Отечественный и зарубежный опыт приватизации государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 06:47, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, можно поставить цель исследования, заключающуюся в рассмотрении основных объектов федеральной собственности и их эффективном управлении как в РФ, так и за рубежом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть структуру государственной собственности;
2) проанализировать отечественный и зарубежный опыт приватизации государственной собственности;
3) провести сравнительный анализ управления государственной собственностью и выявить характерные особенности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………........................................................................3

1 Государственный сектор РФ…………….....................................5

1.1 Структура и масштабы государственной собственности в РФ…....…...5
1.2 Концепция управления государственной собственностью в России…8

2 Отечественный и зарубежный опыт приватизации государственной собственности………………….................................13

2.1 Анализ опыта приватизации государственной собственности в РФ....13
2.2 Анализ опыта приватизации государственной собственности за рубежом………….......................................................................................................19
2.3 Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта управления государственной собственностью……...............................................25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..................................................................29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……............31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.90 Кб (Скачать файл)

Продолжение таблицы 2

Нормативно-правовая база, время начала приватизации

Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г. N 1531-I

Французская программа приватизации была начата в 1986 г.

Общий закон о приватизации был принят в 1992 г., согласно которому все ГП превращались в совместные предприятия, целиком принадлежащие итальянскому министерству финансов и для их продажи не требовалось дальнейшего одобрения парламента.

Испанская программа приватизации существует с 1982 г.

Основные причины проведения приватиза-ции

- Стабилизация экономического  положения

- рациональная деятельность  государственного сектора

- повышение эффективности  функционирования предприятий

- стимулирование различных  форм предпринимательства

- улучшение состояния  государственных финансов и снижения  инфляции

Сокращение бюджетного дефицита с 5,3% до 3% от ВВП к 1998 г. с тем, чтобы удовлетворять критериям Маастрихта в отношении членства в Европейском валютном союзе

Погашение государственного долга и сокращение бюджетного дефицита с 7,4% от ВВП

Сокращение бюджетного дефицита, составляющего 5,9% от ВВП, и высокого уровня государственного долга


 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 2

Результаты приватиза-ции

- Интенсивное образование  новых частных предприятий;

- замедление процесса  формирования эффективных собственников;

- самый высокий в мире  уровень концентрации частной  собственности

- Значительная часть денежных  средств, выручен-ная от привати-зации, пошла на погашение госдолга;

- привела к росту численности  акционеров - к концу 80-х годов  она достигла 6 миллионов, т.е. собственником  акций стал каждый шестой житель  страны старше 18 лет

- Государство получило  около 8% ВВП;

- формирование "стабильного  ядра акционеров" для каждого  предприятия госсектора. Государство - главный акционер

-Значительное погашение  национального долга Испании;

- проведение всеобъемлющей  реструктуризации убыточных предприятий


 

На основе таблицы 2 можно сделать следующие выводы:

- период 1990-х годов был "временем приватизации" не только в России (где масштабы и неупорядоченность этого движения были гигантскими), но и в большинстве упомянутых стран;

- в РФ и странах Центральной Европы ярко выражено желание уменьшить масштабы госсектора и соответственно, нагрузку бюджета;

- результатом проведения приватизации была стабилизация экономического положения, а именно сокращение бюджетного дефицита за счет продажи государственного имущества.

Анализ мирового контекста процессов функционирования госсектора приводит к выводу о существовании оптимальных (и ненулевых) размеров госсектора в каждой стране в тот или иной период ее развития [4]. Для России в период выхода на траекторию устойчивого развития экономики и консолидации общества необходимо не столько расширение или сужение размеров госсектора, сколько превращение его в авангардную по эффективности часть экономики [4]. Реализация эталонообразующей функции государства должна привести к созданию в рамках госсектора (как наиболее регулируемой части экономики) "эталонных", образцовых предприятий, а также фрагментов эталонных взаимоотношений предприятий с социальным, сетевым и средовым окружением [4]. Желательное состояние страны: "сильное государство, влиятельное и ответственное общество, эффективная экономика" не может быть в России достигнуто без укрепления государственного сектора экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Процессы приватизации, прошедшие и продолжающиеся в развитых странах, способствуют росту смешанных форм собственности. Иначе говоря, в развитии конкретных предприятий, компаний, групп участвует и государственная и частная собственность, государственные средства и частный капитал. Конечно, как и в целом в экономике, в смешанных компаниях, как правило преобладает частная собственность.

    Но уже само  появление смешанных форм собственности  симптоматично: преодолевается пропасть, лежавшая между государственным  и частным секторами экономики.

    Опыт отношений  форм собственности и участия  государства в управлении экономической  и социальной сферой чрезвычайно  ценен для сегодняшней России. Представляется целесообразным  выделить наиболее общие факторы, свойственные большинству проходящих  очередной процесс экономического  преобразования развитых стран  и могущих быть учтенными в  проведении реформ в России.

    К таким факторам  можно отнести:

    - осторожность, последовательность, поэтапность проведения приватизации. Законодательное обеспечение приватизации. Сведение к минимуму отрицательных социальных и экономических последствий приватизации;

    - прямое и непосредственное  участие государства в преобразовании  форм собственности. Контроль государства  за процессом приватизации;

    - стремление государства, государственного и частного  секторов экономики и представителей  частного капитала к укреплению  национальной экономики, поддержанию высокого уровня жизни народа;

    - изменение соотношения  объемов форм собственности в  экономике, как правило, ведет к экономическому росту и повышению стабилизации социальных отношений;

    - вне зависимости  от соотношения частной и государственной  собственности наблюдается устойчивый  рост государственного воздействия  на экономические и социальные процессы;

    - сохранение при  любых преобразованиях и частной  и государственной собственности;

    - устойчивое преобладание  в процентном отношении частной  собственности над государственной.

В развитых странах давно пришли к выводу, что главное не колебание объемов частной и государственной собственности, ибо и та, и другая может быть эффективно использована в развитии экономики. Главное - неуклонное наращивание экономической мощи государства и успешное решение социальных проблем.

Как показывает опыт развитых стран, только национально ориентированная экономика, национально-ориентированный частный капитал под контролем государства способны вывести страну из кризиса.

В то же время видно, что в каждой отдельной стране общие законы развития экономики преломляются в соответствии с национально-историческими особенностями ее развития. Бездумное копирование чужого опыта приводит к катастрофе. Это особенно важно помнить в России, самобытной, огромной, многообразной, сложнейшей стране мира. Реформирование России по чужому трафарету, как показал горький опыт последних лет, ведет к страданиям народа и тяжелым экономическим последствиям.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Балацкий Е.В., Конышев В.А. Российская модель государственного сектора экономики. М.: ЗАО  Издательство: Экономика, 2005. 390 с.

2 Бандурин В. В., Кузнецов В. Ю. Управление федеральной собственностью в условиях переходной экономики. М.: Наука и экономика, 2009. 151 с.

3 Бояркин Д. Д. Теория собственности. Новосибирск: «ЭКОР», 2009. 114 с.

4 Государственная собственность в экономике России и других стран / под ред. В.Н. Черковца. М.: ТЕИС, 2002. 467 с.

5 Гровер Р., Соловьев М. Управление недвижимостью. М.: ВШПП, 2001. 373 с.

6 Кошкин Л.И., Соловьёв М.М. Управление недвижимым имуществом: эффективность и результативность // Экономика и управление собственностью. 2004. №4. С.72

7 Половинкин П.Д., Савченко А.В. Основы управлений государственной собственностью в России. М.: Экономика, 2000. 375 с.

8 Управление государственной собственностью: Учеб. / Под ред. В. И. Кошкина, В. М. Шупыро. М.: ИНФРА-М, 2009. 496 с.

9 Э.В.Талапина Вопросы организации управления государственной собственностью, «Журнал российского права», 2001, № 3. С.73

10Эффективность государственного управления.: пер. с англ./ под ред. С.А. Батчикова, С.Ю. Глазьева. М.: Изд. АО «Консалбанкир», 2000. 846 с.

11 URL: http://www.kleiner.ru (дата обращения: 05.10.2014)

12 URL: http://www.duma.gov.ru (дата обращения: 09.10.2014)

13 URL: http://www.bibliofond.ru (дата обращения: 15.10.2014)

14 URL: http://www.uamconsult.com (дата обращения: 07.10.2014)

15 URL: http://www.all-library.com (дата обращения: 12.10.2014)

16 URL: http://www.library.gpntb.ru (дата обращения: 05.10.2014)

 

 


Информация о работе Отечественный и зарубежный опыт приватизации государственной собственности