Отечественный и зарубежный опыт приватизации государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 06:47, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, можно поставить цель исследования, заключающуюся в рассмотрении основных объектов федеральной собственности и их эффективном управлении как в РФ, так и за рубежом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть структуру государственной собственности;
2) проанализировать отечественный и зарубежный опыт приватизации государственной собственности;
3) провести сравнительный анализ управления государственной собственностью и выявить характерные особенности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………........................................................................3

1 Государственный сектор РФ…………….....................................5

1.1 Структура и масштабы государственной собственности в РФ…....…...5
1.2 Концепция управления государственной собственностью в России…8

2 Отечественный и зарубежный опыт приватизации государственной собственности………………….................................13

2.1 Анализ опыта приватизации государственной собственности в РФ....13
2.2 Анализ опыта приватизации государственной собственности за рубежом………….......................................................................................................19
2.3 Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта управления государственной собственностью……...............................................25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..................................................................29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……............31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.90 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………........................................................................3

 

1 Государственный сектор  РФ…………….....................................5

 

1.1 Структура и масштабы государственной собственности в РФ…....…...5

1.2 Концепция управления  государственной собственностью  в России…8

 

2 Отечественный и зарубежный  опыт приватизации государственной  собственности………………….................................13

 

2.1 Анализ опыта приватизации  государственной собственности  в РФ....13

2.2 Анализ опыта приватизации государственной собственности за рубежом………….......................................................................................................19

2.3 Сравнительный анализ  отечественного и зарубежного  опыта управления государственной  собственностью……...............................................25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..................................................................29

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……............31

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Управление федеральной собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом.

Долгое время опыт ведущих мировых стран в этом направлении служил объектом изучения отечественных экономистов и деятелей практического управления лишь в той мере, в какой это было необходимо для критики, содержавшей значительную составляющую идеологии. Приемы и методы централизованного, бюрократического управления федеральной собственностью при этом воспринимались как нечто само собой разумеющееся и самодостаточное. Ситуация коренным образом изменилась в период экономического реформирования отечественной экономики. Изначальный импульс развития стихийных рыночных отношений постепенно сменяется зрелым сознанием особой регулирующей роли государства в этих процессах.

Современное состояние этого вопроса характеризуется как полным отсутствием в отечественной экономической науке сколько-нибудь разработанной теории этого вопроса, так и явным недостатком опыта реального использования органами государственной власти возможностей воздействия на экономические процессы через осознанное распоряжение той частью национального богатства, которая находится в федеральной собственности.

Наиболее актуальными задачами в области практического управления федеральной собственностью сегодня можно считать уточнение структуры и состава федеральной собственности, формализацию целей, задач и принципов ее функционирования, определение критериев эффективности управления, которые, в свою очередь, требуют поиска и обоснования методических подходов к решению конкретных экономических задач - оценки отдельных объектов федеральной собственности и определения эффективных направлений их структурного развития.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что постоянно идет реформирование и разделение прав владения на объекты федеральной собственности.

Таким образом, можно поставить цель исследования, заключающуюся в рассмотрении основных объектов федеральной собственности и их эффективном управлении как в РФ, так и за рубежом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть структуру государственной собственности;

2) проанализировать отечественный и зарубежный опыт приватизации государственной собственности;

3) провести сравнительный  анализ управления государственной  собственностью и выявить характерные  особенности.

Объектом исследования в данной работе является вся государственная собственность.

В качестве теоретической базы были использованы учебные материалы таких авторов, как: Балацкий Е.В., Конышев В.А., Черковца В. Н., Гровер Р., Соловьев М., Кошкин Л.И., Соловьёв М.М., Половинкин П.Д., Савченко А.В., Батчикова С. А., Глазьева С. Ю.

Информационной базой послужили материалы сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

1 Государственный сектор  в РФ

1.1 Структура и масштабы государственной собственности в РФ

 

Под государственной собственностью обычно понимают комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам власти.

Масштабы государственной собственности оцениваются рядом показателей [2]:

- долей в объеме основных фондов;

- удельным весом продукции, производимой государственным сектором по отраслям;

- долей производства государственного сектора экономики в общем объеме производства;

- долей от общего объема инвестиций в основной капитал приходящийся на государственный сектор;

- численностью работников на государственных предприятиях.

Наиболее полно масштабы государственной собственности можно определить по показателям (долям) государственных расходов по отношению к ВВП и по доле ВВП, перераспределением через государственный бюджет.

Структура государственной собственности включает[2]:

- федеральные государственные предприятия и учреждения;

- акционерные общества и другие предприятия, имеющие государственную долю в уставном капитале;

- недвижимое имущество.

С 2003 г. долю государственного сектора оценивают по новой методике с учетом предприятий, контролируемых государством на прямую.

Федеральные государственные унитарные предприятия и учреждения.

Федеральная собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям - на праве оперативного управления [2]. Контроль государства за использованием этой собственности преследует разные цели: по отношению к предприятиям - эффективно или неэффективно она используется, по отношению к учреждениям - по назначению или нет [2].

В форме федеральных государственных унитарных предприятий, по данным на 1 сентября 2009 года, существовали 9855 предприятий, в форме учреждений - 34864 ( по данным Министерства имущественных отношений РФ – Министерство имущества России.) [2]. Количество унитарных предприятий значительно, основная их деятельность не всегда отвечает интересам государства, к тому же функции по управлению унитарными предприятиями четко не разделены между федеральными органами исполнительной власти [1].

Руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли.

Акционерные общества и другие предприятия, имеющие государственную долю в уставном капитале.

В зависимости от степени участия государства в уставных капиталах акционерные общества распределяются следующим образом.

Государство является акционером в 2500 акционерных обществах (АО), где доля превышает 25% уставного капитала. Всего же государство участвует в 3900 товариществах и обществах [1]. В Российской Федерации в их управлении «золотая акция». В 84 акционерных обществах государство владеет 100% акционерных капиталов; в 615 акционерных обществах - более 50% акций; в 1601 акционерном обществе - 25-50% акций; в 1713 акционерных обществах - менее чем 25%.

Недвижимое имущество.

Государство является собственником недвижимости. Продажа недвижимости и сдача в аренду могут быть существенными источниками пополнения государственной казны и приносить государству ощутимую прибыль.

В Федеральной собственности находятся объекты нежилого фонда общей площадью 337 млн. квадратных метров: из них 123 млн. квадратных метров - некоммерческого использования и 214 - коммерческого использования [1].

У государства есть огромный сектор федеральной собственности - земля. Государству необходимо исполнять свои функции в области земельных отношений.

В настоящее время ситуация в этой области улучшилась. Принят Земельный кодекс РФ. Функционирование приватизированных предприятий, которым не принадлежали земельные участки, где они располагались, приводило к снижению возможностей привлечения инвестиций. Отсутствие механизма разграничения прав собственности на землю между уровнями власти (федеральный, субъектов Федерации, местного самоуправления) порождает произвол.

Несмотря на то, что в целом доля продукции государственного сектора в общем объеме продукции резко снизилась в отдельных отраслях и сферах, он сохраняет ведущие позиции.

Доля продукции государственного сектора по отраслям национальной экономики отличается.

Удельный объем продукции, производимой государственным сектором экономики в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), достиг половины общего объема производства. Наименьшие объемы продукции госсектора в общем объеме составляли: в машиностроении - 1%, в черной металлургии - 1,5%, в цветной - 2,4% [1].

Объем и состав государственной собственности на федеральном уровне должен позволять государству успешно выполнять возложенные на него функции. Вместе с тем в любом случае приложение государственного капитала осуществляется в сферах, где действие рыночных механизмов оказывается недостаточно эффективным или вступают в противоречие с общенациональными интересами.

В российской экономике не разработана официальная стратегия по отношению к государственному сектору, его границам и сферам приложения. Стремительно шел процесс разгосударствления собственности. Однако даже там, где она сохраняется, государство фактически самоустранилось от выполнения функций собственника, держателя контрольного пакета акций, включая отрасли, составляющие естественную монополию государства, контроль над которыми российское государство утратило [3]. Такая крайность столь же несостоятельна и пагубна, как и другая - всеобщее огосударствление экономики [3].

В российской экономике с ее федеративным устройством положение с государственной собственностью осложняется тем, что последняя формируется на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном, а следовательно, необходимо обоснование объема, состава и перспектив развития федеральной, региональной и муниципальной собственности и соответствующее юридическое закрепление [3]. Также широкое разнообразие объектов управления и многочисленность субъектов предъявляют высокие требования к эффективности управления государственной собственностью.

 

1.2 Концепция управления  государственной собственностью  в России

 

В российской экономике с ее федеративным устройством положение с государственной собственностью осложняется тем, что собственность формируется на различных уровнях: федеральном, региональном, а также муниципальном. Широкое разнообразие объектов управления и многочисленность субъектов предъявляют высокие требования к эффективности управления государственной собственностью.

  При этом как Федерация  в целом, так и входящие в  ее состав республики, национально-государственные (автономные) и административно-территориальные (края и области) образования независимы  как собственники принадлежащего  им имущества и не отвечают  по обязательствам друг друга. Наиболее широкими полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности обладает Правительство РФ.

  Специальным государственным  органом, осуществляющим управление  федеральной собственностью, является  Министерство экономического развития  и торговли Российской Федерации [9].

  В состав Министерства  входит Федеральное агентство  по управлению федеральным имуществом [9]. Оно является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника [9]. Основными функциями Федерального агентства по управлению федеральным имуществом являются [9]:

  а) проведение единой  государственной политики в области  имущественных и земельных отношений;

  б) осуществление полномочий собственника в пределах и порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

  в) разграничение государственной  собственности, в том числе на  землю, собственность Российской  Федерации, собственность субъектов  Российской Федерации и собственность  муниципальных образований;

  г) осуществление полномочий  собственника имущества должника - федерального государственного  унитарного предприятия при проведении  процедур банкротства;

  д) защита имущественных  и иных прав, законных интересов  Российской Федерации при управлении  федеральным имуществом и его  приватизации на территории Российской  Федерации и за рубежом;

  е) осуществление учета  федерального имущества и ведение  реестра федерального имущества.

  С целью повышения  эффективности управления собственностью  Правительством РФ была утверждена  «Концепция управления государственным  имуществом и приватизации в  Российской Федерации». В ней  определяются основные цели, задачи  и принципы государственной политики  в сфере управления государственной  собственностью на современном  этапе.

  В сложившейся социально-экономической  ситуации назрела необходимость  пересмотра принципов и приоритетов  в управлении и распоряжении  государственным имуществом, усилении  государственного контроля и  регулирования в государственном  секторе экономики. Повышение роли  государства в регулировании  экономики не следует понимать  как политику наращивания массы  объектов государственной собственности  в экономическом пространстве  страны. Сегодня как никогда ощущается  объективная потребность в создании  стройной, экономически и логически  выверенной системы критериев, в  соответствии с которыми те  или иные объекты выбираются  для государственного управления  на базе жесткого, детально регламентированного  механизма управления и контроля за государственной собственностью.

Информация о работе Отечественный и зарубежный опыт приватизации государственной собственности