Ответственность за земельные правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Охрана окружающей среды и земли как составной ее части – это одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного воздействия на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ ПРАВУ.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Гражданско-правовая форма  юридической ответственности за нарушение правового режима земельных  участков применяется как самостоятельная  форма юридической ответственности. Но когда гражданское правонарушение сопряжено с административным или дисциплинарным проступком или с уголовным преступлением, лицо, совершившее данное противоправное деяние, привлекается к дисциплинарной, материальной, административной, уголовной ответственности. Многие правоведы различают также земельно-правовую ответственность, выражающуюся в принудительном прекращении прав на земельный участок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ.

 

Статья 75 ЗК РФ предусматривает  дисциплинарную ответственность за земельные правонарушения. Однако в жизни совершаются дисциплинарные проступки, за которые виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности за совершенные земельные правонарушения, определяемой трудовым законодательством в соответствии с ТК РФ.

В ст. 3.2 и 3.3 КоАП РФ сказано, что "за нарушения трудовой дисциплины администрация предприятия, учреждения, организации применяет следующие  дисциплинарные взыскания: предупреждение, административный штраф, административный арест, дисквалификация и др.".

Поэтому все земельные  правонарушения, связанные с нарушением трудовой дисциплины в земельных  отношениях, подпадают под дисциплинарные проступки, и лица, их совершившие, могут  быть привлечены к ответственности  по соответствующим статьям указанного Кодекса.

Предусмотрены следующие  виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод  на нижеоплачиваемую работу и, как крайняя  мера, - увольнение с работы. Взыскание  налагается путем объявления в приказе  администрацией того предприятия, где работает данное должностное лицо.

Дисциплинарное взыскание  применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его  совершения. В тех случаях, когда  дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может быть применена и материальная ответственность.

 

В законодательстве отсутствует  исчерпывающий перечень дисциплинарных земельно-правовых проступков, так  как вопрос о том, к какому виду отнести проступок, решается в каждом случае конкретно.

Однако часто встречающимися на практике дисциплинарными земельными проступками являются: непринятие эффективных  мер по борьбе с сорняками сельскохозяйственных культур, водной и ветровой эрозией, нарушение правил использования  мелиоративных сооружений и агротехнических правил, а также хранения и использования химических удобрений, стимуляторов роста растений, ядохимикатов, которые привели к ухудшению плодородия земель.

Необходимо отметить ряд особенностей, которые присущи  дисциплинарной ответственности:

- субъектом данного вида ответственности может выступать только временный или постоянный работник предприятия, организации, учреждения. Например, нельзя применять дисциплинарные взыскания за нерациональное использование огородов к гражданам, поскольку они не являются работниками хозяйства;

- дисциплинарные взыскания могут применяться за нарушения земельного законодательства только к тем работникам, в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. Так, подлежит наказанию агроном сельхозпредприятия, ведущий с нарушением правил Земельно-кадастровую книгу хозяйства; водитель автомашины, сбросивший вывозимый со стройки мусор на сенокос и захламивший его. Однако нельзя наказать ветврача за потраву посевов стадом коров; экономиста — за возведение сооружения, отрицательно влияющего на состояние земель; бухгалтера — за производство в хозяйстве экологически грязной и опасной для здоровья человека и животных сельхозпродукции, поскольку в круг трудовых обязанностей данных лиц не входит соблюдение земельно-правовых норм;

- закон не устанавливает составов дисциплинарных проступков, как это имеет место в отношении административно-правовых нарушений и преступлений. Поэтому объект правонарушения здесь всегда двойной: правила внутреннего распорядка хозяйства и правила использования земель;

- в отличие от иных видов ответственности дисциплинарные наказания применяются только за те нарушения, которые произошли в период рабочего времени;

- при применении дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения закон не требует жесткой процессуальной процедуры расследования нарушений и применения наказаний;

- применять дисциплинарную ответственность вправе только администрация предприятия; администрации подразделений не дано такого права, за исключением случаев, определенных законом;

- дисциплинарная ответственность может быть применима одновременно с административной и имущественной (материальной) ответственностью;

- дисциплинарная ответственность применяется в чисто диспозитивном порядке (от лат. dispositio — распределение), т.е. по усмотрению администрации предприятия и в необходимых случаях;

- перечень видов дисциплинарной ответственности по трудовому законодательству является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Исключение составляют случаи, предоставляющие право кооперативам и иным организациям вносить в свои уставы дополнительные взыскания.10 

 

 

 

 

2.3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ.

 

Меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены ст. 74 ЗК РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое КоАП РФ или законы субъектов Федерации об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Административно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства применяется в форме административного штрафа, налагаемого на правонарушителя (граждан, юридических лиц, должностных лиц независимо от формы собственности и подчиненности) в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, вступившего в силу с 1 июля 2002 г.

Административная ответственность  за земельные правонарушения характеризуется  следующим:

- субъектами этого  вида ответственности могут быть  любые лица, которые в соответствии  с законом признаны виновными  в совершении административно-земельного проступка (ст. 2.2—24 КоАП РФ).

При этом закон подходит дифференцированно к должностным  лицам, устанавливая для них повышенную ответственность по сравнению с  обычными гражданами (ст. 2.4 КоАП РФ);

- эта ответственность  выражается в конкретно определенных составах административных проступков;

- по общему правилу  к административной ответственности  виновные привлекаются в любое  время независимо от того, в  рабочее или во внерабочее  время они совершили правонарушение. Исключение составляют случаи запрещения и ограничения движения на отдельных дорогах в периоды, когда движение по ним угрожает безопасности движения — периоды весенней распутицы, ослабления дорожного полотна и т.п., т.е. нарушение наказуемо только в том случае, если оно совершено в указанный в законе период;

- административные наказания  применяются только теми должностными  лицами и государственными органами, которые оговорены в законе. Как  правило, наказываемые виновные  лица не находятся в служебной  подчиненности от наказывающих должностных лиц, т.е. административная ответственность носит вневедомственный характер.

Применение уполномоченными  на то органами и должностными лицами мер административного воздействия  производится в пределах их компетенции, в точном соответствии с законодательством.

ЗК РФ устанавливает  административную ответственность  за нарушение земельного законодательства. Так, лица, виновные в нарушении земельного законодательства, могут быть подвергнуты  должностными лицами специально уполномоченных органов государственной власти по контролю за использованием и охраной земель административному взысканию в виде предупреждения или штрафа в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Наложение штрафов и других административных взысканий не освобождает лиц, на которых они наложены, от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

Административная ответственность  применяется в соответствии с  определенным законом процессуальным порядком: нарушение земельного законодательства протоколируется уполномоченным на то должностным лицом; собираются необходимые доказательства; к участию в рассмотрении дела привлекаются лица, допускаемые административным процессуальным правом; административные дела рассматриваются в месте, в сроки и в порядке, определенных законом; ход рассмотрения дела протоколируется; наказание оформляется постановлением, которое доводится до наказанного в установленном порядке, может быть обжаловано с соблюдением установленных правил.

Кодекс РФ об административных правонарушениях ввел специальные нормы об административной ответственности за земельные правонарушения. Из них наиболее распространенными являются следующие.

Порча земель (ст. 8.6): п. 1. Самовольное снятие или перемещение  плодородного слоя; п. 2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Содержание данного  правонарушения предполагает приведение земель в такое состояние, когда они не могут быть эффективно использованы в соответствии с целевым назначением вследствие технологически направленной эксплуатации.

Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7). Состав административного правонарушения в этом случае включает в себя невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, изыскательных и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей.

Использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению  земель и охране почв (ст. 8.8). Содержанием  данного правонарушения является использование  земель не по целевому назначению, а  равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

КоАП от 30 декабря 2001 г  РФ впервые включает нормы, устанавливающие административную ответственность за:

- проведение мелиоративных  работ с нарушением проекта  проведения мелиоративных работ  (ст. 10.9);

- повреждение мелиоративных  систем (ст. 10.10). Содержание данного  правонарушения предусматривает  ответственность за:

- нарушение правил  эксплуатации мелиоративной системы  или отдельно расположенного  гидротехнического сооружения;

- повреждение мелиоративной  системы, а равно защитного  лесного насаждения;

- сооружение и (или)  эксплуатацию линий связи, линий  электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель .11

Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение земельного законодательства в области мелиорации земель не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. А за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении вышеназванные сроки  начинают исчисляться со дня обнаружения  административного правонарушения.

Таким образом, административно-правовая охрана земель представляет собой установление и соблюдение норм и правил рационального их использования. Закрепленный в земельном законодательстве порядок использования земель преследует задачу обеспечить сохранение, восстановление и улучшение земельных ресурсов. В содержание правовой охраны земель включаются правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения сохранения и повышения плодородия почв, предотвращения их истощения, загрязнения, разрушения и т.д. Закрепленный порядок в Кодексе РФ об административных правонарушениях представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим и юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов земельного права на землю, а также к лицам, которые, не являясь правообладателями земельных участков, нарушили земельное законодательство.

Информация о работе Ответственность за земельные правонарушения