Контрольная работа по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:59, контрольная работа

Краткое описание

Спором, в общем понимании этого слова, является взаимное притязание двух или нескольких лиц (сторон) на один и тот же объект, разрешаемое путем состязания (словесного доказывания, отстаивания своей точки зрения) в судебном процессе. Например, гражданин, вынужденный провести мероприятия по устранению сорной растительности на соседнем участке, поскольку сорняки стали заражать его участок, предъявляет иск к нарушителю правил борьбы с сорняками о возмещении понесенных расходов, а нарушитель отказывается возместить, полагая, что не обязан тратиться на устранение сорняков в той части участка, которую временно не использовал. В данном случае обе стороны имеют притязание на стоимость расходов: одна требует оплатить, другая считает, что не должна платить.

Содержание

Разрешение земельных споров.
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
Понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения
Задача 1.
Задача 2.
Задача 3.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

земельное право1.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

м) жалобы на решение местной администрации  о предоставлении земельного участка  другим лицам, которым ущемлены права  и охраняемые законом интересы собственника, землепользователя (например, собственники в результате решения местной администрации лишены подъезда к своим земельным участкам);

н) споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об устранении препятствий в пользовании  земельным участком, в том числе и в случае, когда оспариваются его границы и размеры;

о) споры между садоводческим  товариществом и его членами, споры членов товарищества между  собой, а также споры между  супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земельного участка  или определения порядка пользования этим участком;

п) споры между членами дачно-строительного  кооператива и кооперативом, а  также споры членов дачно-строительного  кооператива между собой по поводу пользования земельным участком или его раздела.

 По предмету земельные споры можно подразделить на споры, возникающие по поводу:

 

1) определенных  земельных прав. Например, права  собственности на земельный участок,  права преимущественного перед  другими лицами возобновления  арендных отношений, права на  наследование земельного участка и т. п.;

2) признания поземельных  прав, т.е. прав на недвижимость, связанных с правом на земельный  участок. Например, право собственности  на жилой дом и земельный  участок, на котором он построен.

3) признания имущественных  прав. Например, права на компенсацию убытков, причиненных правомерными или неправомерными действиями; права на урожай, выращенный до расторжения договора аренды земельного участка..

Основными причинами возникновения  земельных споров являются:

1) недостатки  в действующем законодательстве. Так, недостаточно четко регламентированный порядок предоставления земель, находящихся в собственности или аренде, для проведения изыскательских работ может породить многочисленные споры о порядке возникновения отношений по временному предоставлению таких земель, по порядку компенсации расходов на их восстановление, по порядку исполнения договорных обязательств и соотношению их с производственно-хозяйственной деятельностью лиц, использующих землю на праве собственности или аренды и т. п.;

2) недостатки в доведении содержания вновь принятых нормативно-правовых актов до субъектов земельных отношений. Например, несвоевременное поступление сведений об изменившемся законодательстве неизбежно порождает необоснованные конфликты между теми, кто своевременно узнал об этих изменениях, и теми, кто не заботится о знакомстве со вносимыми в законодательство изменениями;

3) недостатки  в работе должностных лиц государственного  аппарата: покровительство монополистическим  тенденциям, особенно в сфере  нарождающегося частного предпринимательства в землепользовании; бюрократизм и волокита; недостаточная квалификация работников государственного аппарата и др.;

4) недобросовестное  поведение отдельных субъектов  земельных правоотношений, выражающееся  в попытке строить свое материальное и финансовое благополучие за счет противоположной стороны по земельному спору.

Профилактика земельных  споров заключается в устранении вышеперечисленных причин и условий, порождающих эти споры. В частности, основными профилактическими мероприятиями следует признать:

1) совершенствование  действующего законодательства, как  земельного, так и смежного с  ним. При этом совершенствование  закона должно идти по трем  основным направлениям:

а) совершенствования материальных норм права, в частности, более четкой регламентации правомочий собственников, арендаторов земельных участков и других лиц, использующих землю; прав на возмещение причиненных им убытков; прав на компенсацию расходов, причиненных нарушением состояния окружающей среды производственной деятельностью государственных и иных организаций и т. п.;

б) совершенствования  процессуальных норм права, от надлежащего  действия которых зависит быстрота реализации правомочий субъектов и  устранения конфликтных ситуаций. Например, принятое Положение о формировании специального фонда земель для ведения крестьянского хозяйства, порядок рассмотрения и решения дел о формировании крестьянских хозяйств и получении земель для этой цели способствуют более оперативной реализации прав граждан на ведение крестьянского хозяйства и устранению возможных конфликтов в данного вида отношениях;

 

в) совершенствования нормативных  актов, обеспечивающих применение материальных и процессуальных норм. Так, при возникновении  споров, возникающих из договора мены земельными участками, существенным подспорьем определения законности и справедливости данной сделки служит ГОСТ (обеспечительный нормативный акт), в котором закреплены основные признаки меняемых участков, квалифицирующих эти участки в качестве сельскохозяйственных или несельскохозяйственных, относящих к тем или иным земельным угодьям;

2) совершенствование практики доведения до всех граждан и юридических лиц, находящихся на территории России, вновь принимаемых нормативно-правовых актов. Согласно ст. 15 Конституции России любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, а также его обязанности, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, не могут применяться в России; подзаконные нормативные акты министерств и ведомств, не прошедшие государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, также являются недействительными.

Обязательная публикация вновь принимаемых нормативных актов, а также их изменений в установленных периодических изданиях, способствуя совершенствованию правосознания субъектов земельных правоотношений, устраняет значительное число причин и условий, порождающих земельные споры;

3) правовое обеспечение деятельности  должностных лиц органов государственной  власти, от которых зависит решение  земельных вопросов и особенно  той их части, где могут возникать  конфликтные ситуации. Так, неправомерные  действия данных лиц, если они  причинили существенный вред охраняемым правам граждан и иных лиц, государственным интересам, наказуемы и в уголовном порядке, если эти действия совершены с превышением служебных правомочий либо не совершались (ненадлежаще совершались) те действия, которые должностные лица обязаны были совершить. Законом о конкуренции на товарных рынках и ограничении монополистической деятельности признаются незаконными акты органов управления и должностных лиц, которыми оказывается протекция одним субъектам земельных правоотношений и ущемляются права других. В гражданском и арбитражном процессе предусмотрено ведение специальной категории споров о признании недействительными указанных актов.

Совершенствование законодательства в данной сфере должно быть направлено на расширение круга лиц, могущих обжаловать незаконные действия указанных органов и их работников;

4) пресечение недобросовестного  поведения отдельных субъектов  земельных правоотношений, их незаконного  стремления строить свое финансовое  и материальное благополучие  за счет других лиц и порождения вследствие этого заведомо незаконных заявлений. Этому служат такие положения в законодательстве, как институт взыскания морального вреда, получивший полноправное действие; институт гражданской пошлины, которую заявитель, обращаясь в суд, обязан предварительно заплатить (иначе дело не подлежит рассмотрению) (ст. 82, 130 ГПК); в случае проигрыша дела данная пошлина уплачивается им полностью, возложение ее на другую сторону спора возможно лишь при проигрыше дела последней (ст. 90 ГПК);

5) профилактика земельных споров. Ей способствует и правильное  разрешение дел в судах, арбитражных  и третейских судах, поскольку  ошибки в решении споров порождают  дополнительные жалобы, кассационные  и надзорные производства и  т. п.

Правильному же решению земельных споров способствует эффективная работа надзорных инстанций, обобщающих дела по наиболее сложным вопросам, по которым имеются значительные пробелы в действующем законодательстве; вынесение пленумами судов руководящих определений и постановлений, публикующихся в Бюллетене Верховного Суда РФ, в Вестнике Высшего арбитражного суда РФ и в других официальных периодических изданиях.

Наконец, профилактике земельных споров служит освещение деятельности судов  по рассмотрению данной категории дел  в средствах массовой информации и по телевидению, их надлежащая оценка.

 

 

 

 2. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

    2.1 Понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Землями сельскохозяйственного  назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, другие земли, предназначенные для этих целей в соответствии с территориальным планированием использования земель.

Земли сельскохозяйственного  назначения включают в себя сельскохозяйственные угодья, земли, занятые зданиями и сооружениями, необходимыми для ведения сельского хозяйства и др. К сельскохозяйственным угодьям относят сенокосы, пашни, пастбища, залежи и иные угодья. Перечислять их все нет необходимости, так как их перечень остается открытым (ст.77-82 ЗК РФ).

Под правовым режимом  земель сельскохозяйственного назначения следует понимать установленный  законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны.

Земли сельскохозяйственного  назначения представляют собой особую категорию земель, т.е. ту часть земельного фонда РФ, которая предназначена и используется по основному назначению. Категории земель являются родовым объектом правового режима.

Под целевым  использованием земель сельскохозяйственного  назначения понимается основное предназначение земель данной категории. При этом допускается постройка на этих землях несельскохозяйственных объектов, которые помогают ведению хозяйства (перерабатывающие предприятия, гаражи для сельскохозяйственных объектов и т.п.).  Земельное угодье является конкретным объектом правового регулирования. Оно представляет собой земельный участок, используемый по непосредственному целевому назначению.

Говоря о  целевом использовании земель, необходимо упомянуть о таком понятии, как «конкретное целевое назначение». Под ним понимается вид использования земли, который исключает иные формы её хозяйственной эксплуатации. На этих землях нельзя возводить никаких строений или сооружений, так как пахотные земельные угодья предназначены исключительно для посева сельскохозяйственных культур и выращивания корнеплодов и овощей.

Проводя подразделение  земли по виду объекта правового  регулирования, выделяют три вида правового  режима использования земель: общий, особенный и специальный. Общий  правовой режим распространяется на все земли и его элементами является использование земель по их целевому назначению.

Для земель сельскохозяйственного  назначения характерен особый правовой режим, выражающийся в их использовании  для сельскохозяйственных целей. Особый правовой режим вводится для истощенных и деградированных земельных угодий. Эти меры необходимы для восстановления угодий и недопущения их разрушения в будущем.

Следует отметить, что правовой режим земель устанавливается  государством только на уровне общего и родового объекта.

Правовой режим  земель сельскохозяйственного назначения, выделенных физическим лицам, может  быть изменен, чему способствуют действия собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, обладающих правом самостоятельного хозяйствования на земле. 

Вторым элементом  правового режима земель является наличие  специально уполномоченных, государственных  органов по регулированию правового  режима.                                                                                                                          Регулирование правового режима земель как общего объекта правового режима осуществляют государственные органы общей компетенции - Федеральная служба земельного кадастра РФ и ее территориальные органы. Регулирование правового режима категорий земель и земельных угодий осуществляют органы управления специальной компетенции.

Третьим элементом  правового режима использования  земель является круг субъектов по использованию земель данной категории. Не все физические и юридические лица могут обладать правом собственности на земельные участки различных категорий, а лишь те, которые в соответствии со своим правовым статусом могут осуществлять тот или иной вид эксплуатации земли. Так, сельскохозяйственные предприятия не могут быть собственниками земель промышленности, поскольку их уставная деятельность не предусматривает ведения промышленной деятельности.

 Земли сельскохозяйственного  назначения могут использоваться  для ведения сельскохозяйственного  производства, защитного лесоразведения, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством:

· гражданами, в  том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные  хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

· хозяйственными обществами и товариществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

· некоммерческими  организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

Информация о работе Контрольная работа по "Земельному праву"