Основы землеустройства и кадастров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 06:00, контрольная работа

Краткое описание

Любая деятельность человека — производственная, коммерческая и пр. — неразрывно связана с землей, которая является важнейшими видом и составной частью недвижимости, основой формирования любого недвижимого объекта.

Содержание

1.Земля как природный ресурс.
2.Понятие рационального, использования земли.
3.Столыпинская аграрная реформа.
4.Категории земель.

Вложенные файлы: 1 файл

кон. раб. по землеустройству.docx

— 24.36 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской федерации

Иркутская Сельскохозяйственная Академия(ИрГСХА)

 

 

 

                                          Контрольная работа на тему:

                            Основы землеустройства и кадастров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Выполнил студент 2 курса заочного обучения направления землеустройства и кадастров Сметанин Иван

                               План:

1.Земля как природный  ресурс.

2.Понятие рационального,  использования земли.

3.Столыпинская аграрная  реформа.

4.Категории земель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Земля как природный ресурс

 

 Любая деятельность человека — производственная, коммерческая и пр. — неразрывно связана с землей, которая является важнейшими видом и составной частью недвижимости, основой формирования любого недвижимого объекта.

Земля, как  и другие объекты недвижимости, характеризуется  следующими свойствами:

-  пространственной ограниченностью; -  невозможностью перемещения без существенного нарушения ее характеристик; -  тем, что является непременным условием любой хозяйственной и общественной деятельности.

Наряду с  общими свойствами, характерными для  всех видов недвижимости, земля имеет  отличительные, свойственные только ей качества. Это:

-  производительная способность; -  возможность улучшения качества при рациональном использовании; -  существенное повышение ценности при изменении целевого назначения.

Прежде всего, земля представляет собой природный  ресурс, характеризующийся пространством, рельефом, почвами, водами, недрами, растительным и животным миром. По мере развития производительных сил этот ресурс превращается в объект социально-экономических  связей, главное средство производства в сельском хозяйстве и пространственный базис развития и размещения всех отраслей хозяйства, территориальную  основу бытия в целом.

Уникальное  свойство земли — ее способность  с помощью природных сил производить  в массовом порядке сельскохозяйственную и другую сырьевую продукцию.

Земля как  объект недвижимости проявляется только в том случае, когда определен  конкретный земельный массив или  участок.

Земельный участок — часть земной территории, которая оборудована и готова к использованию в различных целях.

Земельный участок, находящийся в пользовании физического  или юридического лица, или группы лиц, имеющий конкретные границы  и местоположение, образует землепользование (землевладение). Этими понятиями определяется объем правомочий на землю (собственность, владение и пользование), процесс ее использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие рационального использования земли      

Наиболее сложным и многогранным является понятие рационального использования земли.     

Во-первых, рациональность по смыслу означает целесообразность землепользования, то есть соответствие земельного отвода целям и задачам конкретного производства. Поэтому рациональность нельзя связывать только с сельским хозяйством или какой-либо другой отраслью [6].     

Во-вторых, в государственном  стандарте [2] определение этого понятия  закреплено как «обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в достижении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами». Таким образом, можно сказать, что рациональное использование земель состоит из двух аспектов: экономического и экологического, тесно связанных между собой. Сущностью экономического аспекта рационального использования рассматривается максимальная полезность природопользования, а главным в экологическом аспекте является комплексный характер природопользования.      

В-третьих, определенное уточнение в определение рациональности внесло гражданское законодательство, закрепив в ст. 285 ГК параметры оснований лишения прав на земельный участок вследствие нерационального его использования и отнеся к ним три критерия:

  • Нецелевое использование;
  • Использование, приведшее к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель;
  • Использование, приведшее к значительному ухудшению экологической обстановки.

 

      В результате этого конкретизируются три параметра, составляющие понятие рационального использования земель: соблюдение цели использования, не ухудшение плодородия и экологической обстановки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Столыпинская аграрная реформа

Столыпинская аграрная реформа, буржуазная реформа крестьянского надельного землевладения в России. Началась указом 9 ноября 1906, прекращена постановлением Временного правительства 28 июня (11 июля) 1917. Названа по имени председателя Совета министров П. А. Столыпина, инициатора и руководителя реформы. Социально-экономическая сущность С. а. р. определена В. И. Лениным: "Капиталистическое развитие России сделало уже такой шаг вперед за последние полвека, что сохранение крепостничества в земледелии стало абсолютно невозможным, устранение его приняло формы насильственного кризиса, общенациональной революции" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 403). Поражение Революции 1905—07 позволило царизму и помещикам попытаться провести объективно назревшую ломку пережитков крепостничества путём реформ. Они стремились устранить пережитки крепостничества в крестьянском надельном землевладении при сохранении помещичьего землевладения, главного оплота кабалы и отработок. Размах революционной борьбы крестьянства в 1905—1907 вынудил царизм отказаться от попыток "... представить себя в глазах народных масс стоящим „над классами", охраняющим интересы широкой массы крестьян, оберегающим их от обезземеления и разорения" (там же, т. 23, с. 260) и принять меры для установления экономического и политического союза помещиков, и царизма с крестьянской буржуазией. Разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности составляло главное содержание С. а. р.

Разрешением продажи и купли  наделов правительство облегчало  отлив бедноты из деревни и  концентрацию земли в руках кулачества. Проводимое в ходе реформы землеустройство  было направлено в первую очередь  на создание хуторов и отрубов на крестьянской надельной земле. Делалось это с грубым нарушением интересов остающихся в общине крестьян, т.к. выходившим на хутора и отруба нарезались лучшие земли.

В осуществлении С. а. р. значительной была деятельность Крестьянского банка. Наибольшие суммы банковских ссуд на покупку земли выдавались отдельным домохозяевам, а в их числе — на льготных условиях — владельцам хуторов и отрубов. 3/собственного земельного фонда банк продал владельцам хуторов и отрубов. В годы С. а. р. расширились масштабы крестьянских переселений (см.Переселенчество), правительство стало активно содействовать переселению деревенской бедноты из центральных губерний России на окраины, особенно в Сибирь. Однако освоение новых земель было не под силу разорённому крестьянству. Из 3 млн. чел., переселившихся за 1906—16, возвратились на прежние места 548 тыс. чел., т. е. 18%.

Итоги С. а. р. свидетельствовали о  её провале. Несмотря на нажим правительства, из общин вышло к 1 января 1916 всего 2478 тыс. домохозяев с 16 919 тыс. дес, земли, что составило всего 26% числа общинных дворов и около 15% площади крестьянского общинного землевладения.

С. а. р. ускорила и облегчила процесс  вовлечения крестьянской надельной  земли в торговый оборот. На его  основе росла классовая дифференциация крестьянства. 1079,9 тыс. домохозяев (53% вышедших из общины) продали за 1908—15 надельной  земли 3776,2 тыс. дес. (22,4% всего надельного землевладения). Подавляющая масса  крестьян, продававших землю, разорялась. Усилилась концентрация надельной  земли в руках кулачества.

Не оправдались надежды царизма  на массовое создание хуторов и отрубов  как опорной базы "крепкого" крестьянства. За 1907—16 новое участковое землевладение составило на надельной  земле 1317 тыс. хозяйств с 12 777 тыс. дес.; на земле, купленной с помощью  Крестьянского банка, — 339 тыс. хозяйств с 4137 тыс. дес.; на казённых землях — 13 тыс. хозяйств с 224 тыс. дес.; всего — до 1670 тыс. хозяйств с 17 138 тыс. дес. земли. Организация хозяйства на хуторах  и отрубах требовала значительных средств и была разорительной  для основной массы крестьянства. Число зажиточных хуторов и отрубов  было ничтожным. Ярким показателем  провала С. а. р. был голод 1911, охвативший основные земледельческие районы России, от которого пострадало более 30 млн. чел. сельского населения.

С. а. р. не привела к коренным социально-экономическим  сдвигам и не смогла предотвратить  назревание новой буржуазно-демократической  революции в России. В годы С. а. р. в стране развернулось массовое крестьянское движение, ведущее место в котором  занимали антипомещичьи выступления. Наряду с ними широкое распространение  получили столкновения крестьян с войсками и полицией в связи с проведением  С. а. р. — т. н. "землеустроительные бунты". Усилилась борьба деревенской  бедноты против кулачества, в том  числе против "новых помещиков" — хуторян и от рубщиков.

Лит.: Ленин В. И., "Крестьянская реформа и пролетарски-крестьянская революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20; его же, Столыпин и революция, там же; его же, Последний клапан, там же, т. 22; его же, К вопросу об аграрной политике (общей) современного правительства, там же, т. 23; его же, Мобилизация надельных земель, там же; Симонова М. С., Экономические итоги столыпинской аграрной политики в центрально-черноземных губерниях, в сборнике: Исторические записки, т. 63, М., 1958; Дубровский С. М., Столыпинская земельная реформа, М., 1963; Скляров Л. Ф., Переселение и землеустройство в Сибири в годы столыпинской аграрной реформы, Л., 1962; Першин П. Н., Аграрная революция в России, кн. 1, М., 1966; Сидельников С. М., Аграрная реформа Столыпина, М., 1973.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Категории земель

 

Земли в нашей стране разделяют  на категории в зависимости от целевого назначения.  Согласно Земельному кодексу РФ земли бывают следующих категорий:

  • Сельскохозяйственного назначения;
  • Поселений;
  • Промышленного и иного специального назначения;
  • Особо охраняемых территорий и объектов;
  • Лесного фонда;
  • Водного фонда; 
  • Запаса.

 

 Земли сельскохозяйственного  назначения

К данной категории относят  земли за чертой поселений, предоставленные  для нужд сельского хозяйства. В  их составе выделяют сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой  растительностью, предназначенной  для обеспечения защиты от воздействия  негативных природных, антропогенных  и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для  производства, хранения и первичной  переработки сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, — имеют приоритет в использовании  и подлежат особой охране.

Когда необходима площадь  для строительства промышленных объектов и для иных несельскохозяйственных нужд, предоставляют угодья, непригодные  для сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель худшего качества по кадастровой  стоимости.

Земли поселений

Таковыми признают земли, используемые и предназначенные  для застройки и развития городских  и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Поселения в РФ подразделяют на городские (города, поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора и т. д.). В зависимости  от численности населения городские  и сельские подразделяются на:

  • Сверхкрупные города (свыше 3 млн. чел.);
  • Крупнейшие города (1–3 млн. чел.);
  • Крупные города (250 тыс. — 1 млн. чел.);
  • Большие города (100–250 тыс. чел.);
  • Средние города (50–100 тыс. чел.);
  • Малые города и поселки (до 50 тыс. чел.);
  • Крупные сельские поселения (свыше 5 тыс. чел.);
  • Большие сельские поселения (1–5 тыс. чел.);
  • Средние сельские поселения (200–1000 чел.);
  • Малые сельские поселения (менее 200 чел.).

Использование земель поселений  определяется в соответствии с зонированием их территорий, то есть делением на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений  с определением видов градостроительного использования установленных зон  и ограничений на их использование. В соответствии с ЗК РФ выделяют следующие территориальные зоны: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного  использования; специального назначения; военных объектов; иные.

Для каждой зоны устанавливают  градостроительные регламенты, определяющие содержание правового режима отдельных  земельных участков. Для земельных  участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливают  единый градостроительный регламент. Он обязателен для исполнения всеми  собственниками, пользователями, владельцами-арендаторами независимо от форм собственности и  иных прав на участки.

В ЗК РФ предусмотрены случаи, когда участки и расположенные  на них объекты недвижимости признают не соответствующими градостроительному регламенту. Данная ситуация возникает, если виды использования не входят в перечень разрешенных или размеры  не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным  регламентом. В результате использование  земельных участков и объектов недвижимости может быть запрещено органами местного самоуправления.

Информация о работе Основы землеустройства и кадастров