Понятие земель специального назначения и их правового режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 21:15, доклад

Краткое описание

Необходимость установления особо порядка использования земель под объектами промышленности, транспорта и иного назначения, осознанная еще в середине XIX века, продолжает оставаться актуальной и в настоящий момент. Само понятие земель специального назначения впервые появилось в «Положении о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» от 14 февраля 1919 г. Первоначально земли специального назначения понимались весьма широко и включали даже городские земли, однако уже ЗК РСФСР 1922 г. городские земли выделяются в отдельную категорию земель.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие земель специального назначения.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Примечательно, что п.4 ст. 88 ЗК РФ устанавливаются особенности землепользования организаций горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, которым земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются в соответствии со ст. 79 ЗК РФ после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода.

Однако использование особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, включенных законами субъектов РФ в специальный перечень, для других целей не допускается (п.4 ст. 79 ЗК РФ). В данном случае мы видим непоследовательность законодателя, делающего исключения из принципа приоритетности охраны особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий для субъектов горнодобывающей и нефтегазовой промышленности (т. е. не всегда для государственных, а в том числе и частных нужд) в ущерб интересам охраны окружающей среды в целом и охраны сельскохозяйственных земель в частности. Саму же данную коллизию следует, по всей видимости, толковать таким образом, что указанным организациям могут предоставляться особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, не попавшие в список, утвержденный субъектом Российской Федерации.

Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. «и» ст. 71 Конституции России, федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы относятся к предметам исключительного ведения Российской Федерации. Следовательно, только федеральные органы государственной власти могут обладать полномочиями в данной сфере, что, впрочем, не исключает возможности передачи отдельных полномочий в сфере энергетики от федерации субъекту РФ и наоборот. При этом речь идет именно о передаче полномочий федерации (полностью или частично, на определенный срок и т. д.), а не об изъятии данных полномочий из федерального ведения. Эти обстоятельства обусловливают нахождение энергетических объектов в федеральной собственности и изъятие (ограничение) их земель в гражданском обороте.

В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для: размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики.

Для защиты населения от экологических последствий работы энергетических объектов, санитарные правила предусматривают установление СЗЗ, например, вокруг ТЭС, размер которых в каждом конкретном случае зависит от мощности (а, следовательно, и уровня экологической опасности) такой ТЭС. При размещении ГЭС в силу ст.40 Закона об охране окружающей среды необходимо учитывать реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей. Последнее означает запрет дальнейшего строительства ГЭС на реках равнинной части территории России, поскольку такие стройки влекут за собой повышенные экологические последствия. Более обоснованным будет постройка ГЭС в горной местности, поскольку данное строительство не приведет к затоплению огромных территорий.

Для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов энергетики могут устанавливаться охранные зоны электрических сетей. Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утверждены постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 г.

Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В рамках данной субкатегории земель специального назначения выделяют особенности правового режима земель железнодорожного транспорта; автомобильного транспорта; водного транспорта; трубопроводного транспорта; воздушного транспорта.

Земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах (ст.2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ (с изм. от 7 июля 2003 г.) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).

Данные земли включают в себя земельные участки для размещения железнодорожных путей; земельные участки для размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции зданий, строений, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; полосы отвода и охранные зоны железных дорог.

Как отмечалось в одном из обобщений судебной практики, до завершения инвентаризации земель железнодорожного транспорта и получения государственного акта на постоянное пользование земельных участков, находящихся в пользовании железных дорог, они считаются закрепленными за ними в пределах фактически сложившихся границ.[6]

В научной литературе выделяют следующие особенности использования земель железнодорожного транспорта: 1) земли федерального железнодорожного транспорта служат пространственным базисом для размещения объектов и сооружений, имеющих специальное назначение по обслуживанию железнодорожного транспорта; 2) правовой режим данных земель может распространяться не только на земельные участки, предоставляемые организациям железнодорожного транспорта, но и на соседние, смежные участки; 3) в целях создания условий для строительства и реконструкции объектов железнодорожного транспорта осуществляется резервирование земель; 4) земли железнодорожного транспорта ограничены в обороте; 5) определенная специфика правового режима использования земель устанавливается в зависимости от хозяйственного назначения этих земель, т. е. земель полосы отвода железных дорог; охранных зон; земель, занятых защитными лесными насаждениями; служебных земельных наделов.[7]

Земли железнодорожного транспорта классифицируются по следующим основаниям: «а) по собственности; б) в зависимости от хозяйственного назначения земель, предоставляемых железнодорожному транспорту; в) в зависимости от категорий земель, из которых предоставляются земельные участки организациям железнодорожного транспорта».[8]

По вопросу собственности следует отметить, что в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создано ОАО «Российские железные дороги», учредителем которого является Российская Федерация. Земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал данного ОАО и переходят, таким образом, в частную собственность.[9]

Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Ширину земельных участков полосы отвода определяют следующие условия и факторы: конфигурация земляного полотна; размеры искусственных сооружений; рельеф местности; особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, на оползнях и т. д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов; залесенность местности, зона риска (дальность «отлета» с насыпи подвижного состава и груза при аварии).

Для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов федерального железнодорожного транспорта, их владельцы обязаны: соблюдать установленный порядок использования полосы отвода; содержать земельные участки в пределах полосы отвода способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному объекту; не допускать загрязнения окружающей среды производственными стоками и другими отходами; принимать меры по защите земли от эрозии, осуществлять агро-лесо-мелиоративные, противопожарные и иные необходимые мероприятия по охране земель от неблагоприятных природных явлений и т. д.

Охранные зоны - земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий.

В пределах охранных зон запрещается: строительство капитальных зданий и сооружений, устройство временных дорог, вырубка леса и кустарника, удаление дернового покрова, вспашка целины, закладка огородов, выпас скота, земляные работы, которые могут ухудшить устойчивость склонов, и выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод.

Земли автомобильного транспорта – это земельные участки из состава субкатегории земель транспорта, которые используются либо предназначены для эксплуатации объектов автомобильного транспорта. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства могут предоставляться земельные участки для: а) размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений; б) размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств; в) установления полос отвода автомобильных дорог.

Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земель автомобильного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы. На полосах отвода автомобильных дорог, за исключением предусмотренных законодательством случаев, запрещаются: строительство жилых и общественных зданий, складов; проведение строительных, геолого-разведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений; распашка земельных участков, покос травы, порубка и повреждение многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта; установка наружной рекламы, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к безопасности дорожного движения.

Для создания нормальных условий эксплуатации федеральных автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и требований безопасности населения создаются придорожные полосы в виде прилегающих с обеих сторон к полосам отвода федеральных автомобильных дорог земельных участков с установлением особого режима их использования, включая строительство зданий, строений и сооружений, ограничение хозяйственной деятельности в пределах придорожных полос, установку рекламных щитов и плакатов, не имеющих отношения к безопасности движения. Правообладатели земельных участков, находящихся в пределах таких придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об особом режиме использования этих земельных участков.

Согласно Указа Президента РФ от 27 июня 1998 г. № 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования», федеральная автомобильная дорога общего пользования имеет с каждой стороны придорожные полосы шириной не менее 50 метров считая от границы полосы отвода. В придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы, а также зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания владельцев и пассажиров автотранспортных средств (объектов дорожного сервиса).

Для автомагистралей (равно как линий железнодорожного транспорта и метрополитена) устанавливаются санитарные разрывы. Санитарный разрыв определяется минимальным расстоянием от источника вредного воздействия до границы жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта. Санитарный разрыв имеет режим СЗЗ, но не требует разработки проекта его организации. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации и др.)

Земли воздушного транспорта – это земельные участки в составе субкатегории земель транспорта, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта. В составе земель воздушного транспорта различают земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

В целях обеспечения бесперебойной работы объектов воздушного транспорта, ст. ст. 46-47 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (ред. от 21 марта 2005 г.) установлены следующие ограничения. Во-первых, проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Информация о работе Понятие земель специального назначения и их правового режима