Контрольная работа по "Земельное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:37, контрольная работа

Краткое описание

Земельное законодательство Российской Федерации регулирует общественные отношения в области использования и охраны земель. Под его функциональным воздействием формируется земельный правопорядок на всей территории России, в пределах территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Земельный правопорядок — важное условие хозяйственной и иной деятельности народов, проживающих на соответствующей территории

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие предмета регулирования земельного права…………………………..4
Правовые основы государственного земельного кадастра…………………….7
Задача……………………….………………………………………….…………17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

Земельное право.docx

— 38.23 Кб (Скачать файл)

Содержание 

    Введение…………………………………………………………………….3

  1. Понятие предмета регулирования земельного права…………………………..4
  2. Правовые основы государственного земельного кадастра…………………….7

Задача……………………….………………………………………….…………17

Заключение……………………………………………………………………….19

Список  использованной литературы…………………………………………...20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Земельное законодательство Российской Федерации  регулирует общественные отношения  в области использования и  охраны земель. Под его функциональным воздействием формируется земельный  правопорядок на всей территории России, в пределах территории субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований. Земельный правопорядок — важное условие хозяйственной  и иной деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории

     Тем, кто изучил историю государства  российского, известна распространенная притча, будто древние жители российской территории, недовольные отсутствием  порядка на своей земле, пригласили управлять своими землями князей из рода Рюриковичей.

     С тех пор земельный правопорядок российского государства от века к веку совершенствовался. Российское земельное право функционирует  как одна из важнейших отраслей российской правовой системы. Знание земельного права, его принципов, земельно-правовых норм, правовых институтов и их предмета регулирования вооружает каждого  студента юридического института объемом  необходимого знания о сущности земельного правопорядка, который должен сложиться  в результате реализации основных задач  земельной реформы в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие предмета регулирования земельного права
 

    Земля — один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных  потребностей — ведения сельского  хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к  другим природным объектам (недрам, лесам, водам и т.д.).

    Земля в земельном праве — это  часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный  слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах Российской Федерации.

    В России, как и во всем мире, земли  служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей. В настоящее  время возникает необходимость  обеспечить такой порядок, при котором  хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические  последствия и угрозу устойчивому  развитию общества.

    В решении такой задачи решающая роль принадлежит праву как регулятору всех общественных отношений. С помощью правовых средств воздействия поддерживается такой режим деятельности общества, который гарантирует удовлетворение разнообразных потребностей людей, связанных с землями, имея в виду сохранение земель как основы дальнейшего развития общества.

    Российское  право имеет сложную структуру. Оно подразделяется на отрасли, институты, юридические нормы, дефиниции и  иные структурные элементы.

    Отрасль — наиболее крупное структурное  подразделение российского права. Земельное право выступает его  традиционной, относительно обособленной частью. Как отрасль права оно  представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли как национального богатства России.

    Земельное законодательство регулирует отношения  по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории. Эти  отношения земельный кодекс именует  «земельными». В этом понимании объектом использования и охраны выступают  земли всех категорий и назначений, относящиеся к территории, на которой  Российское государство вправе устанавливать  свой земельный правопорядок. Ее пределы  определены в Конституции Российской Федерации.

    Если  следовать нормативной концепции, земельное право можно определить как систему юридических норм (и соответственно правовых нормативных  актов — законов, указов, постановлений, решений, распоряжений, правил, положений  и др.), предназначенных для регулирования  земельных отношений.

    Земельное право — самостоятельное направление  правового регулирования, которое  сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению  земель между субъектами права, рациональному  использованию и охране земель в  процессе общественного развития в  самостоятельную категорию. Своей  целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения  людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель и будут удовлетворяться экономические и неэкономические потребности с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества. 
 
 

    Методы  регулирования земельных  отношений:

    Метод правового регулирования земельных  отношений с учетом природного происхождения  земли и ее общечеловеческой значимости.

    Метод договорного регулирования земельных  отношений.

    Метод обязательности государственного контроля и надзора за охраной и рациональным использованием земель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Правовые основы государственного земельного кадастра
 

    Правовую  основу регулирования кадастровых  отношений составляют Конституция  Российской Федерации, Гражданский  кодекс Российской Федерации, Земельный  кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный  закон, другие федеральные законы и  издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

    Следует, однако, сразу же оговориться, что  предусмотренная система не должна восприниматься как установление приоритета применения в сфере кадастровых  отношений отдельных кодексов и  Федерального закона по отношению к другим федеральным законам.

    По  этому вопросу Конституционный  Суд РФ в Определении от 5 ноября 1999 г. N 182-О "По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности  пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в  ответ на ссылку заявителя на ст. 3 ГК РФ, согласно которой "нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному Кодексу", специально указал, что "в статье 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае - федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой".

    Таким образом, при возникновении спорных  ситуаций и выявлении противоречий между одним из указанных кодексов и иным федеральным законом нельзя однозначно говорить о том, что подлежит применению кодекс. Для правильного  определения правовой нормы, подлежащей применению в конкретном случае, необходимо использовать основные правила устранения правовых коллизий (правила общей и специальной нормы, ранее и позднее изданные акты и т.д.).

    В данном случае законодатель всего лишь структурировал нормативные правовые акты, выделив среди них основные. Так, основы регулирования содержатся в Конституции РФ, понятие, режим и особенности регулирования различных видов недвижимого имущества определены в Гражданском кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Жилищном кодексе РФ, а специальные нормы в отношении именно кадастровых отношений - в комментируемом Законе, других федеральных законах и, наконец, специальных нормативных правовых актах, уже принятых, и тех, которые еще планируется принять.

    Что интересно, практически все кодексы, указанные в комментируемой статье, за исключением Гражданского кодекса  РФ, были приняты за последние 6 лет, поэтому правовой режим отдельных  объектов недвижимого имущества  достаточно изменился по сравнению  с ранее действовавшим законодательством. В качестве положительной тенденции можно отметить тот факт, что обновление происходило практически одновременно с учетом единой концепции, поэтому "омолаживание" законодательства прошло без обнаружения явных противоречий и коллизий между ними.

    Рассмотрим  основные нормативные правовые акты, прямо или косвенно регулирующие сферу кадастровых отношений.

    Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. всенародным  голосованием, применительно к сфере  регулирования кадастровых отношений  включает три группы норм: нормы, определяющие принципы осуществления права собственности  на имущество, основы федеративного  устройства государства и разграничения  компетенции органов государственной  власти и органов местного самоуправления, принцип прямого действия Конституции  РФ и порядок принятия федеральных  законов в данной сфере.

    Так, ст. 9, 35, 36 Конституции РФ посвящены  институту собственности на недвижимое имущество.

    В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы  могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

    Установление  каких-либо ограничений и запретов в отношении возможности граждан  и юридических лиц иметь имущество  в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими  лицами не допускается (ст. 35 Конституции  РФ).

    Особо регулируются вопросы собственности  на землю. Так, в соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения  вправе иметь в частной собственности  землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами  осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

    Согласно  ст. 5 Конституции РФ ее федеративное устройство основано на разграничении  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и субъектов  РФ. Разграничение полномочий между  Российской Федерацией и ее субъектами определяется Конституцией РФ, предусматривающей: 1) компетенцию Российской Федерации, 2) совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов и 3) компетенцию субъектов РФ.

    Полномочия  Российской Федерации в сфере "кадастровых" отношений, предусмотренные в комментируемой статье, основываются на ст. 71 и 72 Конституции  РФ.

    Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного  ведения Российской Федерации и ее субъектов субъекты РФ согласно ст. 73 Конституции РФ обладают всей полнотой государственной власти. 

    И, наконец, третья группа норм, посвященных  действию Конституции РФ и порядку  принятия федеральных законов в  данной сфере.

    Статья 15 Конституции РФ предусматривает, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в ней, не должны противоречить Конституции  РФ, а законы и иные нормативные  правовые акты субъектов РФ, принятые по вопросам, отнесенным к ведению  Российской Федерации или к совместному  ведению Российской Федерации и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ).

    Таким образом, устанавливается принцип  прямого, непосредственного действия Конституции РФ, означающий, что  ее нормы действуют на всей территории страны и не требуют дополнительной фиксации в иных нормативных правовых актах. Наиболее важным следствием из этого принципа выступает возможность  защитить свои права посредством  указания на конкретную статью Конституции  РФ, которой предусмотрено нарушенное право. И для этого совершенно не важно, предусмотрено оно еще  каким-либо нормативным правовым актом  или нет.

Информация о работе Контрольная работа по "Земельное право"