История развития градостроителльной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

В начале 1990-х гг. с провозглашением политической установки на переход к рыночным отношениям и формированию рынка недвижимости наступил переходный период на международной экономической арене. Все мировые державы приняли политическую установку на развитие рынка недвижимости и, прежде всего, частной собственности. Данный исторический момент обусловил создание института правового градорегулирования. Появилась необходимость в формировании условий для его полноправного функционирования.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Повышение конкурентоспособности территории в муниципальных документах планирования социально-экономического развития, разработанных и утвержденных в России в 2010 г., зачастую является одной из ключевых целей, достижение которых должны обеспечить органы местного самоуправления.

Вместе с тем, современные объективные условия регионального развития в России делают невозможной ориентацию экономической политики муниципального образования исключительно на конкуренцию с другими территориями за трудовые и финансовые ресурсы. Эксперты, участвовавшие в форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России», пришли к выводу, что политика конкуренции должна дополняться действиями по сотрудничеству с другими территориями, установлению партнерских отношений, реализации совместных инвестиционных проектов.

Аналогичного мнения придерживаются многие специалисты и в других странах. Например, по мнению Н. Пилчер-Миланович и А. Заводник Ламовсек, в планировании городского землепользования выделяются две противоположенные концептуальные позиции: ориентация на повышение конкурентоспособности территории и ориентация на обеспечение устойчивости развития18. При этом экспертами отмечается возможность взаимной смены этих ориентиров в политике землепользования в зависимости от тех или иных условий.

Какие требования должны предъявляться заказчиками к документам социально-экономического планирования и градостроительного проектирования?

Основными заказчиками документов социально-экономического планирования и градостроительного проектирования в нашей стране являются органы государственной власти и органы местного самоуправления. Требования, которые они предъявляют к таким документам, напрямую зависят от того, практически полностью определяются действующими нормативными правовыми актами (прежде всего, принятыми на федеральном уровне).

В настоящее время, базовым нормативным правовым актом федерального уровня, определяющим общие требования к содержанию документов территориального планирования, документации по планировке территории и правил землепользования и застройки, является Градостроительный кодекс РФ (далее также – ГрК РФ). Его требования распространяются на документы федерального уровня, уровня субъекта РФ и муниципального уровня. В то же время, ГрК РФ имеет ряд существенных недостатков, которые за последние 5 – 6 лет были на практике выявлены многими разработчиками градостроительной документации в РФ. Сегодня в стадии разработки находится законопроекта по внесению изменений в ГрК РФ.

Состояние нормативного правового регулирования в сфере подготовки документов планирования СЭР сегодня имеет ещё более ярко выраженные недостатки. Прежде всего, нормативный правовой акт федерального уровня, определяющий общие требования к содержанию документов стратегического планирования СЭР муниципальных образований отсутствует. В настоящее время ведется подготовка проекта федерального закона «О государственном стратегическом планировании»19, который, как ожидается, должен разъяснить многие спорные вопросы. Однако в первых редакциях этого законопроекта содержание муниципальных документов стратегического планирования СЭР не рассматривалось.

Документы планирования СЭР программного характера (более краткосрочные по горизонту планирования и более узкие по масштабу целей) регулируются Бюджетным кодексом РФ. Как правило, они разрабатываются в целях реализации положений документов стратегического планирования СЭР и документов градостроительного проектирования. Однако в федеральном законодательстве РФ не закреплены даже самые общие требования к составу и содержанию долгосрочных и ведомственных целевых программ. Следовательно, отсутствует методическая основа для формирования более или менее универсального подхода к разработке таких документов, который мог бы быть в последствие закреплен в отдельных нормативных правовых актах субъектов РФ и муниципальных нормативных правовых актах с учетом некоторых локальных особенностей.

Отдельно следует выделить такой вид документов, как план реализации документа территориального планирования (далее также – план реализации). Общие требования к нему определены в Градостроительном кодексе РФ. Скорее всего, его нельзя отнести исключительно к документам планирования СЭР, так как каждое мероприятие плана реализации базируется на пространственных решениях документа территориального планирования. При этом ГрК РФ дает нам закрытый список положений, которые должны быть отражены в том или ином плане реализации документа территориального планирования муниципального образования или субъекта РФ, что на практике затрудняет применение такого рода проектов20. В целом, положения ГрК РФ,  определяющие содержание планов реализации, имеют следующий ряд основных недостатков: не закреплены требования к наличию и характеристикам графических материалов в плане реализации; отсутствуют требования к наличию каких-либо иных мероприятий организационного и нормативно-правового характера, кроме подготовки правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; не закреплены конкретные требования к содержанию финансово-экономического обоснования.

Наконец, крайне важной, но, увы, до сих пор не преодоленной проблемой является то, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» главными критериями выбора разработчика документов территориального планирования и документов стратегического планирования социально-экономического развития территорий является только цена работы и сроки её выполнения. Тяжелыми последствиями такого законодательного ограничения является разработка  множества проектов.

Как следует осуществлять реализацию разработанных документов социально-экономического планирования и градостроительного проектирования?

В настоящее время в России уже разработано немало таких документов. Однако первый опыт их реализации во многих случаях продемонстрировал уязвимость и неполноценность предполагаемых ранее механизмов. Сегодня в качестве перспективных направлений совершенствования подходов реализации документов стратегического планирования выделяются следующие: вовлечение городского сообщества в вопросы принятия решений о развитии территорий; частно-государственное партнерство власти и бизнеса; развитие брендов территорий; мониторинг развития территории21.

В связи с этим, хотелось бы отметить, что именно мониторинг как система постоянного наблюдения за состоянием территории и анализа происходящих изменений должен являться основой для принятия решений о внесении изменений в ранее разработанные документы планирования социально-экономического развития и документы градостроительного проектирования. На результатах мониторинга могут основываться текущие решения о преобразовании городской среды, принимаемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, представителями бизнеса и городского сообщества. Именно мониторинг развития как комплексная система регулярно обновляемых знаний о территории может сформировать и поддерживать бренд города, делая его узнаваемым и привлекательным для населения и инвестиций.

Реализуемость на практике ранее подготовленной градостроительной документации также является важным вопросом как в России, так и за рубежом. Например, в докладе А. Ердема Ербаса и Т. Ербила «Новые вызовы развития промышленных зон в рамках видения плана агломерации Стамбула на период до 2023 года» на конференции ГеоМультимедиа-2010 рассматривается вопрос реализации плана агломерации Стамбула. В Турции сегодня одной из наиболее перспективных промышленных отраслей является судостроение. В плане агломерации Стамбула были предусмотрены функциональные зоны для размещения судостроительных предприятий. Однако в данном документе не произведено оценки перспектив создания промышленной инфраструктуры для таких ресурсоемких производств, как судостроение. В результате, сегодня идут горячие дискуссии о том, каким образом реализовать решения плана агломерации Стамбула по размещению судостроительных предприятий22.

Применительно к практике российского градостроительного проектирования представленные примеры позволяют сделать следующий вывод. Разработка документов градостроительного проектирования не может производиться без оценки возможностей последующей реализации градостроительных решений в различных сферах: нормативно-правовой, организационной, информационной, технической. Только единство этих пяти составляющих может обеспечить своевременные положительные изменения в городской среде при сохранении баланса интересов всех заинтересованных лиц.

Вовлечение городского сообщества в вопросы принятия решений о развитии территорий является одной из наиболее часто обсуждаемых иностранными специалистами тем. Д. Лам, Е. Ингвани и др. Указывают на необходимость организации тесного сотрудничества между органами власти, бизнесом и обществом в целях обеспечения устойчивого развития всей территории. При этом отмечалось, что каждая из трех сторон в этом процессе должна выполнять определенные функции. Задачей городского сообщества является своевременное информирование органов местного самоуправления о том, какие свойства должна иметь городская среда.

3 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

В начале XX века градостроительное право начинает формироваться как  самостоятельная отрасль права, входящая в административно-регулятивную деятельность органов местного самоуправления. До Первой мировой войны в различных европейских государствах начинают оформляться сначала разрозненные законодательные акты, количество которых в 20—30-х гг. увеличивается. После Второй мировой войны они принимают более систематизированную форму в виде самостоятельного законодательства о градорегулировании.

В Великобритании первые шаги в развитии законодательства о градорегулировании были сделаны в 1909 г. Тогда парламентом был принят Акт о городском жилище, предоставивший органам местного самоуправления право разрабатывать планировочные схемы. Аналогичный акт,принятый в 1919 г., расширил эти полномочия. Следующий значительный шаг был предпринят в 1932 г., когда планировочные полномочия были распространены и на органы местного самоуправления в сельской местности23. Современная система законодательства о градостроительной деятельности ввелась Актом о городской и сельской планировке 1947 г. Он включал в себя  большое количество регулятивных процедур, в том числе заимствованных из предшествующих законодательных актов. Сейчас законодательство о градостроительной деятельности в Великобритании представлено исключительно большим количеством документов. Сначала Акт от 1909 г. содержал 9 страниц текста, далее акт 1971 г. (17-й после 1909 г.) - 382 страницы, к началу 1980-х гг. общий объем законодательных документов градостроительного контроля составил приблизительно 2000.

В США законодательство о градостроительной деятельности осуществляется на уровне муниципальных образования в виде зонирования. А. О'Салливан указывает, что первые распоряжения по зонированию использовались богатыми, чтобы исключить соседство с бедными. В 1880-х гг. в Сан-Франциско были приняты законы с целью ограждения от проживающего там китайского населения. Когда открытая сегрегация была объявлена неконституционной, в городе был принят закон о зонировании, в соответствии с которым запрещалось открывать прачечные в определенных районах. Закон о зонировании не противоречил конституции, поскольку стоял на страже общественного блага, запрещая такое использование земли в жилых районах, которое вредно воздействовало на окружающую среду. Так как большинство прачечных в городе содержали китайцы, закон о зонировании стал легитимным орудием сегрегации. Быстрый рост безработицы среди конторских служащих и работников швейных фабрик в Нью-Йорке в 1916 г. привел к росту числа низкооплачиваемых работниц на улицах района Манхэттена. Хозяева магазинов на богатой Пятой авеню боялись, что появление большого количества бедных женщин плохо отразится на бизнесе, и предложили принять законы о зонировании, которыми ограничивались размер и высота зданий. Закон ограничивал рост зданий контор швейных фабрик, снижая тем самым количество клерков и швей, ходящих по Пятой авеню. Закон о зонировании был признан конституционным, потому что защищал общественное благо, ограничивая неудобства, создаваемые высокими зданиями (загораживание света, ограничение видимости)»24.

Правовое зонирование получило в США национальный законодательный статус в 1924 г., когда были приняты законодательные стандарты («модельный закон») для штатов и местных общин. Первая и третья части этого документа стали основой для местных законов по зонированию25. В 1920-х гг. было принято 35 местных законодательных установлений по зонированию, в 1930-х гг. - 981. В настоящее время местное зонирование принято в 98% всех городов США с населением свыше 10 тыс. человек26.

Во Франции еще в XIX в. имелись разнообразные регулирующие правила, но планировочные аспекты не выделялись из строительного законодательства. Последнее регулировало в основном вопросы, относящиеся к участкам размещения и внешнему виду зданий. Этот набор правил, периодически расширяемый и уточняемый, получил систематическое изложение в национальном законодательстве, которое сформировалось на основе ряда последовательных декретов, главным образом 1958г., 1967г. и 1971г.27. Один из последних законов 1986 г. закрепил общую тенденцию усиления юридических прав муниципалитетов28.

В Германии с выпуском общефедеральной книги строительного законодательства (1986 г.) завершился 60-летний период формирования единого градоустроительного права. Книга рассматривается специалистами как первая комплексная кодификация градоустроительного права29. Согласно Конституции, федерация имеет административную власть лишь в определенных специально поименованных областях: почта, железная дорога, вооруженные силы, внешняя политика. Городская и сельская планировка не входит в их число и осуществляется на уровне местных административных единиц - общин30. Новое законодательство закрепляет суверенитет общин в области градоустроительного права и вводит ряд условий для его дальнейшего усиления31.

Законодательство о градостроительной деятельности начинает формироваться относительно поздно и при этом почти одновременно во многих странах. Это не может быть простой случайностью. Вплоть до начала XX в. владельцы недвижимости использовали ее почти исключительно по своему усмотрению и не проявляли желания делиться этим правом пользования с кем бы то ни было. Но настал момент, когда такое желание стало появляться, и совпал он с периодом активной индустриализации и сопровождающей ее урбанизации, когда неконтролируемая строительная деятельность одних частных субъектов стала приносить ощутимый ущерб недвижимой собственности других. В этот период происходит, по существу, добровольная передача части прав пользования и изменения (строительства) объектов недвижимости от частных собственников местным органам власти. Между ними заключается своего рода общественный договор, оформляемый соответствующими правовыми актами, совокупность которых последовательно формирует новую отрасль права — законодательство о градостроительной деятельности. То, что эти права передаются местным, а не государственным органам власти, также не случайно. Дело в том, что природа этих прав (сочетание разрешенных видов использования недвижимости и параметров застройки) предполагает высокую степень конкретности, которая может быть определена только на местном уровне. Важно и то, что передача этих прав происходит особым образом: местной власти передаются не права однозначно устанавливать, каким быть тому или иному объекту, а только права ограничивать произвольное использование, чреватое ущербом для соседних владельцев недвижимости. Свобода в использовании и изменении недвижимости для частных лиц не упраздняется, а заключается в определенные правовые рамки.

Информация о работе История развития градостроителльной деятельности