Понятие и классификация источников земельного права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

В российской системе права источниками права являются писаные законы — нормативные акты и нормативные договоры. В качестве источников права признаются также решения Конституционного Суда РФ, а также обычай в случаях, установленных законодательством. Можно сказать, что в России господствует континентальная система права, но при условии, что судебные, арбитражные и административные прецеденты, в том числе обобщенные в постановлениях высших судебных органов, не признаваемые источниками права, практически создают обычаи, традиции судебной, арбитражной и административной практики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 2
Понятие и классификация источников земельного права……………. 4
Конституция Российской Федерации как источник земельного права..6
Международный договор Российской Федерации как источник
земельного права………………………………………………………… 9
Закон как источник земельного права………………………………… 10
4.1. Указы Президента Российской Федерации, нормативные
правовые акты федеральных органов исполнительной власти ………… 17
4.2.Законы, нормативные правовые акты субъектов РФ,
нормативные правовые акты органов местного самоуправления ……….19
Заключение……………………………………………………………………. 22
Использованная литература……………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

земель контр гот.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

В земельном  кодексе отражены особенности совершения купли-продажи и мены земельных  участков. Детально проработаны вопросы  прекращения и ограничения прав на земельные участки, а также платы за землю и оценки земли. Кодекс закрепил основы проведения государственного мониторинга земель, землеустройства, государственного земельного кадастра и земельного контроля.

Источник земельного права – Градостроительный кодекс РФ 1998 г. кодекс регулирует земельные отношения в связи с градостроительным планированием, застройкой, благоустройством городских и сельских поселений, развитием их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Для решения этих задач в Кодексе закреплены требования, предъявляемые к градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке.

К числу специальных  источников земельного права относится  Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ, в нем урегулированы полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; закреплены меры государственного регулирования деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и государственной поддержки деятельности в этой области и некоторые другие. В Федеральном законе от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ, закреплены понятия различных типов и видов мелиорации земель; урегулированы вопросы права собственности на мелиоративные системы и гидротехнические сооружения; определена система государственного управления в области мелиорации земель; установлен порядок мелиорации земель и финансирования таких работ. В Федеральном законе от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ, закреплена компетенция органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра; определены состав сведений и документов государственного земельного кадастра и порядок ведения государственного земельного кадастра. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ регулирует порядок землеустроительных работ в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.17 июля был принят Федеральный закон, определивший правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность. Вопросы реализации права собственности на земли сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ.

Законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, как источники земельного права. Использование природных ресурсов и обеспечение охраны окружающей среды тесно связано с регулированием земельных отношений. В связи с этим законодательные акты, регулирующие указанные вопросы, содержат большое число земельно-правовых норм и соответственно являются источниками земельного права.

Ряд земельно-правовых норм содержится в Законе РФ от 21 февраля1992 г. «О недрах». Согласно статье 11 этого Закона лицензии на пользование недрами предоставляются при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Статья 19 Закона регулирует вопросы использования недр собственниками, владельцами земельных участков. Закон предусматривает комплекс мер по охране недр. Один из способов обеспечения охраны недр – регулирование застройки площадей залегания полезных ископаемых.

Источником земельного права является Лесной кодекс РФ 1997 г. В нем урегулированы вопросы использования и охраны земель лесного фонда.

16 ноября 1995 г.  был принят Водный кодекс РФ. В нем содержится довольно  большое число норм, регулирующих  земельные отношения.

Федеральный закон  от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»  также относится к числу источников земельного права. Закон устанавливает  различного рода ограничения в сфере  хозяйственной деятельности, в том  числе связанной с использованием земли в интересах охраны среды обитания животного мира. Также источниками земельного права являются: Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Этот закон направлен на обеспечение сохранности земли как природного объекта, однако некоторые нормы этого акта специально регулируют такие вопросы и непосредственно связаны с земельным законодательством. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в нем содержатся санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений. Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», урегулирован порядок применения пестицидов и агрохимикатов. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Эти нормы касаются главным образом требований охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности. Федеральные законы от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Иные законодательные акты как  источники земельного права. Среди этой группы источников земельного права особое значение имеет Гражданский кодекс РФ. В Гражданском кодексе закреплены общие положения, касающиеся режима земельных участков как объектов права собственности, недвижимого имущества и предмета совершения сделок с ними, а также иных вещных прав на землю. Гражданский кодекс РФ предусматривает также принципиальные положения относительно регулирования различных сделок, в том числе с земельными участками. Однако следует иметь в виду, что нормы Гражданского права должны применяться с учетом положений Земельного кодекса, внесших в них соответствующие изменения.

Вопросы реализации права застройки земельного участка отражены в Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» регулирует вопросы зонирования территорий и предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков; закрепляет права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, отражает особенности приватизации и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков; определяет правила организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. В Федеральном законе от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» урегулированы вопросы права собственности на земельные участки. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», определяет правовой режим земельных участков, используемых для ведения фермерского хозяйства, а также Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Закон РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю». Закон определяет систему правового регулирования взимания платы за землю, устанавливая формы платы за землю. Некоторые вопросы использования земель регулирует Федеральный закон от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве». Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил предметы ведения органов местного самоуправления, регулирует планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» посвящена правовому регулированию землепользования при строительстве и эксплуатации объектов систем газоснабжения. Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» регулирует порядок принятия решений о месте размещения и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Вопросы использования земель при размещении объектов почтовой связи регулируется Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи». Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» регулирует вопросы правового режима земель, предоставленных для нужд железнодорожного транспорта. Условия использования земель при проведении работ по развитию сетей связи урегулированы в Федеральном законе от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи». Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» закрепляет право федеральной собственности на земельные участки, занятые государственной наблюдательной сетью, определяет порядок установления охранных зон вокруг таких объектов. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяет порядок государственной регистрации права собственности на земельные участки, иных прав на землю и сделок с земельными участками. В Законе РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» отражены особенности использования земель в закрытом административно-территориальном образовании.

Порядок выделения  береговой полосы и пользования  ею определяется Кодексом внутреннего  водного транспорта РФ 2001 г. Вопросы  использования земель, занятых аэродромами  и аэропортами, отражены в Воздушном  кодексе РФ 1997 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1.Указы Президента РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти как источники земельного права

 

Указы Президента РФ. Согласно статье 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения. Эти акты обязательны для исполнения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы Президента РФ также являются источниками земельного права.

Нормативные правовые акты Правительства РФ. Большую группу источников земельного права составляют нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти. Такие акты относятся к категории подзаконных актов.

Федеральный конституционный  закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» предусматривает, что Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ.

В числе подзаконных  нормативных актов, регулирующих земельные  отношения, следует выделить постановления  Правительства РФ. Содержание постановлений должно соответствовать действующему федеральному земельному законодательству. Основная задача постановлений Правительства РФ – конкретизировать положения федеральных законов или указов Президента РФ. Основанием такой конкретизации нередко являются нормы Земельного кодекса, которые предусматривают необходимость принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства РФ. Возможны случаи, когда Правительство РФ в пределах своих полномочий принимает постановления, регулирующие отношения по вопросам, по которым отсутствуют прямые указания в федеральных законах.

Нормативные правовые акты иных федеральных  органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Такие акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

В сфере регулирования  земельных отношений следует  отметить в первую очередь ведомственные нормативные акты, принятые Федеральной службой земельного кадастра России. К ее компетенции относится, в частности, участие совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в формировании нормативной правовой базы по вопросам ведения государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, землеустройства, государственной кадастровой оценке земель, мониторинга земель и государственного контроля за исполнением и охраной земель. Приказы, инструкции и другие нормативные правовые акты, принятые Росземкадастром, имеют обязательную силу для всех субъектов земельных отношений. Нормативные предписания по регулированию использования и охраны земель могут издаваться и другими федеральными органами исполнительной власти, например, Министерством природных ресурсов РФ.

 

  1. Законы, нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права

 

Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения РФ и субъектов Федерации, поэтому субъекты РФ проявляют большую активность в сфере регулирования земельных отношений.

Характер и  содержание законов и иных нормативных  правовых актов, принятых в субъектах  РФ, определяются многими факторами. Значительное влияние на характер правотворчества  оказывают природные условия  на территории субъекта Федерации, уровень экономического развития, а также политическая ориентация органов государственной власти субъекта РФ.

Во многих субъектах  Федерации приняты законодательные  акты, предметом правового регулирования  которых является весь комплекс земельных  отношений. В одних субъектах РФ действуют земельные кодексы, в других – законы о земле или законы о регулировании земельных отношений. Учитывая актуальность обеспечения охраны земель, в ряде субъектов РФ приняты законы, основной целью которых является решение этой проблемы.

В законодательстве субъектов Федерации регулируются вопросы предоставления и изъятия  земель, а также предоставления земельных  участков для различных целей. Некоторыми субъектами Федерации приняты законодательные  акты, специально регулирующие отношения частной, муниципальной и государственной собственности на землю и др. В ряде субъектов Федерации приняты законы о землеустройстве и земельном кадастре. В целом земельное законодательство субъектов РФ отличает значительное несоответствие некоторых его положений действующему федеральному законодательству.

Информация о работе Понятие и классификация источников земельного права РФ