Контрольная работа по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 22:34, контрольная работа

Краткое описание

В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся в современном российском праве на публичные и частные. Согласно статье 23 ЗК РФ частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Таким образом, специфика публичных сервитутов заключается в том, что их установление обусловлено не интересами конкретного собственника земельного участка, а общественными интересами и оно не связано непосредственно с нуждами соседнего земельного участка; осуществляется с учетом общественных слушаний.

Вложенные файлы: 1 файл

Земельное право (контрольная).doc

— 44.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

Вариант 2

Прокурору города Кирова поступила жалоба предпринимателя Снегирева на то, что он терпит большие убытки из-за непродуманного решения администрации г.Кирова, которая предоставила в пользование пустующий земельный участок фирме ООО «Аристон».

Став землепользователем, ООО «Аристон» огородила этот участок, лишив возможности прямого проезда транспорта Снегирева к складам МУП «Продсервис», где Снегирев ежедневно получает по договору товар для реализации его в своих торговых точках.

В результате возникшего препятствия транспорту Снегирева приходится ежедневно проезжать лишних 4,5 км, что приводит к дополнительным затратам средств на горючее и смазочные материалы, на оплату труда работников, на амортизацию транспортных средств.

Снегирев просит прокурора г.Кирова принять меры к устранению препятствий, которые благодаря непродуманному решению администрации г.Кирова были созданы фирмой ООО «Аристон».

1. Раскрыть понятие сервитута  и его основных признаков.

В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ под сервитутом понимается принадлежащее собственнику одного недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) право ограниченного пользования соседним земельным участком другого собственника.

Сервитут относится к числу ограниченных вещных прав. Обладатель такого права имеет только одно правомочие - правомочие пользования, при этом пользование может осуществляться не любым образом, а только строго определенными способами (поэтому такое пользование и называют ограниченным).

В связи с этим можно выделить два основных признака сервитута. Во-первых, сервитуты - вещные права. Они создают непосредственное отношение между управомоченным лицом и вещью. Этим они отличаются от обязательственных прав пользования имуществом (аренды, найма), которые направлены на действия другого лица и лишь косвенно касаются вещи. Во-вторых, сервитуты дают управомоченному лицу возможность только частичного господства над вещью, т.е. не охватывают ее всю целиком, как право собственности, а распространяются только на некоторые из ее частей и сторон.

Правообладателем сервитута может выступать лицо, обладающее недвижимым имуществом (земельным участком, зданием, сооружением, и т.д.) на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.

Для сервитута характерно наличие двух земельных участков, принадлежащих разным собственникам, когда один земельный участок (служащий) служит тем или иным образом собственнику другого земельного участка (господствующего). Причем сервитут может быть установлен по отношению к соседнему земельному участку. Допускается в необходимых случаях требовать его установления и от собственника другого земельного участка - соседнего с соседним.

По действующему российскому законодательству сервитутом могут обременяться не только земельные участки, но также и здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Целью установления сервитута является обеспечение нужд собственника недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута, в частности, для прохода и проезда через соседний земельный участок, для прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов через чужую землю, для водоснабжения и мелиорации.

Нормы о сервитутах содержатся в Земельном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ и других нормативных актах.

В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся в современном российском праве на публичные и частные. Согласно статье 23 ЗК РФ частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Таким образом, специфика публичных сервитутов заключается в том, что их установление обусловлено не интересами конкретного собственника земельного участка, а общественными интересами и оно не связано непосредственно с нуждами соседнего земельного участка; осуществляется с учетом общественных слушаний.

 

 

2. Раскрыть основания и порядок приобретения права на сервитут.

 

Правовой опыт выработал два варианта установления сервитута: один - по согласованию сторон, когда владелец участка, на котором предполагается сервитут, может не согласиться на такой вид использования и его воля имеет определенное значение (частный сервитут). Еще одна особенность этого сервитута - то, что его обладателем является определенный круг заинтересованных лиц.

Часть 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ содержит открытый перечень оснований установления сервитута: обеспечение прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и др. Нужды собственника определяются им самостоятельно или могут быть подкреплены требованиями закона (например, санитарными, противопожарными, природоохранными и другими правилами).

По общему правилу частный сервитут устанавливается по соглашению сторон, в котором оговариваются условия, на которых сервитут предоставляется. Существенными условиями договора об установлении сервитута являются предмет, в который входят наименование сервитута и его конкретное содержание, сведения об обремененном участке и участке, для обеспечения пользования которым устанавливается сервитут (адрес, кадастровый номер и т.п.), а также другие сведения, конкретизирующие предмет сделки: указание конкретного объекта, который будет использоваться, и его местонахождение (тропинка, дорога и др.), виды работ (если сервитут устанавливается для проведения ремонтных, мелиоративных или иных работ) и т.п.

Другой вариант - когда сервитут устанавливается на основании государственного акта или акта местного самоуправления. В этом случае владелец земельного участка обязан принять такое обременение в интересах сообщества (публичный сервитут).

Перечень публичных сервитутов установлен в п. 3 ст. 23 ЗК РФ, согласно которой могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через  земельный участок;

2) использования земельного участка  в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других  линий и сетей, а также объектов  транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ  на земельном участке;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона скота через земельный  участок;

7) сенокоса или пастьбы скота  на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;

8) использования земельного участка  в целях охоты, ловли рыбы в  расположенном на земельном участке  замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

9) временного пользования земельным  участком в целях проведения  изыскательских, исследовательских  и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной  полосе.

Таким образом, перечень публичных сервитутов, указанных в п.3 ст.23 ЗК РФ, является закрытым.

Помимо этого сервитут может быть установлен по решению суда в случае недостижения соглашения, при условии, что у лица, требующего установления сервитута, существуют достаточные основания к этому.

Сервитут, как и все права на землю, подлежит государственной регистрации. Сервитут регистрируется в Едином государственном реестре прав по заявлению любой из сторон соглашения о сервитуте. Если регистрация сервитута была произведена не на основании заявления собственника (владельца, пользователя) обремененного земельного участка, то он в обязательном порядке должен быть уведомлен о произведенной регистрации сервитута регистрирующим органом. Сервитут вступает в силу после государственной регистрации.

Частный сервитут регистрируется и как вещное право, и как обременение. Публичный сервитут регистрируется только как обременение. Заявление о регистрации подается органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившим публичный сервитут.

Государственной регистрации подлежит только сервитут как право. Договор об установлении сервитута не регистрируется.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Земельный кодекс Российской  Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в ред. 07.02.2011) // Российская газета. 30.10.2001. № 211-212.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. 07.02.2011) // Российская газета. 08.12.1994. № 238-239.

3. Арсланалиев М.А. Понятие сервитута в гражданском праве России // Журнал российского права. – 2009. - № 11. - С. 15.

4. Боголюбов С.А. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации" (постатейный). СП-б.: Питер Пресс. – 2009. С. 560.

5. Сергеев А.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: Учебно-практический комментарий (постатейный). М.: Проспект. – 2010. – С. 369.

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Земельному праву"