Понятие земельного права. Основные принципы земельного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 19:17, контрольная работа

Краткое описание

Земля незаменима для человеческого общества. Конституционно закреплено, что земля используется и охраняется в России как основа жизни и деятельности ее народов (ст. 9 п. 1 Конституции РФ), свобода ее использования подлежит ограничению, если возникает опасность земле и окружающей ее среде (ст. 36 п. 1), а поэтому в земельном законодательстве никогда не предусматривались и не предусматриваются сроки давности для защиты нарушенных земельных прав, как это имеет место при защите нарушенных гражданских прав. Будучи частью природы, земля обладает, как и другие природные объекты, биопотенциалом в виде плодородия почв, представляющего собой бесценное народное достояние. Поэтому практически все нормы земельного права пронизывает обязанность землепользователей и собственников земель сохранять и повышать почвенное плодородие своих земельных участков.

Содержание

Введение 3
1 Понятие земельного права 4
2 Основные принципы земельного законодательства 6
Заключение 13
Список источников 15

Вложенные файлы: 1 файл

Земельн.право. (контр.).doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

 

5) единство судьбы земельных  участков и прочно связанных  с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (Пункт 4. ст.1 Земельного Кодекса РФ);

6) приоритет  сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий (Пункт 6. ст. 1 Земельного Кодекса)

7) платность  использования земли, согласно  которому любое использование  земли осуществляется за плату,  за исключением случаев, установленных  федеральными законами и законами  субъектов Российской Федерации (Пункт 7. ст. 1 Земельного Кодекса);

8) деление земель  по целевому назначению на  категории, согласно которому  правовой режим земель определяется  исходя из их принадлежности  к определенной категории и  разрешенного использования в  соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (Пункт 8. ст. 1 Земельного Кодекса);

9) разграничение  государственной собственности  на землю на собственность  Российской Федерации, собственность  субъектов Российской Федерации  и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (Пункт 9. ст. 1 Земельного Кодекса);

 

10) дифференцированный  подход к установлению правового  режима земель, в соответствии  с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы (Пункт 10. ст. 1 Земельного Кодекса);

11) сочетание  интересов общества и законных  интересов граждан, согласно которому  регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (Пункт 11. ст. 1 Земельного Кодекса).

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли. Согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Данное правило ограничивает действие гражданского законодательства в части регулирования вещных отношений по поводу земли и сделок с земельными участками. Таким образом, суть разграничения состоит в том, что гражданское законодательство содержит общие нормы регулирования имущественных земельных отношений, а земельное - специальные. Поэтому если конкретное земельное правоотношение урегулировано специальной нормой, содержащейся в ЗК РФ или другом земельном правовом акте, то общая норма гражданского законодательства РФ не применяется7.

 

 

Приведенный перечень принципов  не является исчерпывающим. Согласно пункту 2 статьи 1 Земельного Кодекса, федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 данной статьи принципам8.

                  

 

Заключение

Адекватным ценности земли как объекту правовых отношений  должно быть и регулирование земельных отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному или природному объекту. Поэтому еще в XIX веке юридическая мысль России пришла к выводу, что земельное право должно быть самостоятельной отраслью права.

Земля является предметом регулирования значительного числа отраслей российского права: конституционного - при определении на ней государственных границ; административного - при разграничении территорий между субъектами Российской Федерации; гражданского - при совершении сделок с земельными участками; семейного - при решении споров о разделе собственности супругов; финансового - при земельном налогообложении; аграрного - при использовании земель сельскохозяйственного назначения для выращивания сельскохозяйственных культур и т. д.

В каждой из перечисленных  отраслей предметом правового регулирования  являются различные аспекты земельных  отношений: пространственно- базисные, имущественные, земельно-производительные и т.д. Для правового же регулирования  земельного права как самостоятельной отрасли права специфичным является экономический характер земельных отношений, т.е. использование земли в хозяйственных целях.

В связи с  этим центральным элементом земельно-правового  регулирования является подразделение  всего земельного фонда на определенные категории земель и сочетание единого правового режима земельного фонда с правовым режимом этих категорий.

Такое построение земельно-правового регулирования  в российском земельном праве  обусловлено тем, что конструирование  этого регулирования осуществляется с учетом объективно существующих свойств и особенностей земель. Однако эти свойства настолько многообразны и бесконечны в своих отличиях, что их можно лишь типизировать в правовом плане. Этим и объясняется типизация земель по категориям, в числе которых выделяются земли сельскохозяйственного назначения, земли специального назначения, земли поселений и другие. Данная типизация построена по принципу основного целевого назначения, что предполагает возможность нахождения в каждой из категорий земельных участков земель иного непосредственного целевого назначения. Например, в категории земель сельскохозяйственного назначения могут находиться земельные участки, имеющие режим специального, несельскохозяйственного назначения (дороги, земли под сооружениями энергетики, связи и др.), а в категории земель специального назначения - земли для сельскохозяйственного использования (служебные земельные наделы).

Особенности земельно-правового  регулирования и выделение в  силу этого земельного права в  особую отрасль российского права обусловлены и другими свойствами земель.

 

Список источников: 

1.  Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. С учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008г. №7-ФКЗ

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ

(С измен. Федеральных  законов от 28 июля 2012 г. № 133-ФЗ; Федеральный закон от 25 июня 2012 г.  № 93-ФЗ;) По состоянию на 28.08.2012г. Система «ГАРАНТ»

3. Боголюбов С.А. Земельное право: учебник/ - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 402 с. (Основы наук)

4. Великанова С.Н. Земельное право. Ответы на экзаменационные вопросы/ - М.: Издательство  «Экзамен», 2004.  -160 с.

5. Воробьева Л.В. Земельное право Российской Федерации: учебное пособие/

- Тамбов: Изд-во Тамб. гос.  техн. ун-та, 2007. - 92 с.

6. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учеб. / Отв. ред. Н.И. Краснов. - 9-е изд., перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 656 с.

7. Мазуров А.В. Земельное  право. Конспект лекций. -3 -е изд., доп. и перепаб. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 212с.

8. Нецветаев А.Г. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 386 с.

9. Петров И.С. Земельное  право. Конспект лекций. - М.: АСТ;  СПб.: Сова. 2011. -159 с.

10. Постатейный комментарий  к Земельному Кодексу РФ. Сухова  Е.А. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 218 с.

 

 

1 Ерофеев Б.В. Земельное право России. Учеб. / Отв. ред. Н.И. Краснов. - 9-е изд., перераб. - М.: Юрайт-Издат, 2004. Стр. 21

2 Мазуров А.В. Земельное право. Конспект лекций.  3-е изд. - М.: Юрайт-Издат, 2007. Стр. 13

3 Великанова С.Н. Земельное право. Изд. «Экзамен», 2004. Стр. 7-16

4 Боголюбов С.А. Земельное право: учебник/ 3-е изд., перераб. и доп. - М.; изд. Юрайт, 2011. Стр. 24-31

5 Ст. 2 Гл. 1 Земельного кодекса РФ.

6 Ст.1 Гл. 1 Земельный кодекс РФ

7 Постатейный комментарий к Земельному Кодексу РФ. Сухова Е.А. - М.: ГроссМедиа, 2008. Стр. 11

8 Постатейный комментарий к Земельному Кодексу РФ. Сухова Е.А. - М.: ГроссМедиа, 2008. Стр. 11


Информация о работе Понятие земельного права. Основные принципы земельного законодательства