Правовой режим земель особо охраняемых территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:21, контрольная работа

Краткое описание

Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Такими формами могут быть правовой обычай, судебный и административный прецедент, нормативный акт и нормативный договор. В силу различных специфических условий развития в правовых системах государств могут существовать все или лишь некоторые из источников права. В зависимости от этого принято различать англосаксонскую и континентальную системы права

Содержание

Источники земельного права
Правовой режим земель особо охраняемых территорий.
Задачи
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа земельное право.docx

— 45.65 Кб (Скачать файл)

      Сохранение неприкосновенности  природных комплексов и генофонда  животных требует закрытости  территории: пребывание посторонних  лиц разрешается при наличии  специального разрешения администрации  государственного природного заповедника.  Территория его разбивается на  кварталы и кордоны. На специально  выделенных участках частичного  хозяйственного использования, не  включающих особо ценные экологические  системы и объекты, ради которых  создан заповедник, допускается  деятельность, направленная на обеспечение  функционирования государственного  природного заповедника и жизнедеятельности  граждан, проживающих на его  территории. Порядок ее определяется  в Положении о конкретном заповеднике.  На прилегающих к территории  государственного природного заповедника  участках земли и водного пространства  создаются охранные зоны с  ограниченным режимом природопользования.

      К территории государственных  природных биосферных заповедников  могут быть присоединены территории  для организации биосферных полигонов,  где проводятся научные исследования, экологический мониторинг, апробируются  методы рационального природопользования. Режим особой охраны территории  биосферного полигона устанавливается  специальным положением, утверждаемым органом, в ведении которого находится биосферный заповедник.

      Национальными парками  объявляются территории (акватории), природные комплексы которых  имеют особую экологическую, эстетическую, историческую ценность. В отличие  от государственных природных  заповедников, представляющих собой  научные учреждения и закрытую  для посторонних лиц территорию, национальные парки наряду с  природоохранной и научно-исследовательской  работой занимаются экологическим  просвещением. Их территории открыты  для организации регулируемого  туризма, при котором определяется  «рекреационная емкость» территории  и устанавливаются правила посещения  национальных парков. Национальные  парки образуются постановлением  Правительства Российской Федерации,  при условии согласия субъектов  Федерации на отнесение территорий  парков к объектам федеральной  собственности. Представление в  Правительство о создании национального  парка делают органы государственной  власти субъектов Федерации и  специально уполномоченные государственные  органы Российской Федерации  в области охраны окружающей  природной среды. Земля, воды, недра, растительный и животный  мир, находящиеся на территории  национальных парков, предоставляются  им в пользование (владение). Государственные  природные заказники федерального  значения учреждаются решением  Правительства Российской Федерации  на основании представления органов  исполнительной власти субъектов  Федерации и специально уполномоченного  государственного органа в области  охраны окружающей природной  среды. Государственные природные  заказники регионального значения  – органами исполнительной власти  соответствующих субъектов Федерации  по согласованию с соответствующими  органами местного самоуправления.

       Объявление территории  государственным природным заказником  допускается как с изъятием, так  и без изъятия у пользователей,  владельцев и собственников земельных  участков. Задачи и особенности  режима каждого заказника федерального  значения определяются в Положении  о нем, утверждаемом специально уполномоченным государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации. В отношении заказников регионального значения это делают органы исполнительной власти субъектов Федерации, принявшие решение о создании этого природного заказника.

       Памятниками природы  объявляются уникальные, невосполнимые,  ценные в экологическом, научном,  культурном и эстетическом отношении  объекты, а также объекты естественного  и искусственного происхождения.  Памятники природы могут быть  федерального и регионального  значения. Правительством Российской  Федерации по представлению органов  государственной власти субъектов  Федерации природные объекты  и комплексы объявляются памятниками  федерального значения, территория, занятая ими, – особо охраняемой  природной территорией федерального  значения, а органами государственной  власти субъектов Федерации –  соответственно памятниками природы  регионального значения и особо  охраняемой территорией регионального  значения.

      Органы государственной  власти Российской Федерации  и органы государственной власти  субъектов Федерации утверждают  границы и определяют режим  особой охраны территорий памятников  природы, находящихся в их ведении.  Передача памятников природы  и их территорий под охрану  лиц, в чье ведение они передаются, оформление охранного обязательства,  паспорта и других документов  осуществляются специально уполномоченным  государственным органом в области  охраны окружающей природной  среды. 

      Объявление природных  комплексов и объектов памятниками  природы, а территорий, занятых  ими, территориями памятников  природы допускается с изъятием  занимаемых ими земельных участков  у собственников, владельцев и  пользователей этих участков.

      Статус особой  охраны установлен для территорий, объявленных лечебно-оздоровителъными  местностями и курортами. Уникальность  и особая ценность их обусловлены тем, что на их территориях и акваториях имеются природные лечебные ресурсы, используемые для лечения и профилактики заболеваний и отдыха. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Их лечебно-оздоровительная ценность подтверждается специальными курортологическими, гидрологическими и другими специальными исследованиями. Для признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительство Российской Федерации согласовывает этот вопрос с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Федерации. Охрана лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется путем установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации; для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения – исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (лечебные минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях – округа санитарной охраны.

       Земельное законодательство  предусматривает выделение земель  для рекреационных целей. К  ним относятся выделенные в  установленном порядке территории, занятые домами отдыха, санаториями,  спортивно-оздоровительными базами, туристскими трассами, пионерскими лагерями и другими учреждениями отдыха.

       Для рекреационных  целей выделяются территории  за пределами городской черты  – пригородные зеленые зоны, занятые  лесами, лесопарками и другими  зелеными насаждениями, выполняющие  защитные, санитарно-гигиенические  функции и являющиеся местом  отдыха населения. Выделение земель  рекреационного назначения производится  по решению органов исполнительной  власти краев, областей, автономных  округов; в республиках, входящих  в состав Российской Федерации,  – в порядке, устанавливаемом  законодательством этих республик. 

      Территории, отведенные  для пригородных зон, должны  использоваться в соответствии  с их назначением для природоохранных,  санитарно-гигиенических и рекреационных  целей. Земельный кодекс устанавливает,  что на землях рекреационного  назначения запрещается деятельность, препятствующая использованию их  по целевому назначению. На территории  зеленых зон запрещено строительство,  несовместимое с защитными, санитарно-гигиеническими  функциями и целями отдыха.

       Землями историко-кулътурного  назначения признаются участки  земли и территории, на которых  располагаются памятники истории  и культуры, достопримечательные  места, а также занятые учреждениями  культуры, с которыми связано  существование традиционных народных  художественных промыслов, ремесел,  иного прикладного искусства.  Памятники культуры и истории  весьма разнообразны. Принято подразделять  их на памятники истории, искусства,  археологии, градостроительства и  архитектуры и др. По своему  значению для общенациональной  культуры и истории выделяются  объекты исторического и культурного  наследия федерального значения, перечень которых утверждается  Президентом Российской Федерации,  регионального и местного значения.

       Для земель  историко-культурного значения устанавливается  особый режим. Для отдельных  памятников культуры и истории  земельные участки могут выделяться  без изъятия их у землепользователей. Земельным кодексом не допускаются изъятие земель историко-культурного назначения для нужд, противоречащих их основному назначению, и любая деятельность, не соответствующая установленному режиму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1. Предприятие железнодорожного транспорта обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления администрации района о передаче в аренду акционерному обществу земельного участка, находящегося в полосе отвода железной дороги. Ответчик утверждал, что его действия соответствуют требованиям законодательства о местном самоуправлении, согласно которому на администрацию района возложена обязанность по осуществлению контроля за использованием и охраной земель и работой всех транспортных предприятий на территории района. Поэтому органы местного самоуправления вправе решать вопросы, связанные с передачей земель железнодорожного транспорта в аренду.

Каков правовой режим земель железнодорожного транспорта? Каков порядок изменения  целевого назначения указанных земель? Решите дело.

Правовой режим земель железнодорожного транспорта определяется Земельным  кодексом РФ. В соответствие со 90 ЗК РФ: 

 

1. Землями транспорта признаются  земли, которые используются или  предназначены для обеспечения  деятельности организаций и (или)  эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта  и права на которые возникли  у участников земельных отношений  по основаниям, предусмотренным  настоящим Кодексом, федеральными  законами и законами субъектов  Российской Федерации.

2. В целях обеспечения деятельности  организаций и эксплуатации объектов  железнодорожного транспорта могут  предоставляться земельные участки  для:

1) размещения железнодорожных путей;

2) размещения, эксплуатации и реконструкции  строений, зданий, сооружений, в том  числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также  устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта  наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и  других объектов железнодорожного  транспорта;

3) установления полос отвода  и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в  пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам  и юридическим лицам для сельскохозяйственного  использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных  материалов и автозаправочных станций  любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных  веществ и материалов) и иных целей  при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных  федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

Как следует  из статьи 5 Федерального закона от 25.08.95 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном  транспорте", землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование  его предприятиям и учреждениям  для осуществления возложенных  на них специальных задач. Порядок  использования земель железнодорожного транспорта определяется федеральным  органом исполнительной власти в  области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации. Спорный земельный  участок находился у истца  в постоянном (бессрочном)пользовании. 
При изложенных обстоятельствах администрация района не вправе принимать решение о предоставлении его в аренду третьим лицам.

 

Задача 2. Производственное предприятие на используемом им земельном участке самостоятельно, без оформления разрешительной документации возвело два кирпичных склада. Орган архитектурно-строительного надзора предъявил требование предприятию о сносе возведенных построек, мотивируя свое требование тем, что в соответствии с генеральным планом развития города предприятие подлежит выводу за пределы города, а земельный участок им занимаемый - изъятию и последующему предоставлению под жилищное строительство. Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании права собственности на возведенные постройки.

Каков порядок осуществления застройки  используемых земельных участков? Решите дело.

Информация о работе Правовой режим земель особо охраняемых территорий