Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:53, контрольная работа

Краткое описание

Земли сельскохозяйственного назначения имеют особое значение как средство производства сельскохозяйственной продукции и являются второй по площади категорией земель единого земельного фонда Российской Федерации.
До начала современной земельной реформы сельскохозяйственные земли использовались в основном крупными кооперативными и государственными хозяйствами: колхозами, совхозами и др. В ходе реформирования земельных и аграрных отношений колхозы, совхозы и другие сельхозструктуры были реорганизованы и на их базе создана целая система коммерческих и некоммерческих юридических лиц, осуществляющих сельскохозяйственное производство.

Содержание

Введение
Понятие земель сельскохозяйственного назначения
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТР.РАБОТА ПО ЗЕМ.ПРАВУ 2013.docx

— 35.84 Кб (Скачать файл)

•  хозяйственными обществами и товариществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

•  казачьими обществами и общинами;

•  опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными хозяйствами научно-исследовательских учреждений, образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля н общеобразовательных учреждений;

•  общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для обеспечения их традиционного образа жизни и традиционных промыслов.

Нормами ЗК РФ предусмотрено  принятие специального федерального закона о государственном регулировании  и особенностях оборота земель сельскохозяйственного  назначения, в котором будут установлены  условия предоставления земель сельскохозяйственного  назначения коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим общинам и обществам, научно-исследовательским  учреждениям, образовательным учреждениям.

Правовой  режим использования организациями  земель сельскохозяйственного назначения.

Субъектами, которым могут  быть предоставлены земельные участки  для сельскохозяйственного производства, признаются юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) и  общины. Несельскохозяйственные организации (основной уставной деятельностью которых не является сельскохозяйственное производство) могут получать земельные участки для подсобного сельского хозяйства. В основном же земли сельскохозяйственного назначения выделяются сельхозорганизациям.

В результате изменений в  сельском хозяйстве были образованы организации, предусмотренные Гражданским  кодексом РФ. Коммерческие сельскохозяйственные организации могут создаваться  в форме: хозяйственных обществ  и товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных  унитарных предприятий.

Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы вправе в соответствии с законодательством иметь земельные участки сельскохозяйственного назначения и собственности, пользовании, аренде. В основном земельные участки или земельные доли организации приобретают в результате передачи их учредителями (участниками). После внесения лицом земельного участка или земельной доли в уставный капитал коммерческой организации он утрачивает право собственности на этот участок (земельную долю); собственником становится коммерческая организация. Юридические лица могут приобрести земельные участки и по иным основаниям, предусмотренным законом (например, заключив договор купли-продажи или аренды с другим юридическим лицом). Возможно внесение участником юридического лица не самого земельного участка, а лишь права пользования им; в этом случае участник сохраняет право собственности на земельный участок, а сельскохозяйственная организация приобретает право использовать его в своей хозяйственной деятельности.

Наиболее распространенным юридическим лицом в сельском хозяйстве является общество, по все  большее значение приобретает производственный кооператив. Хозяйственные общества функционируют в виде акционерных  обществ, обществ с ограниченной ответственностью и обществ с  дополнительной ответственностью, правовое положение которых определяется в соответствии с положениями  ГК РФ и рядом специальных законов.

Среди некоммерческих организаций, использующих земли сельскохозяйственного  назначения, особо выделяются садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения Указанные объединения (товарищества, потребительские кооперативы, партнёрства) являются некоммерческими организациями, учрежденными гражданами на добровольных началах для содействия их членам и решении общих социально хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Место их размещения определяется путем территориального зонирования, при котором определяются зоны, наиболее благоприятные для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также затрат на развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечиваются минимальные ограничения на использование земельных участков.

Наряду с другими организационно-правовыми формами деятельности в сфере сельскохозяйственного производства законодательство предусмотрело и образование крестьянских (фермерских) хозяйств. К 1999 г. в России был сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (270,2 тыс.), в распоряжение которых передано 13,8 млн га.

Особенностью правового  режима земель крестьянских (фермерских) хозяйств является неделимость земельных  участков. Согласно п. 2 ст. 258 ГК РФ земельные  участки и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его  членов из хозяйства разделу не подлежат. Вышедший из хозяйства имеет право  на денежную компенсацию, соразмерную  его доле в общей собственности  на это имущество. Земельные участки  подлежат разделу лишь в случае прекращения  крестьянского (фермерского) хозяйства  в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям.

Кроме того, специфика правового режима земель крестьянского (фермерского) хозяйства выражается в установлении особенностей оборота земельных участков крестьянского (фермерского) хозяйства,

 

Правовой  режим земель сельскохозяйственного  назначения, предоставляемых гражданам.

Земли сельскохозяйственного  назначения предоставляются гражданам  для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения, выпаса скота. В основном земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества.

Предельные размеры земельных  участков, предоставляемых гражданам  в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства устанавливаются, нормативными актами органов местного самоуправления. В период земельных преобразований в Российской Федерации с 1991 по 1998 г. средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос почти в два раза (с 0,19 до 0,36 га).

Садоводство, огородничество, а также дачное хозяйство граждане вправе вести, используя коллективную или индивидуальную форму такой деятельности. В первом случае свои права и потребности они реализуют с помощью участия в садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях, во втором — самостоятельно, без образования таких объединений и участия них.

 

Возмещение убытков  и потерь сельскохозяйственного  производства

Целям обеспечения рационального  использования земель, сохранения ее плодородного слоя служит юридическая  ответственность. Юридическая ответственность  включает в себя совокупность юридических  норм, устанавливающих неблагоприятные последствия и порядок их возложения на правонарушителя. Юридическая ответственность выражается в обязанности лица, совершившего правонарушение, претерпеть санкцию (меру ответственности).

Для применения административной и уголовной ответственности  требуется акт компетентного  государственного органа и в этом смысле можно сказать, что юридическая  ответственность – реакция государства  на совершенное правонарушение и  применяемая санкция будет иметь  государственно-властный характер. Возложение же мер гражданско-правовой ответственности  не всегда связано с приведением  в действие механизма государственного принуждения; например, правонарушитель  добровольно (на основании соглашения) возмещает все убытки.

Основными функциями юридической  ответственности являются:

·  штрафная или репрессивно-карательная (направлена непосредственно на правонарушителя)

· предупредительно-воспитательная или превентивная (призвана обеспечить формирование у всех субъектов мотивов для соблюдения норм законодательства и прав, законных интересов других лиц)

· правовосстановительная или компенсационная (свойственна имущественной ответственности и связана с компенсацией потерпевшему потерь).

Административная ответственность  наступает за такие противоправные нарушения земельного законодательства, виновные недостатки и упущения в  использовании и охране земель, которые  по степени своей опасности не требуют уголовного преследования.

Перечень земельных правонарушений, за совершение которых наступает  административная ответственность, приводится в актах административного и  земельного права. Определив виды земельных  правонарушений, нормы административного  и земельного законодательства указывают  санкции за их совершение.

Уголовная ответственность  за нарушение земельного законодательства наступает в случаях совершения действий, посягающих на установленный  земельный правопорядок и представляющих собой общественную опасность в  соответствии с Уголовным кодексом.

Основной формой гражданско-правовой ответственности является возмещение убытков, которое характеризуется  тем, что имущество из сферы одного лица (правонарушителя) переходит к  другому лицу (потерпевшему).

Понятие убытков содержится в ст. 14 ГК РФ. Гражданское законодательство исходит из принципа возмещения убытков  в полном объеме.

Убытки, причиненные земельными правонарушениями, выражаются для отдельных  собственников, землевладельцев, землепользователей в порче земельных участков, невозможности  использовать их по целевому назначению и др. Размер причиненных убытков  доказывает непосредственно лицо, в  имущественной сфере которого они  возникли.

После принятия Земельного Кодекса РФ в решении вопросов возмещения убытков и потерь сельского  и лесного хозяйства произошли  существенные изменения.

Согласно ст. 57 Земельного кодекса убытки в полном объеме, в том числе упущенная выгода, возмещаются землепользователям, землевладельцам  и арендаторам земельных участков в следующих случаях:

1.  при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

2.  если они вызваны ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;

3.  при временном изъятии земельных участков;

4.  при ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Собственникам земельных  участков убытки возмещаются во всех названных случаях, кроме случаев  изъятия у них земельных участков, при котором убытки покрываются  стоимостью изымаемого земельного участка, выплачиваемой данному собственнику.

Возмещение убытков производится за счет соответствующих бюджетов или  лицами, в пользу которых изымаются  земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость  установление охранных, санитарно-защитных зон, что повлекло за собой ограничение  прав или ухудшение земель.

Порядок возмещения убытков  определен в «Правилах возмещения собственникам земельных участков, землепользователям и арендаторам  земельных участков убытков, причиненных  изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев  и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в  результате деятельности других лиц», утвержденных Постановление Правительства  РВ от 7 мая 2003г. №262.

При расчетах размеров возмещения убытки определяются с учетом стоимости  имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, о временном занятии  участка или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

 

Список использованной литературы

1.  Болтанова Е.С. Земельное право: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2003

2.  Жариков Ю.Г. Новое в законодательстве о возмещении убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земель// Право и экономика, 2003 №9

3.  Земельное право: Учебник/ С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская; Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004

4.  Комментарий к Федеральному Закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Под ред. Боголюбова С.А. – Юридический Дом Юстицинформ, 2003.

​ 5. Вечканов, В. Э. Философия: Курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2008. – 320 с.

6. Губин, В. Д. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2009. – 336 с.

7.  Лакс, Дж. О. О плюрализме человеческой природы // Вопросы философии. 1992. № 10. С. 103 – 111.

8. Философия: Учебник / под ред. В. В. Миронова. – М.: Проспект, 2010. – 240 с.

Нормативные акты  

1.  Водный Кодекс РФ.

3.  Земельный кодекс РФ.

4.  Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 №7-ФЗ.

5.  Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 №101-ФЗ. 

 

[1] Земельный Кодекс РФ ст. 77.

[2] Водный Кодекс РФ ст. 11.

 


Информация о работе Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения