Республики Беларусь, Положение о Департаменте по геологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Положение о Департаменте по гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и перечень государственных организаций, подчиненных Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 962 "Вопросы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь".

Наличие большого объема нормативных правовых актов  эколого-правового содержания, распределяющихся по нескольким уровням, подводит к мысли  о необходимости единого акта, устанавливающего общие принципы и подходы в регулировании экологических правоотношений. Роль такого нормативного акта, называемого иначе головным или базовым, традиционно отводится Закону «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ.

Главной целью  Закона «Об охране окружающей среды» является отражение общего уровня правового воздействия на сферу, определяемую как «отношения в области окружающей среды».

Закон «Об охране окружающей среды» выполняет следующие  задачи:

• определяет круг общественных отношений, признаваемых обществом экологическими;

• устанавливает  общие принципы охраны окружающей среды  и обеспечения экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности;

• устанавливает  нормативы качества окружающей среды  и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;

• устанавливает  эколого-правовые институты и механизмы  охраны окружающей среды;

• устанавливает  требования, предъявляемые к хозяйственной деятельности с целью охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

• наделяет граждан  правами и обязанностями с  целью обеспечения их экологического благополучия, в том числе правом на благоприятную окружающую среду, а также гарантиями соблюдения данных прав.

 

1.2.  Субъекты  и объекты экологических правоотношений

 

В соответствии со ст. 6 Закона «Об охране окружающей среды» субъектами экологических отношений являются граждане Республики Беларусь, юридические лица, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь. Правила, установленные законодательством об охране окружающей среды, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных государств, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.

Государство как субъект экологических  правоотношений. Характеристику субъектного состава экологических отношений следует начать с определения роли и места государства в названных отношениях. Республика Беларусь является субъектом права исключительной государственной собственности на недра, воды и леса; земли сельскохозяйственного назначения находятся только в собственности государства, что определено ст.13 Конституции Республики Беларусь. Государство как субъект экологических отношений определяет принципы и направления государственной политики в области окружающей среды, осуществляет государственное управление в лице специально уполномоченных органов государственного управления, а также контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды и применение мер ответственности за нарушение экологического законодательства.

Названные особенности  правового положения государства  в системе экологических правоотношений определяют специфику положения административно-территориальных единиц Республики Беларусь, также отнесенных к субъектам экологических отношений Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

Правовое положение  административно-территориальных единиц в системе государственного устройства Республики Беларусь определено в Законе Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь». В соответствии со ст. 3 названного Закона административно-территориальными единицами Республики Беларусь являются территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. К административно-территориальным единицам в Республике Беларусь относятся области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Административно-территориальные единицы с точки зрения государственного управления создаются «в целях определения пространственных пределов компетенции местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов». Итак, административно-территориальная единица — это прежде всего территория, в пределах которой осуществляется государственная власть, местное управление как «форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории».

Экономическую основу местного управления и самоуправления в соответствии со ст. 33 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), коммунальная и иная собственность, служащие источником получения доходов местного управления и самоуправления и удовлетворения социальных и экономических потребностей населения соответствующей территории.

Компоненты  природной среды (недра, воды, леса, земли сельскохозяйственного назначения, животный и растительный мир, особо охраняемые природные территории) отнесены к объектам, находящимся только в собственности государства, и в соответствии со ст. 215 ГК составляют казну Республики Беларусь.

Согласно ст. 34 Закона Республики Беларусь «О местном  управлении и самоуправлении» Советам принадлежит право распоряжения природными ресурсами на соответствующей территории в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Право распоряжения природными ресурсами Советы осуществляют путем предоставления их в установленном порядке во владение и пользование юридическим лицам и гражданам. Правомочие по распоряжению природными ресурсами, предоставленное органам местного самоуправления, есть право, проистекающее из права государственной (Республики Беларусь) собственности на природные ресурсы, что следует как из конституционной нормы, так и из приведенных выше норм гражданского законодательства. Законодательство Республики Беларусь не устанавливает права коммунальной собственности на природные ресурсы. Местные Советы, местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляя правомочия по распоряжению природными ресурсами, по охране окружающей среды действуют от имени государства в целом.

Физические лица как субъекты экологических  отношений. Субъектами экологических отношений признаются физические лица, к которым относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства. На физических лиц распространяются права и обязанности в области охраны окружающей среды, предусмотренные ст. 12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», и, в первую очередь, конституционное право на благоприятную окружающую среду, которое принадлежит гражданину от рождения и подлежит защите как личное неимущественное право, не связанное с имущественным в порядке ст. 14 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

Экологическое законодательство признает физических лиц также субъектами отношений по использованию природных ресурсов. Им гарантируется право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих ресурсов за ними и без получения соответствующих разрешений.

Информация о работе Правовые основы мониторинга окружающей среды