Понятие земельного права. Основные принципы земельного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 19:17, контрольная работа

Краткое описание

Земля незаменима для человеческого общества. Конституционно закреплено, что земля используется и охраняется в России как основа жизни и деятельности ее народов (ст. 9 п. 1 Конституции РФ), свобода ее использования подлежит ограничению, если возникает опасность земле и окружающей ее среде (ст. 36 п. 1), а поэтому в земельном законодательстве никогда не предусматривались и не предусматриваются сроки давности для защиты нарушенных земельных прав, как это имеет место при защите нарушенных гражданских прав. Будучи частью природы, земля обладает, как и другие природные объекты, биопотенциалом в виде плодородия почв, представляющего собой бесценное народное достояние. Поэтому практически все нормы земельного права пронизывает обязанность землепользователей и собственников земель сохранять и повышать почвенное плодородие своих земельных участков.

Содержание

Введение 3
1 Понятие земельного права 4
2 Основные принципы земельного законодательства 6
Заключение 13
Список источников 15

Вложенные файлы: 1 файл

Земельн.право. (контр.).doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение                                                                                       3

1 Понятие земельного права                                                       4

2 Основные принципы земельного  законодательства             6

Заключение                                                                                  13

Список источников                                                                     15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Земля незаменима для человеческого общества. Конституционно закреплено, что земля используется и охраняется в России как основа жизни и деятельности ее народов (ст. 9 п. 1 Конституции РФ), свобода ее использования подлежит ограничению, если возникает опасность земле и окружающей ее среде (ст. 36 п. 1), а поэтому в земельном законодательстве никогда не предусматривались и не предусматриваются сроки давности для защиты нарушенных земельных прав, как это имеет место при защите нарушенных гражданских прав. Будучи частью природы, земля обладает, как и другие природные объекты, биопотенциалом в виде плодородия почв, представляющего собой бесценное народное достояние. Поэтому практически все нормы земельного права пронизывает обязанность землепользователей и собственников земель сохранять и повышать почвенное плодородие своих земельных участков.

В отличие от имущества, которое перемещаемо, земля  является полной недвижимостью. Переместить  можно лишь часть почвы и грунта. В силу этого свойства земли в  сфере земельно-правового регулирования  находятся отношения, которых нет в предмете ни в одной отрасли российского права - отношения по землеустройству земли, выражающиеся в установлении границ землепользования на местности, в упорядочении землепользования и т.д.

Правовой режим  землеустройства специфичен как  по своему фактическому, так и правовому содержанию, а поэтому он выделен в особый институт российского земельного права.

Земля, обладая  свойством территории, пространственного  базиса для размещения объектов, одновременно является пространственным базисом  для природных объектов: лесов, вод, растительности и др.         

 

 

 

 

 

1 Понятие земельного права

Земельное право как наука - это система научных знаний о  земельном праве как отрасли  права, его предмете, методе, принципах  правового регулирования земельных  отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран1.

Земельное право - самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих на основе многообразия форм собственности на землю и равной правовой защиты всех объектов отношений по использованию и охране земель.

Земельное право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования  и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.

Земельное право рассматривается как учебная дисциплина составляющая систему знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Системы земельного права как отрасли права, как  науки и учебной дисциплины совпадают не полностью. Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Специальная части.

Земля включает всю территорию, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный порядок - поверхностный слой земной коры в пределах территории ее субъектов, внутренних вод и территориального моря. Основа земельного права - нормы гражданского права, а также нормы административного и экологического права.

Земельное право как самостоятельная отрасль системы российского законодательства имеет:

1) собственный предмет  правового регулирования; 

2) собственные, специфические  методы регулирования общественных отношений.

Земельное право дает правомочие землепользователю (или управомочивает) свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя. И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях. Таким образом, если в одних случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли - смешанный метод, т. е. в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях - администрирование2.

В общей части  земельного права как отрасли  права содержатся нормы права, имеющие  значение для всех ее институтов. К общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства3.

В Особенной  части содержатся нормы, посвященные  ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относится: правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

В систему земельного права как науки, учебной дисциплины, помимо указанных институтов земельного права, входят также предмет, методы, принципы и источники земельного права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права.

Таким образом, под земельным правом понимается отрасль российского права, которая представляет собой систему норм права, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества4.

Под земельным  правом как наукой понимается система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его правовых институтах, сравнительно-правовой анализ отечественного земельного права и родственного права зарубежных стран.

 

 2 Основные принципы земельного законодательства

Принципы - это объективно обусловленные характером земельных отношений основополагающие идеи, положения, отражающие сущность земельного права. Земельное право основывается на межотраслевых принципах (например, принцип законности) и отраслевых принципах. Принципы земельного законодательства прямо закреплены в ст.1 Земельного кодекса, а так же в других нормативно-правовых актах. Принципы земельного законодательства не всегда закреплены в нормативно-правовых актах, они могут следовать из сущности норм.

Земельное законодательство - это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Основу земельного законодательства составляют: Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ,  Жилищный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях. А так же Налоговый кодекс (ч. 2), Федеральный Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Федеральный Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Федеральный Закон о личном подсобном хозяйстве, Федеральный Закон о землеустройстве, Федеральный Закон о плате за землю, Федеральный  Закон об охране окружающей среды, Федеральный Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения и др.

Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции РФ. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон.

Земельное законодательство состоит из Земельного Кодекса, федеральных  законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

 Правительство Российской  Федерации принимает решения,  регулирующие земельные отношения,  в пределах полномочий, определенных Земельным Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

На основании и во исполнение Земельного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение Земельного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права5.

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.

Создана и активно функционирует  Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в  области реформирования и регулирования  земельных  отношений.

На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют  право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.

Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.

Земельный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах6:

1) учет значения  земли как основы жизни и  деятельности человека, согласно  которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (Пункт 3. ст.1 Земельного Кодекса РФ);

2) приоритет  охраны земли как важнейшего  компонента окружающей среды  и средства производства в  сельском хозяйстве и лесном  хозяйстве перед использованием  земли в качестве недвижимого  имущества, согласно которому  владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (Пункт 3. ст.1 Земельного Кодекса РФ);

3) приоритет  охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении  деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат  (Пункт 3. ст.1 Земельного Кодекса РФ);

4) участие граждан,  общественных организаций (объединений)  и религиозных организаций в  решении вопросов, касающихся их  прав на землю, согласно которому  граждане Российской Федерации,  общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством  (Пункт 4. ст.1 Земельного Кодекса РФ);

Информация о работе Понятие земельного права. Основные принципы земельного законодательства